Драматургическая социология Гофмана

Дата добавления: 22 Апреля 2015 в 15:10
Автор работы: l*********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (30.77 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

курсовая.doc

  —  128.50 Кб

Рассмотрим использование драматургической социологии при анализе практической повседневной деятельности в общежитии. Так как в нашем городе есть университет, ежегодно в город приезжает много студентов из разных городов, сел и т.д., следовательно, каждый год и в студенческие общежития приезжает много «новеньких». В общежитии ежедневно происходят незапланированные события, то есть проблематика взаимодействия людей представляется нам особо интересной.

В самом деле, в общежитии, на одном этаже проживает около 120 людей. Если рассматривать определенную комнату, в которой проживает как минимум 4 человека, то с уверенностью можно сказать, что почти ежедневно так происходит нечто, что нарушает нормальный ход повседневных взаимодействий. Таким нечто может быть все, что угодно: приехали родственники; Петрова купила платье; в комнату заселился новенький и т.д. Все происходящее может существенно разрушить стабильные культурные образцы взаимодействия, сложившиеся среди жильцов.

Проявим немного социологического воображения и спрогнозируем, что произойдет дальше. Люди, которые живут бок о бок и принадлежат к одной и той же социокультурной группе, воспримут прибытие новенького как притеснение, кто-то же воспримет как возможность знакомства с новым человеком. Каждый проинтерпретирует нововведение по-разному. Но очевидно, что все придут в большее или меньшее смятение. И вот тут и выявятся фоновые ожидания, видимые, но не замечаемые.

Поведение человека в новой обстановке создает скорее драматическое впечатление, так как человек оказывается «слабым» для данной ситуации. Он может принять на себя любую роль перед теми, кто уже жил в комнате, так как никто из них представления не имеет, что из себя человек представляет. Они могут судить лишь по внешности, одежде, аксессуарам и исходить из того, насколько они сами оценивают эти данные. Если у человека на руке дорогие часы и одежда, мы не можем с уверенностью сказать, что он богат и живет за счет своих родителей. Возможно он просто хочет выглядеть иначе, чем есть на самом деле.

Чтобы исследовать и понять, что же все-таки представляет человек, исследователь с необходимостью должен встраивать свои стратегии исследования в реальные социальные взаимодействия. Тем самым эти стратегии не могут носить отражательный характер по отношению к некоторой эмпирической данности, а выступают, скорее, как формирующие социальность практики. В силу этого, исследователь всегда находится как бы между двумя крайностями. Ему необходимо избегать ложных предположений о связи своих концептов с событиями постоянно переинтерпретирующегося реального мира, с одной стороны. Но с другой стороны, ему постоянно необходимо помнить о своей «вписанности» в реальные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.3. ”ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ”-ВЕСЬ МИР ЛИЦЕДЕЙСТВУЕТ

 

Основное допущение книги “Представление себя другим в повседневной жизни” можно выразить одной цитатой и одним лаконичным высказыванием. Цитата принадлежит одному из родоначальников американской социологии Роберту Парку(1864-1944).После окончания учебы, которая привела его в Германию,  работал журналистом. Его манера нарочито беспорядочного наблюдения, напоминающего обнюхивание собак, и чрезвычайное любопытство к событиям повседневной жизни оказали существенное влияние на социальные исследования в США. Гофман цитирует высказывание Парка, который пишет:”Не случайно, что слово “личность” происходит от слова “личина”, то же, что и маска. Тем самым признается факт, что человек всегда и везде в той или иной мере играет некоторую роль…

Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости-той самости, которую мы желаем иметь. В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Вышеупомянутые лаконичное высказывание звучит так: “Подытоживая, можно утверждать, что у человека имеется множество причин, выступая перед другими, ставить под контроль впечатления, которые возникают у других в ситуации, когда он перед ними выступает. Настоящее исследование

направлено на изучение некоторых обычных техник поддерживания впечатлений, созданных у людей, и на некоторые наиболее частые следствия, связанные с применением подобных техник”.

Цитату Парка следует понимать так, что мы выбираем собственную маску не случайно, а предпочитаем ту, которая наилучшим образом изображает, кем мы желаем быть. В этом состоит одна из причин обращения Гофмана к понятию презентации. Рассуждение можно продолжить: речь идет не о том, кем мы кажемся, а о том, кем мы желаем казаться, а это уже говорит кое-что о нас самих. Например, философ Фридрих Ницше утверждает, что “все глубокое любит маску”. В этом и заключается причина повышенного интереса Гофмана к спектаклю, который каждый день разыгрывается людьми друг перед другом. Однако его интерес не ограничивается искусством исполнения роли, а направлен на послания, которые актеры сознательно или безсознательно посылают друг другу с помощью исполнения ролей. Именно это и увлекает Гофмана, поэтому он уделяет особое внимание свбоям в социальном взаимодействии на житейской сцене. В этом проявляется тот же самый интерес к фундаментальным структурам, которым руководствовался Зигмунд Фрейд при исследовании нарушений речи. Интерес Гофмана направлен на то,что происходит за маской, что происходит до и после презентации. Если еще Ницше указывал, что “иметь уважение “к маске” и не заниматься всуе психологией и любопыством есть дело утонченной гуманности”, то Гофман как раз не согласен отказаться от такого любопыства. Он желает знать, во что и как играют люди. Он почитает маску ровно настолько, чтобы не отдавать особого предпочтения той или иной маске и роли. Предметом его социологии является не моральная оценка роли, а ее “ формальный социологический анализ”.

