Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой – выявить роль многоотраслевой деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Данная цель будет реализована через следующие задачи:
ввести понятие потребительской кооперации;
изучить структуру потребительской кооперации России;
рассмотреть основные отрасли хозяйственной деятельности потребкооперации;
ознакомиться с приоритетными направлениями развития предпринимательской деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

      Потребительская кооперация представляет собой систему  потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в  целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

      Потребительская кооперация России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными  традициями и большим человеческим потенциалом. Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию.

      Главным условием динамичного и стабильного  развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп:

  • потребителей товаров и услуг - основы экономического развития,
  • работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации,
  • пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.

      Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг.

      Интересы  работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и  пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств.

      Интересы  пайщиков - доступ к товарам и  услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской  кооперации.

      Как демократическая, народная организация потребительское общество ставит перед собой социальные, общественно значимые цели, для него на первом месте находится забота о благосостоянии людей, защите интересов пайщиков., человеческая ценность.

      Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет экономическую, предпринимательскую деятельность, которая служит средством достижения целей кооператива.  Задачей каждого современного потребительского общества – разумно согласовывать хозяйственные действия с выполнением целей. Основным средством их достижения является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потребительской кооперации прежде всего в процессе обслуживания пайщиков, членов их семей и остального населения.

      Цель  данной курсовой – выявить роль многоотраслевой деятельности  потребительской  кооперации Российской Федерации.

      Данная  цель будет реализована через  следующие задачи:

    • ввести понятие потребительской кооперации;
    • изучить структуру потребительской кооперации России;
    • рассмотреть основные отрасли хозяйственной деятельности потребкооперации;
    • ознакомиться с приоритетными направлениями развития предпринимательской деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Потребительская кооперация Российской Федерации как хозяйствующий субъект национальной экономики

      Кооперация  – это вид человеческой деятельности, направленный на достижение экономических, технических, социальных и иных результатов, путем объединения усилий, ресурсов, включая информационные, отдельных индивидуумов или юридических лиц, которые не могут быть достигнуты или достигнуты не эффективно без их объединения. Основу кооперации составляет развитие процессов разделения труда в производственно-хозяйственной деятельности человека. Разделение труда, наблюдаемое во всех общественных формациях, является основой прогресса общества, но при одном условии – кооперации. В кооперативах разных форм (сельскохозяйственных, производственных, потребительских и прочих) разделение труда происходит в рамках одного юридического лица или между кооперативами разных уровней, регионов и даже государств, а результат достигается благодаря имущественным, товарным отношениям между участниками этого процесса построенных на определенных ценностях и принципах.

      Существуют три фундаментальные группы кооперативных ценностей:

    • равенство и справедливость;
    • добровольная взаимопомощь;
    • экономический и социальный прогресс.

      Эти основные ценности кооператоры должны воплощать в жизнь через экономическую деятельность, направленную удовлетворение своих членов. Эти фундаментальные группы трансформированы в семь кооперативных принципов:

    1. Добровольное и открытое членство для всех людей способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность без дискриминации в области пола, социальной, расовой политической и религиозной принадлежности.
    2. Демократический контроль со стороны членов кооператива. Высокоэффективной и конкурентоспособной кооперативной организацией может быть только та, где демократический членский контроль правильно сочетается с жестким управлением – хозяйственно-коммерческой деятельностью.
    3. Участие членов кооператива в экономической деятельности. Кооператив должен финансироваться его членами в виде вступительных паевых взносов. Их величина устанавливается самими пайщиками, но она должна быть доступной для малоимущих и равной для всех. Кооперативы могут прибегать и к помощи инвесторов, но их вклады не иметь или давать никаких преимуществ.
    4. Автономия и независимость. Все отношения кооперативов с правительством, частными компаниями и друг с другом должны строиться только на договорных началах.
    5. Образование, повышение квалификации и информация. Кооперативное движение всегда ориентировало первичные кооперативы на осуществление широкой образовательной программы.
    6. Сотрудничество между кооперативами. Этот принцип как бы уравновешивает и поясняет четвертый принцип, провозглашающий автономию и независимость. Они необходимы, но сила кооперации в единстве, в сотрудничестве на всех уровнях.
    7. Забота об обществе. Сама кооперация должна быть залогом и двигателем развития общества в целом.

      Эти фундаментальные ценности и кооперативные принципы лежат в основе деятельности потребительской кооперации.

      Организационно  потребительская кооперация выступает в виде различных форм, но ее первичной формой является потребительский кооператив. "Кооператив — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместного владения демократически управляемым предприятием".

      Потребительская кооперация представляет собой систему  потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в  целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. В  свою очередь, потребительское общество – это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов; союз потребительских обществ – это добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний потребительских обществ. Таким образом система потребительской кооперации состоит из потребительских обществ и их союзов.

