Черный феминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:44, реферат

Описание

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Содержание

1. Содержание.
2. Понятие «феминизм».
3. «Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Черный Феминизм..doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)


 

Содержание.

 

1.      Содержание.

2.      Понятие «феминизм».

3.      «Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.

4.      Заключение.

5.      Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «феминизм».

Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маккузе и Теодор Адорно). Кроме того на феминисткую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований, и появляется особая область гуманитарных наук — так называемая «социальная феноменология», которая формируется на стыке целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т.д.

 

 

Проблемами феноменологии занимаются не только женщины, и поэтому в современной литературе под феминистской мыслью в широком смысле слова понимают теоретическую деятельность, как женщин так и мужчин по осмыслению женской проблематики.

В истории феминизма выделено три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению 19-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чёрный» феминизм как разновидность феминизма.

«Чёрный» феминизм относится ко второй «волне» феминистского движения. «Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами. Черный феминизм основывается на идее о том, что феминизм, который игнорирует расизм, бессмыслен. Хотя феминизм в целом пытается говорить от имени всех женщин, но его часто обвиняют в том, что он является движением белых женщин среднего класса. С точки зрения черных женщин, белые феминистки борются против сексизма, но не противодействуют расизму и классовым противоречиям. Черные феминистки существуют столько же, сколько и белые.

В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective) в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

 

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуменизм Элис Уокер. Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Анджела Дэвис, автор книги «Женщины, раса и класс» (Women, Race, and Class), стала одной из первых феминисток, кто построил свою аргументацию вокруг точки пересечения расы, гендера и класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

На сегодняшний день «чёрный» феминизм занимается, в большей степени, проблемами расизма и расовой справедливости. Значительное место в современном афроцентричном феминистcком дискурсе занимают феминистская теология, лесбийская теория (борьба против гомофобии в среде чернокожих), дискуссии о содержании и конструировании маскулинности черных мужчин, о концепции социальной политики и здравоохранения в отношении черных женщин и одиноких матерей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Белл Хукс. Феминистская теория: от края к центру // Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000. С. 236-253.

2.      Дэвис Анджела. Расизм и миф о черном насильнике // С. 190-217.

3.      Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York, Oxford, 1986.

4.      http://livasprava.info/content/view/2531

5.      Теория и история феминизма. Курс лекций / Под ред. Ирины Жеребкиной. ХЦГИ: Ф-Пресс, 1996. с. 129.

6.      Шнырова О.В. Конгресс в Тромсо/ «Женские миры-99»: 7-ой Всемирный Конгресс и гендерные исследования в России. Иваново, 1999. С.11

 

 

7

 



Информация о работе Черный феминизм