В центре внимания книги “Преставление себя другим в повседневной жизни”, находятся две главы “Преставления” и “Техника управления впечатлениями”. Мы сконцентрируем внимание в основном на них, так как здесь рассматриваются темы, к которым Гофман вновь и вновь обращается в своей социологии.

 В целом же Гофман, по-видимому, придерживается мнения, что социальная микросистема взаимодействия лицом-к-лицу не может быть прямым отражением макросоциологических структур и законов, так что о последних трудно судить на основании законов микросоциологии. Похоже, что опыт Гофмана подрывает надежду на исполнение заветной мечты теоретиков социологии — построить мост между наблюдениями и обобщениями на уровне повседневных житейских ситуаций и историческими обобщениями макросоциологии, причем построить не в форме интуитивных прозрений и поверхностных метафор, а в виде лестницы строгих понятий, включенных в общую теоретическую систему. Кажется, из чтения Гофмана надо сделать вывод, что лучше эти разные миры, то есть микровзаимодействия (“сценическую постановку” которых он так хорошо проанализировал) и макроструктурные процессы, исследовать по отдельности. Это не мешает нам ценить тончайшие “художественные” наблюдения, схватывающие взаимопроникновение двух миров, в изобилии рассыпанные в книгах Гофмана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Драматургическая социология Ирвинга Гофмана «выросла» из символического интеракционизма, вобрав в себя основные его положения. И. Гофман использовал их для микроанализа особой реальности. Возникающея только в ситуациях лицом-к-лицу, ситуациях, где участники нахзодятся в физическом присутствии друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Эту реальность И. Гофман называл «порядком взаимодействия».

Одной из важнейших заслуг исследователя было то, что он показал фундаментальную упорядоченность привычных и незаметных форм повседневного человеческого поведения (передвижения людей по улицам, разговорных взаимодействий, приветствий и прощаний. Проявления вежливости и тактичности, разрешения маленьких споров и неурядиц и т.п.). Для изучения повседневных действий и явлений социальной жизни И. Гофман прибегал к методам включенного наблюдения и анализа документов.

Акцент на сценических аналогиях, использование языка театра для И.Гофмана не самоцель, но – тактический маневр, своего рода уловка. На самом деле его главная исследовательская задача – это выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми, той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда люди физически соприсутствуют в замкнутом социальном пространстве. Его интересует, как в социальных ситуациях люди преподносят и воспринимают себя, как они координируют свои действия. Очень точно о нем сказал немецкий исследователь Х. Абельс: «Он прослыл таким социологом, который в точных выражениях рассказывает, что особенного и даже немного тревожного на самом деле твориться с нами».

Труды Ирвинга Гофмана оказали значительное влияние на мировую социологию 1970-1980-х годов, которое ощущается и поныне. В России пропагандистами идей и трудов социолога являются В.С. Вахштайн, конкретизирующий основания социологической теории И. Гофмана, преимущественно его поздней работы «Анализ фреймов», а также М.М. Соколов, использующий идеи американского социолога в исследовании виртуальной идентичности и теории статусных сигналов в академическом мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

   1. Абельс Х. Ирвинг Гофман: Техники презентации. Социологическая  теория: классические тексты и современные дискуссии.  Русско-немецкая хрестоматия. Учебное издание / Под ред. Н. А. Головина. – СПб., 2001. – 96 с.

   2. Блумер Г. Социологическая  концепция Дж. Г. Мида.// Рабочие тетради  по социологии и теории социологии. – Вып. 1. М., МГУ им. Ломоносова. – Социологический факультет. –1992. – С. 143-156.

   3. Батыгин Г. С. Континуум  фреймов: драматургический реализм  Ирвинга Гофмана. // Социологический  журнал. – 2001. – №3. – С. 5-37.

   4. Батыгин  Г. С., Подвойский Д. Г. Драматургическая социология И.Гофмана // История социологии: учебник.  – М.: Новый учебник. – 2004. – С.323-367 .

   5. Бронзино Л. Ю. Интерпретативная  социология. Методические материалы  к курсу. Для студентов направления  «Социология». – М.: Издательство  РУДН. – 2012. – 87 с.

