Исторические аспекты социальной защиты детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.
Объект исследования – социальная защита детей.
Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.) …………………………………………………………………………… 6
1.1. Положение детей в Древней Руси …………………………………….… 6
1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии …………………………...... 11
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.) ……………………………………………………………...… 19
2.1. Защита прав детей в военное время …………………………………… 19
2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25
2.3. Особенности социальной защиты детей на современном этапе ….… 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)


Нижневартовск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ   ………………………………………………………………………   3

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.)   ……………………………………………………………………………   6

1.1. Положение детей в Древней Руси   …………………………………….…   6

1.2. Политика государства в отношении прав детей в эпоху Петра I и в период Просвещения абсолютной монархии   …………………………......    11

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ПОСЛЕ 1917 г.)   ……………………………………………………………...…  19

2.1. Защита прав детей в военное время   ……………………………………   19

2.2. Государственная политика в отношении детей в 60-80-е гг. XX века ... 25

2.3. Особенности социальной защиты детей  на современном этапе   ….…   29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   …………………………………………………………………   36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   …………………………………………………...…   38

ПРИЛОЖЕНИЯ   ……………………………………………………………...…   43


ВВЕДЕНИЕ

              Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления - в социальной помощи, содействии. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства [15, с. 9].

Возникнув в качестве мощного инстинкта продолжения человеческого рода, элементарные составляющие заботы о детях постепенно развиваются, обогащаются, совершенствуются и складываются в многоплановую, многоуровневую, многоаспектную систему социальной защиты детства. Сегодня в России насчитывается около 26 тысяч детей [9], и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обусловливается это многими факторами. Ежегодно численность населения России сокращается, в значительной степени - за счет превышения смертности над рождаемостью населения. Расходы на рождение содержание, обучение и воспитание детей все более превышают материальные возможности родителей и все больше влияют на планирование семьи.

По данным Федеральной службы Государственной статистики в 2008 году 600 тысяч российских детей — сироты. Из них 90 % — социальные сироты, то есть дети, лишенные родительского попечения при живых родителях [9]. Ежегодно более 30 тысяч родителей решением судов лишаются родительских прав [9]. Другие отказываются от своих детей, подкидывают их или просто бросают на произвол судьбы.

Многие дети живут, и воспитывается в неблагополучных семьях - у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают и т.п. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское — эксплуатируется детский труд, государственная забота о детях и т.п., либо безразличное — к содержанию, образованию и воспитанию детей.

Два миллиона российских детей считаются беспризорными; они не учатся и не работают. Более 800 тысяч детей считаются без вести пропавшими [9]. Количество сирот, беспризорников и без вести пропавших могло бы быть меньше при более активной политике усыновления обделенных родительской заботой детей. Но в очереди на усыновление стоят более 6 тысяч российских семей, в то время как только во второй половине 90-х годов из России вывезены в другие государства для усыновления 16 тысяч российских детей [9].

Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попрание их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.

Дети и подростки часто вовлекаются в криминогенную сферу и организованную преступность. Примерно третья часть виновных в кражах, грабежах, изнасилованиях и убийствах - подростки. Полтора миллиона несовершеннолетних россиян содержатся в следственных изоляторах, а 21 тысяча - в колониях для несовершеннолетних [9].

К числу промышляющих на городских улицах педагогически запущенных детей в последние годы присоединились тысячи подростков в возрасте 14-18 лет из-за ограничения приема в 9-11-е классы. На рынке труда они неконкурентоспособны. Более поло­вины из них хотели бы получить профессиональные знания и на­выки, позволяющие достойно содержать себя и будущую семью, но вероятность получения таких знаний и навыков бесплатно весьма проблематична [9].

Цель исследования – на основе изученной литературы описать исторические аспекты становления системы социальной защиты детей в России.

Объект исследования – социальная защита детей.

Предмет исследования – становление социальной защиты детей в истории России.

Задачи исследования:

1.      Изучить литературу по теме исследования;

2.      Дать характеристику основных понятий социальной защиты детей;

3.      Описать предпосылки, условия становления социальной защиты детей в России в разные исторические периоды;

4.      Рассмотреть особенности развития социальной защиты детей в России на современном этапе.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложений.

1

 



ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИИ (ДО 1917 г.)

1.1. Положение детей в Древней Руси

К сожалению, источники, отражающие языческую жизнь славянских племен, уничтожены в период христианизации Руси, поэтому возможна лишь реконструкция основных элементов поддержки и защиты. Богатым материалом, позволяющим прояснить праисторические формы помощи и взаимопомощи в древнейшей общности, являются славянская мифология, сохранившиеся аграрные культы. Они помогают воспроизвести ранние формы системы редистрибуции (продуктообмен с целью его последующего натурального перераспределения) и реципрокации (эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами) [33, c. 13].

Древние славяне жили родовыми общинами. Основными их занятиями являлись земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она являлась органом местного крестьянского самоуправления, в компетенцию которого входили земельные переделы, налогово-финансовые вопросы (связанные с обложением податями и их распределением), решение судебных споров, вопросы помощи нуждающимся. На смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, объединявшая несколько семей. Каждая община владела определенной территорией. Общинные владения были общественными и личными. Единство соседской общины поддерживалось не правовыми, а хозяйственными связями.

