Детская беспризорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:28, реферат

Описание

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Содержание

Введение 3
1.Детская беспризорность в России 4
2.Причины беспризорности 7
3.Пути решения проблемы 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Социология.docx

— 36.11 Кб (Скачать документ)

       Статистика  свидетельствует, что в дни выдачи детских пособий продажа водки  увеличивается в несколько раз. Поэтому в Татарстане, Башкортостане, например, принято решение о выдаче таких пособий продуктами и детской  одеждой. Думается, что нужно активней использовать такую норму законодательства в отношении родителей-алкоголиков, как частичное ограничение их дееспособности, когда пособия передаются непьющим членам семьи или другим родственникам.

       На  сегодняшний день в России нет  ни одной государственной структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи. В отношении  же детей-сирот преобладает установка  на их содержание в учреждениях интернатного типа, то есть в изоляции от общества. Между многочисленными ведомствами, занимающимися вопросами детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили  бы разработка и осуществление стратегии  деятельности государства в интересах  детей. Представителей неправительственных  организаций, которые добровольно  взяли на себя роль контролеров, таскают  по инстанциям и отчитывают за то, что  они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко - применять к ним насилие.

3.Пути  решения проблемы

       Для снижения остроты проблемы и более активного вовлечения населения в решение проблемы беспризорности и безнадзорности необходимо:

       1. Создание и ведение единой  базы данных о безнадзорных  и беспризорных детях, что,  в свою очередь, позволит:

       органам социальной защиты, образования, здравоохранения  и внутренних дел координировать деятельность по работе с этими категориями  детей и их семьями;

       общественным  и благотворительным организациям более целенаправленно осуществлять материальную и психолого-педагогическую помощь указанному контингенту;

       2. Более подробно изучить опыт  субъектов РФ, например, Краснодарского  края, где после введения т.н.  «комендантского часа» для детей,  т.е. времени, позже которого  ребенок не может находиться  на улице без сопровождения  взрослых, снизился уровень детской  и подростковой преступности. В  случае признания его удачным, протестировать на нескольких территориях округа.

       3. С учетом того, что проблема  беспризорности и безнадзорности  детей является проблемой, прежде  всего, социальной, необходимо принятие  мер специальной профилактики, в  их числе:

       - необходимо повысить роль и  статус семьи как социального  института, укрепить в общественном  сознании жителей округа представление  о семье как ценности, для чего  необходимо развернуть широкую  информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы  подготовки молодежи к ответственному  родительству; продолжив реализацию мероприятий, проведенных в округе в Год семьи и Год ребенка;

       выявлять  семьи, находящихся в социально  опасном положении, и оказывать  им помощи в обучении и воспитании детей

       3. Важно проводить более широкое  информирование населения округа  о реализуемых в округе направлениях  работы по профилактике детской  беспризорности, безнадзорности и  преступности, с тем, чтобы к ним могли присоединяться те жители округа, которые имеют ресурсы и желание помогать беспризорным и безнадзорным детям. Возможно, для этого следует создать отдельный сайт, т.к. в настоящем виде на официальном портале «добраться» до конкретных адресов обращений и плане мероприятий на предстоящий период очень сложно, либо информация отсутствует.

       4. С целью координации всех видов  деятельности по работе с безнадзорными  и беспризорными детьми необходимо  разработать окружную целевую  программу "Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних". 2010 год объявлен Годом равных  возможностей, в данном контексте  этот год должен стать годом  равных возможностей для детей,  лишенных семьи и достойных  условий жизни.

       5. Следует постараться изменить  имидж детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных  и иных детских учреждений  как содержащих «сирых и убогих».  Необходимо позиционировать их  как учреждения, оказывающие поддержку  детям, не по своей вине оказавшимся  в трудной жизненной ситуации.

       6. Поднимать статус общественных  институтов, занимающихся вопросами  «трудных» детей, создавать отношение  доверия к ним со стороны  граждан, что позволит иметь  широкую организационную сеть, которая  могла бы аккумулировать потенциал  гражданского участия, координировать  и направлять на решение наиболее  острых задач действия людей,  готовых оказать помощь и пока  не знающих, как это сделать.  Любые успехи в их деятельности  должны находить широкий отклик  в средствах массовой информации.

       7. Необходим слом стереотипов восприятия  общественных организаций как  бюрократизированных и «нечестных  на руку», формирование их нового  имиджа, который вызывал бы у  населения больше доверия. Для  этого необходима их информационная  открытость и регулярное проведение  общественного аудита их деятельности.

       8. Формируя программы гражданского  участия следует учитывать предрасположенность людей к конкретным формам помощи. Например создание в округе разветвленного механизма сбора информации о неблагополучных семьях и детях. При этом, учитывая сдержанность населения в отношении правоохранительных органов, координацию сбора такой информации следует замыкать на волонтеров из числа обычных граждан, что будет выглядеть для потенциальных информаторов более привлекательным. Тот же подход следует учитывать и, например, в отношении проводимых УВД рейдов по выявлению беспризорных и безнадзорных детей – более актуальным было бы позиционировать эти мероприятия (по крайней мере, в ходе презентации для населения) как исходящие от гражданских самообразований, а не от правоохранительных органов.

 

Заключение

       Таким образом, детская беспризорность является одной из наболевших проблем, с которыми столкнулось государство и общество в последнее время. В минувшее десятилетие борьба с этим явлением стала приоритетной задачей, поставленной и решаемой на всех возможных уровнях. Надо отдать должное проведенной  работе: как отмечает статистика, беспризорность перестала носить стихийный и  массовый характер. Но это вовсе  не означает, что проблему удалось  решить. Сегодня перед государством и обществом поставлены новые  задачи, без комплексного решения  которых проблему детской беспризорности преодолеть не удастся. Поэтому совершенно ясно, что основная работа по искоренению  этого явления еще впереди. 

 

Список  использованной литературы

1. Бреева Е. Б. Социальное сиротство в социально-ориентированном государстве // Социологические исследования. - 2004. - №4, 41 c.

2. Демина В.С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176), 19 c.

3. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Под ред. А. П. Майорова. – М.: Инфра-М, 2001, 456 с.

4. Материалы с сайта Госкомстата // http://www.gks.ru/

5. Материалы с сайта - Рудов А. Беспризорная Россия // http://index.org.ru

Информация о работе Детская беспризорность в России