   6. Бурак Т. В. Анализ фреймовой  структуры разговора в теории  Ирвинга Гофмана. // Социология. Вестник  БДУ. – 2007. – №1. – С.83-87.

   7. Вахштайн В. С. Фреймы классичности. Ирвинг Гофман как «неудобный  классик» социологии. // Журнал социологии и социальной антропологии. –  №2. –  С. 59-84.

   8. Вахштайн В. С. Драматургическая  теория Ирвинга Гофмана: два прочтения. // Социологическое обозрение Том 3.  – 2003. – №4. – С.104-110.

   9. Вахштайн В. С. Памяти Ирвинга  Гофмана. // Мониторинг общественного мнения. – 2007. – №3. – С.140

   10. Вахштайн В. С. Интеракционистские  и структуралистские интерпретации  наследия И.Гофмана // Социологический  журнал. –2003. – №3. – С.34-42.

   11. Горбунова М. Ю. Символический  интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии.// Известия Саратовского университета. – 2011. –№2. – С.10-15.

   12. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного  опыта. / Под ред. Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. – М.: Институт Фонда  «Общественное мнение». – 2004. – 752 с.

   13. Колинз Р. Программа теории  ритуала интеракции. // Журнал социологии  и социальной антропологии. – 2004. – №1. – С.27-39.

   14.  Королёва Т. Онлайновый  архив Ирвинга Гофмана. // Телескоп. – 2010. – №5. – С. 51-52.

   15.  Ковалев А.Д. Книга  Ирвинга Гофмана "Представление  себя другим в повседневной  жизни" и социологическая традиция // И. Гофман. Представление себя другим  в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Кучково поле, 2000. –С.16

   16.  Молчанова Н. С., Некрасов  С. И. Значение теории фреймов  в современной науке. // Научные  ведомости. – 2009. – №16. – С.13-17.

   17. Socioline.ru. Александр Ковалев. Книга Ирвинга Гофмана. [Электронный  ресурс]. – URL.: http://socioline.ru/pages/aleksandr-kovalev-kniga-irvinga-gofmana (Дата обращения 22.05.13).

   18.  Политология / Социология / Социология управления действия. Теория социальных ролей [Электронный  ресурс]. – URL.: http://finlib.biz/sotsiologiya_719/teoriya-sotsialnyih-roley.html (дата обращения 28.05.13).

   19. Социология. Электронные  лекции. «Драматургическая социология» (теория управления впечатлениями) Ирвинга Гофмана. [Электронный ресурс]. – URL.: http://immemoreal.com/sociot6r7part1.html (Дата обращения 15.05.13).

 

--------------------------------------------

[ 2 ]. Блумер Г. Социологическая концепция  Дж. Г. Мида.// Рабочие тетради по  социологии и теории социологии. – Вып. 1. М., МГУ им. Ломоносова. –  Социологический факультет. –1992. –  С. 143-156.

[ 3 ]. Проблемы «распознавания» гофмановской теории, «балансируемой на грани между публицистикой, философией и этнографией».

[ 4 ]. Вахштайн В. С. Драматургическая  теория Ирвинга Гофмана: два прочтения.// Социологическое обозрение Том 3. – 2003. – №4. – С. 104-106.

[ 5 ]. Э. Хьюз – представитель Чикагской школы, основатель этнографической социологии и социологии профессий

[ 6 ]. Вахштайн В. С. Драматургическая  теория Ирвинга Гофмана: два прочтения.// Социологическое обозрение. Том 3. 2003. №4. – С. 107-109.

[ 7 ]. Ключевые понятия, пришедшие из разных теорий. Теории социального действия [Электронный ресурс] . – URL.: http://www.isras.ru/files/File/Publication/Kachestv_metod_Semenova/03_semenova_glava2.pdf


Страницы:← предыдущая123
Описание
Драматургическая социология – одна из видов символического интеракционизма и разумеющей социологии. Творцом данного направления общеизвестно Ирвинга Гофмана, учащегося Мида. У Э.Гофмана мир взаимодействия жителей нашей планеты – поле забавы, умысел коей надобно установить средством социологического изыскания. В базе социодраматургической возможности лежит сопоставление ежедневного мира с театральным деянием.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИРВИНГ ГОФМАН – СОЦИОЛОГ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
§1.1. Интеллектуальные истоки. Основные понятия…………………………...7
§1.2. Суть драматургической социологии……………………………………...11
ГЛАВА 2. МЕСТО ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
§2.1. Методологические принципы теории……………………………………14
§2.2. Возможности применения драматургической теории в прикладной социологии……………………………………………………………………….15
§2.3. ”ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ”-ВЕСЬ МИР ЛИЦЕДЕЙСТВУЕТ………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...