Исторические формы этнических общностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:58, контрольная работа

Описание

контрольная работа состоит из 4 ответов на вопросы.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по социологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Вопрос  № 1. Определите исторические формы этнических общностей людей. 

 Социальная  структура общества носит сложный  характер. В ней выделяются различные  по характеру и общественной роли социальные общности, складываются сложные  взаимосвязи между ними. Социальная структура общества включает и этническую структуру, в которую входят исторические общности людей: род, племя, народность и нация.

 Первой  И.Ф.О. людей является род - организация первобытного общества, основанная на кровном родстве, коллективном владении средствами производства, общности элементов первобытной культуры, языка, традиций и т.д. Потребность в устойчивом коллективе людей, способных к согласованным действиям, к непрерывному ведению хозяйства была порождена необходимостью развития производительных сил и поддержания существования рода. Первобытному способу производства лучше всего отвечала родовая организация людей. На этой стадии развития общества производственный коллектив мог образоваться лишь на основе естественного родства и род, в отличие от первобытного стада, стал таким устойчивым коллективом.

 Формой  более широкой этнической общности, свойственной первобытно-общинному  строю, является племя, которое, как правило, состояло из нескольких родов. Племена основывались также на родовых отношениях, кровнородственных связях людей. Принадлежность человека к племени делала его совладельцем общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Поэтому племя обладало теми же признаками, что и род. Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, культовых обрядов.

 Исторический  процесс развития производительных сил и производственных отношений  привел к разрушению родо-племенных  отношений. Разложение первобытного и  появление классового общества способствовало появлению новой исторической общности народности. Народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений. Развитие частной собственности, обмена, торговли разрушило былые родо-племенные связи, породило новое разделение труда и классовое расслоение. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному. Народность складывается из близких по происхождению и языку племен. Известно, например, что немецкая народность сложилась из различных германских племен, польская из славянских и т.д.

 Для народности как исторически сложившейся  общности людей характерны такие  признаки, как общность территории, экономические связи, единый язык и  культура и т.д. Возникнув в рабовладельческом  и феодальном обществе, народности сохраняются и даже формируются вплоть до наших дней.

 Но  история общества развивается дальше, развитие материального производства приводит к тому, что на смену  натуральному хозяйству приходит товарное производство, ликвидируется экономическая раздробленность, укрепляются экономические и культурные связи между народностями. Все это способствовало тому, что в период развития капиталистических отношений появилась новая историческая общность людей нация для которой наряду с другими признаками (общая территория, язык, нравы, традиции и т.д.), главным является общее экономическое пространство, развитая экономика и культура. Нации образуются из многих или нескольких народностей. Так, хорошо известно, что русская нация сложилась из нескольких славянских народностей. Это же можно сказать о многих нациях, населяющих различные материки и континенты земного шара.

 Для нации главным признаком является экономическая жизнь. Именно экономическая жизнь объединяет народности в нации.

 Итак, нация это такая историческая общность людей, которая имеет общую территорию, язык, культуру и, главное, общую экономику. Такие исторические общности людей, как народности и нации, играют большую роль в жизни общества, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели. При этом важно иметь в виду, что хотя национально-освободительное движение выступает одним из мощных факторов общественного прогресса, но оно не только не отодвигает на задний план борьбу классов, но часто выступает в союзе с ней.

 В социальной структуре общества важная роль принадлежит также семье, как одной из малых социальных групп людей. Семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, определенными юридическими нормами. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностями общества. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя различные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии, выполняя целый ряд важных социальных функций.

 Семья, как определенная общность, складывается под влиянием множества факторов. Здесь прежде всего оказывают  воздействие факторы природного порядка: удовлетворение потребностей в продолжения рода. Большое влияние на семью как социальную общность оказывает материально-производственная жизнь общества, состояние экономики, возможности развития материальной сферы семьи. Не менее важное значение в этом плане имеют возможности в удовлетворении духовных запросов, проявление чувства взаимной любви, уважения, заботы между членами семьи.

Семья как социальный институт возникла с  формированием общества. На первых порах его развития отношения  между мужчиной и женщиной, старшим  и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

Жизнь семьи и ее социальные функции  многогранны. Они связаны с интимной жизнью супругов, продолжением рода, воспитанием  детей. Все это основывается на соблюдении определенных нравственных и правовых норм: любви, уважения, долга, верности и др.

Семья это такой фундамент общества и такая микросреда, климат которой  способствует или препятствует развитию моральных и физических сил человека, становлению его как социального  существа. Именно в семье закладываются те нравственные основы, которые способствуют развитию личности. 
 
 

Вопрос  № 2. Назовите основателя социологии и проанализируйте его научные взгляды. 

