Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:27, доклад

Описание

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о закономерности исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.docx

— 44.23 Кб (Скачать документ)

Исторические и теоретические  предпосылки возникновения социологии.

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже  в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве" а также Аристотеля "Политики" развиваются представления об общественной жизни. В новое время они получили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавелли и др. Возникла "социальная философия" - предшественница современной  социологии, понятие «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и  переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный  оборот французским философом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого  социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о  закономерности исторического процесса.

А. Сен-Симон наряду с Томасом  Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.) считается предшественником общей социологии. Уже в XVII в. в  теориях «социальной физики»  впервые рассматривались идеи об обществе как системе. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений  своего времени о природе. Известные  к тому времени законы естественных Наук, особенно в геометрии, механике и астрономии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена  попытка формализации общественных закономерностей. В XVIII в. общество сравнивали с машиной («механическая модель»), в которой каждый «винтик» выполняет  свою работу, именно так трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Мыслители XIX в. стараются  рассматривать хозяйственно-экономическую  жизнь независимо от политики. Если ранее физиократы (Ф. Кенэ (1694-1774) и др.) исходили из автономности экономики по отношению к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив значение экономических отношений собственности, подходит к решению проблемы В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности.

Причинами становления социологии были также переход к рынку  и связанные с ним усложняющиеся  социальные процессы: остро заявившая  о себе необходимость осмыслить  на качественно новом уровне диалектику прав и обязанностей гражданина и  государства, в условиях капиталистического способа производства. Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в. прошла Великая французская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реалиями в наиболее развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Экономический уклад капитализма  требовал освобождения основной производительной силы - рабочих от традиционных для  феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограничений. Эти изменения происходили постепенно и часто болезненно, что определялось традициями и укладом каждой страны, порождая социальные конфликты.

С середины XIX в. формируется  статус науки в ее современном  понимании как производительной силы. Среди наук об обществе в тот  период именно социология с ее универсальным  и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась, взаимопереплетаясь с социальной философией Немецкие мыслители К. Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), англичанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - были и философами, и социологами, и экономистами. В их трудах закладывались фундаментальные основы социологии. Поэтому вторую половину XIX - начало XX в. считают классическим периодом развития социологии.

7 Социологические концепции  О. Конта и Г. Спенсера.

1. Французский ученый  Огюст Конт считается родоначальником  социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением  совокупности фундаментальных законов,  охватывающих социальные явления,  которые рассматриваются во. взаимосвязи:

  • для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);
  • в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);
  • принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;
  • выделил четыре структурных элемента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

  • Теологическая стадия (с древнейших времен до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям, Она делилась Коном на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства;
  • метафизическая стадия (1300 — 1800 гг.) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. Но эта эпоха породила революцию, "анархическую республику", индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества;
  • позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия — правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

 

2. Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из самых ярких  прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм

Эволюция — это интеграция материи.

Спенсер выделяет неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

  • возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.
  • существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.
  • общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ. В ней противоположные идеальные  типы представляют собой стартовую  и конечную точки хронологической последовательности.

Военное общество — это  распространение армейской организации  на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация  того, -что следует делать. В военной организации каждый член общества занимает предназначенное ему положение, будучи пожизненно «приписан» к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждение за труд и почести распределяются здесь, как правило, не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Соответственно, структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменения Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

Промышленный тип общества — это аналог «современного общества». В обществе, длительно живущем в условиях неизбежно слабеет принуждение, возрастают гибкость подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе — это совокупность идеальных условий — которые должна создать социальная эволюция. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

8 Основное содержание  символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного  русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

  1. Сравнение себя с другими
  2. Свидетельства восприятия другими
  3. Оценка результатов деятельности
  4. Переживание внутренних состояний
  5. Восприятие своего внешнего облика

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

Во-первых, люди реагируют  на окружающую среду в зависимости  от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают  продуктом социального повседневного  межличностного взаимодействия – интеракции.

И, наконец, в-третьих, эти  социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального  восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Другие концепции, символического интеракционизма.

По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

Люди скорее действуют  на основе значений, которые они  придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние  стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

Значения являются не столько  фиксированными, сформулированными  заранее, сколько создаются, развиваются  и изменяются в интеракционных ситуациях.

Значения являются результатом  интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в  работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

Информация о работе Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии