Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:07, доклад
Семья это социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определённые функции, и исторически развивается. Создавая теорию исторического развития семьи, Ф.Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского учёного Льюиса Моргана(1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге “Древнее общество”.
В своём исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определённые формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство учёных и сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своём развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнёров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЗНЕС-АКАДЕМИЯ
Реферат на тему:
«Исторические типы семьи, ценности семьи »
Работу выполнила: студентка группы А12(2) Тлеуханова А.Ж
Караганда 2013
Предмет: «ЭТНОПЕДАГОГИКА»
Работу выполнила: студентка группы А 12(2) Тлеуханова А.Ж
ТЕМА 6: Сущность и содержание народной педагогики. Семейное воспитание - ядро народной педагогики.
Задание 2. Подготовьте доклад по теме: «Исторические типы семьи, ценности семьи»,
1.Понятие семьи, её исторические типы, функции семьи.
Один из наиболее важных разделов социологии– исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.
Важно обратить внимание на определение концептуальных понятий родства, брака и семьи.
Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Родство. Этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.
Брак* можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные.
Моногамия- тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке.
Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять
одновременно в нескольких браках. Здесь
выделяют полигинию, при которой
мужчина может быть женат более чем на
одной женщине, и полиандрию, при которой
женщина может иметь одновременно нескольких
мужей. В большинствах обществ отдаётся
предпочтение полигинии. Джордж Мердок
(1949) исследовал множество обществ и установил,
что в 145 из них существовала полигиния;
в 40 преобладала моногамия; ..............................
*Понятие “брак”. Русское
слово “брак” восходит к
и лишь в 2-х - полиандрия.
Остальные общества не соответствовали
ни одной из данных категорий. Поскольку
в большинстве обществ
Во многих традиционных
обществах преобладали
Что касается правил выбора местожительства, то в общест-вах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.
В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследова-ния собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа.
В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены.
В нашем обществе нашла
распространение семейная система,
основанная на двухсторонней родословной.
Она является общепринятой в 40% мировых
культур. В таких системах при
определении родства в равной
мере учитываются кровные
отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.
Семья, в свою очередь, представляет собой более сложную систему чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких. Кроме того, семья выступает как социально- экономическая ячейка общества, представляющая собой таким образом очень близкую “оригинальную” модель всего общества, в котором она функционирует.
Семья это социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определённые функции, и исторически развивается. Создавая теорию исторического развития семьи, Ф.Энгельс использовал результаты этнологических исследований американского учёного Льюиса Моргана(1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге “Древнее общество”.
В своём исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет. В дальнейшем, с запретом на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определённые формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство учёных и сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своём развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнёров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.
Промискуитет характерен для низшей ступени дикости. Это такая форма совместной жизни, в которой семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку неведомо понятие родства в смысле его, человека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.
Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее, можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения, и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привёл к возникновению особой формы семьи- кровнородственной.
Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сёстры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному поколению или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партнёров в рамках семьи подобного типа произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи - пуналуальной.
В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это- брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это- первый шаг к появлению парного брака.
Переходным историческим типом выступает синдасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства; в ней один мужчина живёт с одной женщиной; а полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности, прибавочного продукта и классов.
Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причём данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, а только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление её защитить, т.е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом. Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата. Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением. Во времена крушения рабовладения она продемонстрировала свою живучесть и в различных модификациях сохранилась у многих народов и на протяжении следующей эпохи, эпохи феодализма. Только под воздействием капиталистического способа производства патриархальная семья, наконец, рухнула.
Отделение труда от семьи, индустриализация производства привели к образованию нуклеарной семьи (от лат. “нуклус” - ядро). Такая семья состоит из самых необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В неё может входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и даже образование бездетных нуклеарных семей (впервые название “нуклеарная” применил к семье американский социолог Ж. Мердок).
Нуклеарная семья оказалась
наилучшим образом
Во-первых, отделение труда от семьи и включение членов семьи в общественное производство требует передвижения людей из одной местности в другую, при этом передвижение не вообще людей, а представителей определённых, необходимых данному производству профессий. Это ограничивает частоту встреч между родственниками и ослабляет связи между ними, ведёт к дроблению семьи.
Во-вторых, члены семьи получают возможность иметь разные профессии, занимать различное положение, получать различное вознаграждение за труд, что порождает соответствующие различия в стиле жизни, формах проведения досуга, способах достижения различных целей и удовлетворения потребностей.
В-третьих, развитие сферы услуг, специализированных служб, обеспечивающих безопасность и защиту граждан, системы социального обеспечения (выплата пенсий и социальных пособий) снижает необходимость у больных и престарелых людей искать опору в семье и испытывать потребность в близких отношениях с большим числом родственников.
В-четвёртых, общественное производство всё более выдвигает на первый план личные заслуги человека, в результате чего от него требуется умение и способность самостоятельно проявлять свои способности, не рассчитывая на помощь родственников.