Демографические проблемы пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2011 в 06:10, контрольная работа

Описание

Происходящие в России демографические изменения постоянно увеличивают нагрузку на действующую пенсионную систему. Так, удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны в последние годы неуклонно возрастает, что связанно не только с абсолютным приростом их численности, но и малым коэффициентом рождаемости.

Содержание

Введение 3
1. Демографические проблемы пенсионного обеспечения 4
2. Экономические и организационные проблемы пенсионного обеспечения 7
2. Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

673-10 - пенсионное обеспечение.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Сосредоточение  всех пенсионных накоплений во Внешэкономбанке противоречит сути пенсионной реформы. Предполагалось, что эти средства выведут из госсектора и направят работать в различные отрасли экономики. Внешэкономбанк же является госструктурой и в плане хранения там накопительных средств не слишком отличается от Пенсионного фонда России.

     Большое значение для более полного учета плательщиков страховых взносов, который обеспечивает повышение объемов собираемых средств, имеет внедрение индивидуального (персонифицированного) учета уплаты страховых взносов. Таким образом, наряду с уже существующим учетом всех предприятий, учреждений и организаций по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации им охватывается каждый застрахованный.

     Значительный  шаг в реализации страховых принципов  в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Все это позволило несколько улучшить работу пенсионной системы, и существенно повысить заинтересованность застрахованных в уплате страховых платежей. Тем не менее, принимаемые меры по реформированию системы обеспечили лишь ее устойчивость на текущий период, но не устранили принципиальные недостатки, связанные с несоответствием размера пенсии результатам труда и объемам поступивших платежей.

     Пенсионная  реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Неудачи в ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает. 

     3. Необходимость реформы  пенсионного обеспечения  в России 

       Ныне действующая пенсионная  система сложилась еще во времена  существования советской системы,  когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах.

     Каковы  же предпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?

     В России пенсионеры, без учета реального  вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.

     Сегодня пенсионная система России - это  рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек. При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России.

     При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это  постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.

     Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку  их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей  из-за высокого уровня взносов в  Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам.

     Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения  к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе

     Пенсионная  реформа предполагала, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума.

     Вторая  часть пенсии - это те средства, которые  гражданин будет получать в зависимости  от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.

     У накопительной пенсионной системы  есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной  системой. Назовем некоторые:

     - накопительная система пенсионного  обеспечения не зависит от  демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темпов экономического роста;

     - обеспечивает справедливую дифференциацию  пенсий, поскольку их размер в  этом случае зависит только  от объема накопленных за время  работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;

     - позволяет, в отличие от распределительной  системы, «оживить» накопляемые  пенсионные средства, эффективно  инвестировав их в экономику  страны;

     - сочетается с системой конкурирующих  друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;

     - позволяет каждому гражданину  самому рассчитать приблизительный  размер собственной пенсии.

     Предлагаемая  реформа пенсионного обеспечения - это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение.

     В распределительной системе пенсионного  обеспечения учитывались либо заработок  только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имелась возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

     В новой системе зарплата учитывается  в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%. Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

     В распределительной пенсионной системе  отсутствовали реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты, составлявшей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышавшей 10% от общего объема доходов.

     Согласно  новой системе работник стимулируется  к предъявлению полной зарплаты для  уплаты с нее налога и страховых  взносов. Создаются условия для  вывода реальной зарплаты из «тени».

     При распределительной пенсионной системе  размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

     При новой системе появляются условия  и возможности для повышения  пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.

     Распределительная пенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.

     Новая система пенсионного обеспечения  призвана обеспечить условия для  взаимопомощи поколений и социального  партнерства.

     Распределительная пенсионная система приводила к  тому, что сборы на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.

     Новая система пенсионного обеспечения  за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.

     Итак, выделим основные экономические  причины пенсионной реформы:

  1. устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способности пенсии;
  2. сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;
  3. окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина с среднемесячной зарплаты;
  4. снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;
  5. ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;
  6. сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производства и периодических финансовых кризисов;
  7. «замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованного европейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записано в Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Необходимость реформирования системы пенсионного  обеспечения определяется сложными взаимообусловленными социально-экономическими и демографическими процессами, которые  носят объективный и долгосрочный характер. Трансформация общественного уклада повлекла за собой кардинальные изменения условий найма рабочей силы и ее структуры, резкую дифференциацию заработной платы и других форм доходов. Последствия фиксируемых сегодня неблагоприятных демографических тенденций будут влиять на пенсионную систему на протяжении ближайшего полувека.

     Материальное  положение российских пенсионеров  не соответствует представлениям о  достойной старости. Средний коэффициент  замещения по России в течение  последних лет снижается, поскольку  темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

     Финансовое  состояние Пенсионного фонда  России (далее – ПФР) характеризуется  все возрастающим дефицитом, покрываемым  пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и  экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

     Медленно  формируется инвестиционный потенциал  накопительной системы. Лишь около 4% граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

     Согласно  актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы против 19% в 2005 году.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Демографические проблемы пенсионного обеспечения