Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 01:17, реферат
Термин "добровольчество" в современном его понимании не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века. До этого времени, "добровольцами" в первую очередь называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как "добровольцы" ехали на Целину, на строительство БАМа.
10
История добровольчества в России и зарубежных странах
Термин "добровольчество" в современном его понимании не был знаком России до середины 80-х годов 20-го века. До этого времени, "добровольцами" в первую очередь называли людей, которые в военные годы, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время - люди, которые как "добровольцы" ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем "добровольчество" в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.
Добровольчество - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. А этого российская история знает множество примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии, с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества - от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму.
Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитии, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. В одной из крупнейших московских благотворительных организации "Обществе попечения нуждающихся детей" добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. Опять же в Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учереждение "Городских попечительств о бедных". "Русские ведомости " приводят слова Гарье: "Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей". На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города". И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности.
Истоки становления добровольчества, как социального явления в современной России, приходятся на вторую половину 80-х годов двадцатого века. Политической платформой этому процессу послужили декларированные высшим политическим руководством СССР ориентиры на «перестройку» и «гласность», раскрепостившие слово, давшие опору для воплощения в жизнь творческой энергии и энтузиазма граждан.
Конец 80-х и начало 90-х годов в судьбах большинства россиян были годами изменения их личного мировоззрения и самоопределения. Возникновение новых общностей вокруг существовавших проблем, новых идей и неформальных лидеров вовлек множество людей в процесс поиска способов самореализации. Первые неполитические неформальные группы и общественные организации нового типа (независимые от политического и государственного управления) отражали самые проблемные области жизни людей, в которых участие государства было монопольным, неэффективным, лицемерным. В то время, добровольчество по своей сути стало видом активного включения самого общества в борьбу с негативными явлениями жизни.
Инициативные группы и организации, добровольно взявшие на себя ответственность оказывать помощь и защищать права репрессированных, женщин, душевнобольных, ветеранов войн, беженцев и вынужденных переселенцев, одиноких стариков, людей с ограниченными возможностями и тяжелобольных, бездомных, заключенных в тюрьмах, больных и безнадзорных детей, бедных людей, группы, действовавшие в сфере экологии и культуры - стали первыми точками общественного внимания и развития социального добровольчества. В конце 80-х эти группы и организации назывались неформальными, а их участники не добровольцами, а неформалами.
В Ленинграде Неформальное объединение «Человек», состоявшее преимущественно из студентов, врачей и учителей, стало помогать одиноким инвалидам-опорникам, помогая им выходить из необорудованных лифтами домов, посещать музеи, не имевшие пандусов и подъемников. Многие ленинградцы тогда говорили: «Мы это видели только по телевизору. Совсем позабыли атмосферу города». Участники неформальной Группы «Спасение» заботились об историческом наследии Санкт-Петербурга, активно привлекая внимание к этой проблематике жителей города. Общество милосердие «Ленинград», добившееся права государственной регистрации в 1988 году, положило начало становлению деятельности независимых от влияния государства общественных объединений, на всей территории СССР, что стимулировало развитие движения милосердия и принятию в 1990 году Закона СССР «Об общественных объединениях». Этот закон стал первой правовой основой для прорыва гражданской активности в организованных формах и, преимущественно, в формах организованной добровольческой деятельности в составе общественных объединений.
Люди приходили в такие организации узнать, что они делают и чем эти организации могут быть полезны их родным, близким, друзьям, соседям. Узнавая о деятельности организаций, давали советы, предлагали свою помощь, приносили деньги, вещи, продукты, лекарства. Первые статьи в прессе и радиопередачи с приглашением людей принять участие в работе общественных объединений и помочь другим, получали быстрый отклик. Люди хотели сами решать и действовать. Широкую добровольческую поддержку получали те группы и организации, задачи которых, с точки зрения людей, стоили их усилий и времени и, в которых удавалось создать атмосферу уважения, доверия и творчества.