      Потребительские общества и их союзы являются юридическими лицами и в своей деятельности они руководствуются Гражданским  кодесом Российской Федерации, Законом  Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также своими уставами.

      Устав – систематизированный свод правил, регламентирующих основные вопросы деятельности потребительского общества (союза потребительских обществ), обязательный признак юридической самостоятельности.

      Устав дополняет положения законодательства, касающиеся потребительской кооперации, но не противоречит ему. Устав является официальным оформлениемпотребительского общества (союза) и выражением волеизъявления членов.

      В потребительской кооперации применяются  примерные и индивидуальные уставы. В примерный устав потребительского общества включены такие разделы: общие положения; цели и предмет деятельности общества; пайщики в обществе; правомочия общества; основы экономической деятельности общества; структура органов управления и контроля общества; правомочиякооперативного участка общества; общее собрание уполномоченных общества; совет потребительскогообщества; правление общества; органы контроля; учет и отчетность, документы общества; трудовые отношения; реорганизация и ликвидация общества.

      Примерные уставы используются в качестве образцовдля  разработки индивидуальных уставов конкретных потребительских обществ и их союзов. Индивидуальными являются уставы, уже обсужденные и принятые членами потребительских обществ (союзов) путем голосования в установленном порядке.

      Потребительское общество – это основное структурное звено системы потребительской кооперации. В зависимости от социального состава пайщиков, вида их трудовой деятельности или особенностей территории, где функционируют потребительские общества, они подразделяются на несколько видов: сельское потребительское общество (сельпо) объединяет пайщиков-потребителей, живущих в одном или нескольких селах и деревнях; городское потребительское общество (горпо) – пайщиков-жителей города; рабочий потребительский кооператив (рабкооп) – преимущественно пайщиков из среды рабочих и служащих; рыболовецкое потребительское общество (рыбкооп) – пайщиков в основном из числа рыбаков, охотников и оленеводов; районное потребительское общество (райпо) – пайщиками является население сельского района; ученическое потребительское общество (учпо) – учащиеся или учащиеся и учителя.

      Активные  пайщики потребительского общества являются его членами фактически. Членство – это не только пребывание в потребительском обществе; членство означает особую форму личного участия  в обществе.

      Членство  в потребительском обществе является добровольным. Пайщиками общества могут быть граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и (или) юридические лица. Граждане и юридические лица, желающие стать пайщиками, после ознакомления с уставом общества подают в совет потребительского общества заявление в письменной форме о приеме в общество, в котором должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, место жительства и паспотные данные, а в заявлении юридического лица – его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Заявление должно быть рассмотрено советом потребительского общества в течение 30 дней. Вступающий становится пайщиком после принятия решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом общества. Пайщику при вступлении в потребительское общество выдается советом общества документ, удостоверяющий его членство.                                                                                                                                         

      Потребительско  кооперации присущи самодеятельность, демократизм, самоуправление. Самодеятельность означает проявление пайщиками личности почина в кооперативных делах. Демократизм  выражается в действительном участии  пайщиков в управлении организациями потребительской кооперации снизу доверхую Самоуправление есть осуществление пайщиками своего права самостоятельно решать все вопросы внутреннего регулирования жизни и деятельности потребительской кооперации в соответствиис уставами ее организаций.

      Самоуправление  в потребительском обществе осуществляется на основе следующих принципов:

    1. принадлежность прав по управлению самому потребительскому обществу как объединению пайщиков;
    2. единство субъектов управленияи объектов;
    3. осуществление управления непосредственно пайщиками или через выборные представительные органы;
    4. саморегулирование общественным поведением пайщиковпосредством социальных норм устава потребительского общества;
    5. заинтересованное ведение совместной предпринимательской деятельности для достижения целей потребительского общества;
    6. демократичность управления, прежде всего соблюдение правила: один пайщик – один голос;
    7. наиболее широкое привлечение женщин к участию в органах управления и контроля;
    8. непрерывность процесса управления;
    9. гласность, доступность информации о деятельности потребительского общества для всех его пайщиков.

      В потребительской кооперациисуществует система органов управления и  органов контроля, позволяющая осуществлять самоуправление и в потребительских  обществах, и в их союзах.

      В потребительском обществе система  управления включает общее собрание общества, совет общества, правление  общества, ревизионная комиссия общества (Рис.1). [2, С.298]

      Общее собрание потребительского общества является его высшим органом. Оно правомочно рассматривать и решать любые вопросы предпринимательской и иной деятельности кооперативного общества в соответствии с его уставом.

      Свои  полномочия высшего органа общее  собрание потребительского общества осуществляет через собрания пайщиков кооперативных участков и общее собрание уполномоченных общества. Собрания пайщиков кооперативных участков потребительского общества – основная форма участия пайщиков в самоуправлении. По уставу эти собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание уполномоченных потребительского общества вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, за исключением вопросов о создании союзов, вступлении в союзы, выходе из союзов и преобразовании общества в другую организационно-правовую форму. 

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации