Дети улицы как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 22:19, научная работа

Описание

Цель научной работы предусматривает решение ряда задач :

Рассмотреть вопросы исторического понимания природы и проблемы бродяжничества и беспризорности в России, особое внимание заострить на изучении проблемы бродяжничества и беспризорности в трудах исследователей этой проблемы.
Анализировать реальное состояние жизни беспризорников, изучить её динамику и внутренние противоречия

Работа состоит из  1 файл

Научно-исследовательская работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Исследования  показывают негативные тенденции роста  числа таких семей. Вместе с тем  попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, — ребенок никогда не станет безнадзорным. 

Роль  школы в социальном воспитании

Школа как социальная среда может провоцировать  различное поведение ребенка. Факторами  формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы  условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.

Среди причин, по которым  дети и подростки  покидают школу, можно  выделить следующие:

–      неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми;

–      «скрытый отсев»;

–      формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;

–      проблемы со здоровьем;

–      физическое и моральное насилие учителей;

–      плохое поведение;

–      неуспеваемость;

–      отсутствие интереса к учебе и др.

Анализ  перечисленных причин позволяет  говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного  вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.                                                                       

В новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.                        

 Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.                                                                                                            Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог — уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.                                                                                           В 20-30 годы проблемой бродяжничества и беспризорничества занимались педагоги детских домов и коммун, они с разных методологических позиций пытались выявить все многообразие причин, факторов, закономерностей и условий, вызывающих беспризорность, выстроить систему профилактической работы. В этот период публикуется много работ о жизни беспризорных детей, анализируются причины, порождающие это явление, приводятся материалы о работе колоний и детских домов.     

В их работах содержится анализ явления детской беспризорности и его последствий для общества. С.Бахрушин2, М.Н. Гернет3 и др. в своих исследованиях выявляли взаимосвязь беспризорности, бродяжничества детей с ростом правонарушений. В.И. Куфаев4 в своей работе выделял два направления предупреждений детских правонарушений: обеспечение несовершеннолетних средствами к существованию и воспитательная работа с ними.   Одним из основных методов борьбы с детской беспризорностью и преступностью государство считало создание сети разнообразных детских учреждений для сирот и беспризорных.                                                                                                                   Оценивая работы первого этапа, Н.С. Сажина5 отмечает, что в них обозначен довольно широкий круг вопросов темы, но вместе с тем характерна узость источниковой базы, которая в те годы исчерпывалась декретами советской власти, циркулярами Наркомата просвещения, решениями конференций и съездов по социально - правовой охране несовершеннолетних, личными наблюдениями авторов. Специфическая черта работ этого этапа приукрашивание реальных достижений и идеализация партийного подхода к борьбе с детской беспризорностью. В итоге такие важные проблемы ликвидации детской беспризорности, как численность беспризорных и несовершеннолетних преступников, трудности содержания детей в детских учреждениях, социальная помощь зарубежных благотворительных организаций уличным детям, не получили достаточного освещения. В последующий период, охватывающий, 60-е годы эти исследовательские задачи также во многом остались не решенными. Эти годы характеризуются значительным спадом количества исследовательских работ, посвященных беспризорности. В это время историки данной темой практически не занимались, она становится прерогативой педагогов, психологов и криминологов. Исследуемые проблемы получили отражение лишь в отдельных изданиях, обобщающих деятельность КПСС, Советов по реализации государственной социальной политики. Причиной этого, на взгляд Н.С. Сажиной, явилось утверждение официальной пропаганды о ликвидации детской беспризорности, заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних».                                                                      Проводимые с середины 80-х годов в России социально - экономические преобразования, сокращение финансирования социальных программ и недостаточная эффективность реализации ранее принятых нормативно-правовых актов в области охраны детства, а также ослабление инфраструктуры досуга, культуры и здравоохранения заметно ухудшили положение детей. Это побудило исследователей разных отраслей наук (социологов, юристов, педагогов, психологов, медиков) вести поиски эффективных средств работы и профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Выходили в свет работы НИИ детства России, материалы ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), отчеты конференций по проблемам детства, многочисленные доклады и очерки, посвященные оказанию социальной помощи семье, «детям улицы», сиротам. Научно - теоретические работы этого периода имеют следующую направленность: разработка вопросов диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних, психологические особенности отклоняющегося поведения несовершеннолетних.               