В этот период люди, предлагавшие свою помощь в форме безвозмездного труда, были основным ресурсом и инструментом для консолидированных гражданских действий, позволявших привлекать и другие доступные общественности ресурсы. Этих людей не называли добровольцами, часто помощниками, иногда членами или участниками, иногда отождествляли с исполняемыми функциями – «сестры милосердия», а то и вообще никак, только по имени. Казалось, что «доброволец» и «добровольчество», отождествлявшиеся с войнами, гигантскими коммунистическими стройками, целиной и комсомолом ушли из народной лексики. Вместе с этим призыв, брошенный всему обществу главным врачом московских тюрем еще в первой половине XIX века Федором Петровичем Гаазом «Торопитесь делать добро» был услышан и в конце ХХ века, передаваясь из уст в уста, став своеобразным гражданским ориентиром.
Наиболее частыми мотивами добровольцев в эти годы были чувство милосердия к тем, кто беспомощен и незащищен, сострадание и сопереживание боли и несправедливости. Многие люди испытывали желание быть полезными, искали пути для становления новой социальной реальности, справедливости, испытывали потребность практической реализации своих личных способностей и талантов, испытывали необходимость обретения круга общения, стремление к уважению и признанию единомышленниками.
Общественные объединения предлагали добровольцам адекватные тому времени стимулы, преимущественно, идеалистического характера. Прежде всего, добровольцам предоставлялась возможность попасть в круг единомышленников и стать причастными к высоким целям организации. В организациях создавалась атмосфера творчества и доброжелательной взаимной поддержки. Эти иррациональные стимулы привлекали большинство участников для добровольной работы до 1990 года.
В 1990-92 гг. страна претерпевала кардинальные политические изменения, социалистическая экономика разваливалась до основания. В этот короткий период одним из сильнейших стимулов для большинства, действовавших в общественных объединениях добровольцев, была возможность совместного выживания и решения собственных проблем в кругу людей с похожими проблемами, использование для этого и помощи другим людям, материальных ресурсов организаций (например, гуманитарной помощи). В это же время, сильнейшим стимулом для добровольцев становится предоставление общественными организациями новых знаний, навыков и информации, возможность переквалификации и трудоустройства. Используемые организациями способы привлечения добровольцев и методы работы с ними носили преимущественно интуитивный характер, опирались на жизненный опыт лидеров, опирались на внутригрупповые договоренности. Усредненным портретом добровольцев, действовавших в организациях сферы социальной помощи (подавляющее количество организаций этого периода) было примерно таким: женщина средних лет, одинокая, у которой дети достаточно самостоятельны, или живут отдельно, как правило, со средним специальным или высшим образованием.
В период 1991-1992 года в отношении добровольных помощников стало укрепляться понятие «волонтер». Этому способствовало распространение переводной англоязычной литературы по менеджменту благотворительной деятельности, установление международных гуманитарных связей, реализация первых неправительственных международных программ, в т.ч. обучающих по тематике общественной и некоммерческой деятельности. Опыт зарубежных гуманитарных организаций, прежде всего американских, стал основным источником формирования теоретической базы, способствовавшей развитию деятельности общественных организаций России и организационному развитию добровольческого сектора. Вместе с этим, поддерживая добровольческие инициативы, общественные объединения и группы, в подавляющем большинстве, складывали добровольческое общественное движение без какой-либо связи с российскими историческими корнями (в качестве одного из немногих исключений можно отметить процесс возрождения в РФ скаутского движения).
Летом 1991 года по приглашению американской организации United Way International (UWI) образовательный курс по менеджменту добровольческими организациями и стажировку в США прошли 2 представителя Московского Дома Милосердия и 2 - Общества милосердия «Ленинград».