   Огюст Конт - основатель социологии.     

   Огюст Конт  (1798  -  1857)  -  основатель  позитивизма  и  позитивной социологии. Родился во Франции в семье  финансового  чиновника.

    На философские воззрения Конта большое  влияние  оказали  идеи  Монтескье  и Кондорсе  о  естественно   закономерном   развитии   общества.

   Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать,  а  организовывать.

Основные  труды О.Конта:

1. «Курс  позитивной философии» в 6-ти  томах (1830-1842).

2. «Рассуждение  о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский  катехизис» 1851г.

4. «Система  позитивной  политики,   или   трактат,   устанавливающий   религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)

                   Социология в представлении Огюста Конта.

     Социологию как позитивную науку  Конт противопоставлял теологическим   и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке.  Критикуя  предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя их  в  том,  что  они понимали общество как создание человеческого разума  (французские  философы-просветители), разумной воли индивидов.

     Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает,  как совершенствуется разум человека и  его  психика  под  влиянием  общественной жизни.

      Общественные явления, отличие  от биологических, постоянно находятся   в состоянии изменения, преобразования и развития, но  времени.  Их  сущность  - историчность.                               Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что  человеческая цивилизация  есть,  прежде  всего,  духовно-психологические  идеи,   которые управляют миром и переворачивают его, и весь  социальный  механизм  покоится на мнениях.

      Область социологических исследований  открылась  Контом  очень   широко. Она впитала в себя те исследования, которые выходят за  пределы  компетенции других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

      Основной и главной действительностью,  по  Конту,  из  которой  должен исходить  исследователь  социологии,  является  общество,   взятое   с   его целостности.

      Под обществом Конт понимал  органическое единство  всего  человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой  части,  связанным  с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим  функционированием  его  и структурных  элементов.  Он  включал  в   предмет   социологии   не   только современное общество (цивилизации),  прошлые  поколения,  которые  оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином  общественно - цивилизационном процессе.

      Конт стоял у истоков  системного  подхода  изучения  общества  как  единого, целостного, социального организма, он заложил основу  системного  подхода  к   общественной жизни.

                           Социологические методы.

      В  социологии  Конт  разработал   метод наблюдения,  а  также  экспериментальный,  сравнительный  и   метафизический метода исследования.

      По мнению Конта, наблюдение  является  основным  методом   исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно получить  исходные данные социологии.

      Социальное  наблюдение  возможно  как   главный   метод   исследования социологии.  Он  утверждает,  что  социальное  наблюдение   возможно   и   в социологии.   Однако   указывал   Конт,   любые    социальные    наблюдения, статистические или динамические должны  предполагать  постоянное  наблюдение фундаментальных теорий.

      Главная трудность  социологии,  указывал  Конт,  состоит  в   том,  что отсутствует позитивная теория, опираясь на которую можно было бы  собрать  и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо  для  проведения  наблюдения  нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

      Наблюдения, по мнению Конта, связано   еще  и  с  трудностями,  которые связаны со сложностью приобретения необходимой научной  подготовки,  которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного  характера  -  предрассудков, распространенных мнений. И здесь  в  качестве  помощника  выступает  теория, которая  бы  предотвращала   спекуляции,   обеспечивала   бы   исследователя необходимыми понятиями.

      Конт указывал, что в качестве  метода социологии  выступает  не  только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть  изучение  исторических  и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и  сравнение  языков  -  все это  может  поставлять  социологии  постоянные  средства   для   позитивного анализа.

      Вторым  важным  методом  в   социологии   Конт   считал   эксперимент.

Непосредственный  эксперимент  в  социологии   состоит   в   наблюдении   за изменением явления под влиянием специально созданных для целей  исследования условий.

      Косвенный   опоследованный   эксперимент   Конт   рассматривает    как исследование патологических явлений в  обществе,  возникающих  под  влиянием общественных потрясений (революций).  Общественные  потрясения,  потрясающие социальный  организм,  являются  основные  законы  общественного  организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму.

      Третий  метод  позитивных  наук,  применяемый  в  социологии   -   это сравнительный метод. При помощи  последнего  сопоставляется  жизнь  народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных  частях  земного  шара,  с целью установления общих законов существования и развития общества.

      Для  науки,  указывал  Конт,  могут  быть  полезными  сравнения   жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать  общественное положение различных класса одного  и  того  же  общества.  Следует,  однако, иметь в виду то, что сравнение основных фаз  цивилизации  может  затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

      Слабость сравнительного метода состоит в том,  что он  не  показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Информация о работе Исторические формы этнических общностей людей