Отдельно  Н.С. Сажина выделяет работы, посвященные  теории и практике российской благотворительности, которая привлекает внимание широкого круга специалистов. В социалистическом обществе (по сравнению с дореволюционным) благотворительность не была столь значимой, и у граждан было не так много возможностей материально поддерживать нуждающихся, однако практика благотворительной помощи голодающим и беспризорным детям в 90-е г. имела место. Научный интерес к этой теме постоянно расширяется, проводятся Всероссийские конференции, инициируются исследовательские проекты. Подавляющее большинство публикаций освещает достаточно узкую региональную специфику, исторические данные представляются по разным основаниям и совсем немного работ по советскому периоду. Несомненный интерес по исследуемой проблеме представляет Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» и вышедший одноименный сборник.

Изменения в социально - экономической и  общественно - политической жизни России в середине 1990 года сделали тему детской беспризорности актуальной, что обусловило появление целого ряда статей и публикаций в периодических изданиях, посвященных состоянию детской беспризорности на современном этапе.                                           

Таким образом, подводя итоги изученного в первой главе научной работы исследования, возможно, сделать вывод, что рассматриваемая проблема имеет  социальную природу. Отсутствие целостной  информации на государственном уровне в течение длительного периода наличия указанной проблемы ведет к недостаточному приложению усилий в этом направлении, отсутствию должного финансирования, методологии, кадрового обеспечения.                                                                                                                       Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

2. В сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. В государственных детских домах, которых в России 2 тысячи, находится  тысячи детей, половина из них живут в 150 школах-интернатах. Детские дома и школы-интернаты не имеют нормальных санитарных условий, многие дома требуют капитального ремонта, некоторые находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детские учреждения не получают даже положенного по бюджету финансирования.

Воспитанникам государственных детских домов  не хватает одежды, школьно-письменных принадлежностей, а часто и питания. В ряде регионов у детей совсем редко бывают медосмотры. В результате среди воспитанников детских домов, много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Часто дети подвергаются грубому обращению и побоям со стороны воспитателей. Как правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге выпускники детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками или наркоманами, попадают в преступный мир, кончают жизнь самоубийством. Только немногие более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни.

Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают  различные общественные организации. Они организуют питание детей  на улице и в столовых, оказывают  медицинскую и психологическую  помощь беспризорным детям, создают  свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

Таким образом, проблема беспризорности и  бродяжничества на сегоднейший день является острой. В нашей стране для предотвращения этого явления множество потенциальных возможностей, но используются они не полностью. И пока Россия не выйдет из экономического кризиса, пока не прекратятся военные конфликты, не иссякнет поток беженцев, не выздоровеет все наше общество, включая чиновников, данная проблема не потеряет своей актуальности. О том, что несмотря ни на что громадное значение придается проблеме безнадзорности, и беспризорности на самом высоком государственном уровне, так же об этом свидетельствует тот факт, что при правительстве страны была создана межведомственная комиссия, которой поручено обеспечить координацию различных федеральных и региональных ведомств. Хочется верить, что все задуманное по мере реализации поможет сделать еще один шаг в преодолении детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, приблизит к благополучию все детское население, а соответственно и будущее страны в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Бурятский государственный университет»

Кафедра теории социальной работы 
 
 
 
 

«Дети улицы» как социальная проблема

(учебно-исследовательская  работа) 
 
 

                                                                                             
 

                                                                                             Выполнил: ст.15291гр.  

Саганова  Н.Б.

Проверил:___________

Подпись:____________

Дата:_______________ 

Улан-Удэ

2010

Информация о работе Дети улицы как социальная проблема