Через год, при содействии Правительства России и UWI , в Подмосковье прошел один из первых массовых обучающих семинаров для руководителей общественных объединений из различных регионов России. Управление волонтерами было одним из центральных разделов семинара. Этот семинар проводили ведущие преподаватели и тренеры консультанты из США и Великобритании, например Лестер М. Саламон – директор Института социальных исследований Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Обучающие материалы этого семинара в течение ряда лет использовались многими организациями в интересах совершенствования управления и развития добровольческих организаций в России, знакомства с проектно/программным методом. В дальнейшем, значительный вклад в подготовку менеджеров российских организаций и корпуса российских тренеров-консультантов по некоммерческой деятельности внесли программы Агентства США по международному развитию ( USAID ), администрирование которых осуществлялось разными НКО и фондами США. Например: Библиотека Конгресса США, Национальный демократический институт ( NDI ), Совет по международным исследованиям и обменам ( IREX ).
Прообразами первых моделей программ по организации труда добровольцев были, создаваемые внутри общественных объединений, профильные группы добровольцев. Создавались добровольческие группы, специализировавшиеся на уходе за пожилыми и немощными людьми на дому, изредка в медицинских учреждениях, на оказании информационной и технической помощи, клубы добровольцев. По примеру зарубежных гуманитарных организаций, для добровольческих общественных объединений России с 1992 года стало традицией ежегодно, в Международный День Добровольцев 5-го декабря, проводить день благодарения добровольцев. Эффективной формой организации добровольческих действий были добровольческие акции.
К середине 90-х такие акции начали приобретать характер масштабных благотворительных действий, основанных на многостороннем сотрудничестве между добровольческими организациями, структурами органов власти, коммерческими организациями с привлечением широкой общественности.
Санкт-Петербург. Апрельские добровольческие акции «Дни заботы» - заботы о тяжело больных детях и акции «Подарим радость больному другу», посвященные Международному Дню защиты детей 1 июня, стали проводиться с 1992 года. Инициированная одной организацией, акция ежегодно расширяла круг добровольцев из разных возрастных и социальных групп, увеличивала количество участвующих организаций из разных секторов экономики. В канун летних каникул, которые доступны большинству детей, эти добровольческие акции обращали внимание населения и, прежде всего, школьников на то, что есть дети, которые не могут по состоянию здоровья получить радость летнего отдыха. Такие дети тяжело больны и остаются в специализированных клиниках. Им делают тяжелые операции по протезированию позвоночника и конечностей, они проходят курсы химиотерапии, им пересаживают костный мозг и пр. Эти дети часто остаются наедине со своей болезнью, иногда без родителей и друзей. Родители и друзья живут далеко, например, за Уралом, и не могут быть рядом. Акция призывала добровольцев подарить праздник таким детям: собрать подарки, показать спектакль, написать письмо с теплыми словами, нарисовать радостную картину, познакомиться. На просьбы добровольцев, которые организовывали эту работу, активно отзывались спонсоры. Постоянную поддержку оказывали кампании «Инкомбанк», «Марс», фирма игрушек «Потешный промысел России», торговая фирма «Сампсониевская», кампании « Market » и « Street ». В «Днях заботы» охотно принимали участие творческие коллективы. Пресса широко освещала эту работу добровольцев.
Сегодня такие действия становятся привычными, распространенными и технологичными в деятельности добровольческих организаций. Но в конце 80-х – первой половине 90-годов XX века процесс организации таких мероприятий носил выраженный творческий характер для всех участников, как для постоянных сотрудников – менеджеров, так и для добровольцев. Из них складывалась единая «творческая мастерская», в которой на равных искались наиболее корректные и эффективные формы проведения мероприятий. Такая атмосфера характеризует организацию в состоянии роста. Такая атмосфера полезна и для деятельности устойчивых организаций, когда речь идет о методах стимулирования потенциала команды, в т.ч. и добровольцев.
Важнейшими стимулами, укрепившими процесс развития гражданских инициатив и становление гражданского сектора в целом, явились первые достижения независимых организаций и их добровольцев. Люди увидели что, объединяя свои усилия на основе личного выбора и реализации доброй воли, они могут реально влиять на социальные изменения вокруг себя, улучшая качество жизни.
Информация о работе История добровольчества в России и зарубежных странах