Родовые отношения являлись важнейшим охранным механизмом, фактором этнической идентификации и социализации индивида. Род сохранял верховную собственность на землю, выступал регулятором семейно-брачных отношений в виде обычно сохранявшейся экзогамии и реже эндогамии, выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты.

Архаическая парадигма (теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач) помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Восточные славяне – язычники — поклонялись различным явлениям природы, культу предков [34, с. 14].

В период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных. Общинно-родовая форма помощи для нас интересна в аспекте поддержки наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины и дети. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились и старики и дети. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, «инфатицид» (узаконенное убийство ребенка) – довольно характерное явление на разных этапах развития общественных отношений (сохраняется вплоть до XVIII в.) [34].

Самые ранние формы «института детского сиротства» связаны с формами домашнего рабства, которое вырастало из широчайшим образом распространенного обычая, по которому захваченные в плен взрослые мужчины умерщвлялись, а женщины и дети адаптировались племенем победителей и входили в одну из его семей. Это являлось своеобразным институтом защиты и сохранения жизни ребенку. В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. «Сирота» – это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а так же субъект, не имеющий ни отца, ни матери [33].

Можно предположить, что общность постепенно формировала и другие институты поддержки сирот в пределах своего родового, общинного пространства. Первоначально, наверное, это были чисто экономические мотивы, но они возникали в системных связях реципрокных отношений. Так, еще на стадии первобытной коммуны возникли связи между членами разных общин  –  «дарообмен» [34]. Дар представлял собой переход вещей из собственности одного субъекта в собственность другого и обязательно предполагал отдар. Такая экономическая система дара и отдара хорошо просматривается в мотивах усыновления внутри родовой общины и появления института «приймачества» у южных славян. «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди пожилые, когда им становилось уже трудно справляться с хозяйством, или когда они не имели наследников. Принятый в семью должен был вести хозяйство, почитать своих новых родителей, а также обязан их похоронить. Здесь на лицо принцип – «я – тебе, а ты – мне», или «дар – отдар».

Другая форма поддержки сироты – общинная, мирская помощь. Она  по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм. Однако если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годовванцами» [34, c. 23].

Христианизация славянского мира оказала решающее влияние на все сферы жизни общества, на трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на характере, формах помощи и поддержки человека. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Именно с этого времени начинает формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежит философия деятельной любви к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Данная формула становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. С другой стороны, она выражает сущность единения субъектов, становясь тем самым показателем принадлежности к определенной общности.

Однако не только нравственная установка на ближнего, но и поступок является основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность — неразрывное единство — понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. В этом смысловом единстве понимается и сущность таких понятий, как «призрение», «милование». В толковом словаре Ожегова. С.И «призреть»  - дать кому-нибудь приют и пропитание [33]. 

Основными объектами помощи становятся больные, нищие, вдовы, сироты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава, содержащие нормы брачно-семейных отношений. Возникают и новые субъекты помощи: князь, церковь, приходы, монастыри. Обозначились основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность, милостыня [34, c. 29].

Первые выводы о правовом положении детей позволяет сделать Русская Правда, являющаяся наиболее крупным памятником древнерусского права. Первые ее списки относятся к VII в, текст развивается в Правде Ярослава, Правде сыновей и далее до XII века [32]. Документ содержит статьи о наследственных правах ребенка, различая наследование по закону и по завещанию. Сыновья имели преимущественное право на получение наследства. До совершеннолетия сыновей наследственным имуществом распоряжалась их мать. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. Незамужние дочери смердов получали часть имущества [13]. Русская Правда делит детей на законных и незаконнорожденных, которые не могли стать наследниками.

Окончательное слияние канонического и светского права наблюдается в Соборном Уложении 1649 года [30]. Отец за убийство ребенка приговаривался к году тюрьмы и церковному покаянию, дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Государство не вмешивалось во внутрисемейные отношения, дети не могли жаловаться на родителей. Уложение предписывало «бить их (детей) кнутом нещадно». Если же родители обращались к публичной власти за разрешением наказать детей, то дело по существу не рассматривалось, по одной жалобе родителей ребенка приговаривали к порке кнутом. Оставалось право родителей передавать ребенка в кабалу, когда сами они переходили в холопство. Несмотря на формальное осуждение церковью, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи [5]. В Уложении 1649 г. вводится понятие «малолетство» – до 15 лет, совершеннолетие наступает с 20 лет.

Сложившаяся еще в период матриархата традиция заботиться всей родовой общиной о ребёнке в классовом обществе трансформировалась в виде попечительства над домами убогих детей при скудельницах. «Скудельница» – общая могила, куда свозили зимой замерзших, утонувших, умерших во время эпидемий для последующего захоронения весной [2]. При скудельницах сооружали сторожки (божедомики). В случаях необходимости в эти помещения свозили брошенных матерями малюток. Скудельницами подбирали старцев и старух, которые могли выполнять обязанности сторожа и воспитателя.

Информация о работе Исторические аспекты социальной защиты детей в России