Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:16, реферат
Происхождение славян - один из трудных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в истории происхождения государства Киевская Русь. Многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов не дают полный и точный ответ на этот вопрос, из множества версий по этой проблеме ни одну нельзя признать полностью достоверной.
Введение стр. 3
История происхождения славянских племён стр. 5
Теории расселения древних славян стр. 9
Хозяйственная деятельность восточных славян стр. 13
Предпосылки образования древнерусского государства стр. 17
Заключение стр. 19
Список используемой литературы стр. 20
Введение
История происхождения славянских племён стр. 5
Теории расселения
древних славян
Хозяйственная деятельность восточных славян стр. 13
Предпосылки образования древнерусского государства стр. 17
Заключение
Список
используемой литературы
стр. 20
Происхождение славян - один из трудных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в истории происхождения государства Киевская Русь. Многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов не дают полный и точный ответ на этот вопрос, из множества версий по этой проблеме ни одну нельзя признать полностью достоверной.
Одна из причин этого, по мнению В.П.Кобычева, - отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.
Славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, балтийские, романские, греческие, индийские и др., раскинувшиеся ещё в древности на пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря.
На рубеже 19 - 20 веков языковед И.А.Бодуэн де Куртенэ выдвинул предположение о происхождении этнонима славяне. По его мнению, название славяне возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась на -слав: Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и т.д. Это окончание римляне превратили в нарицательное название всякого раба вообще (в поздней латыни раб - sclavas), а в дальнейшем и народа, поставлявшего большинство этих рабов. Эту теорию впоследствии сильно развили немецкие учёные - националисты, использовавшие её для принижения значения славянских народов в истории раннесредневековой Европы. Однако у этой теории есть множество слабых сторон. Например, такой факт, что Римская Империя, существующая уже множество веков, ведущая постоянные войны, в ходе которых брала огромное количество пленных - рабов, вдруг обратила особое внимание на пленных славян, и по их имени стали называться все рабы. Далее невозможно, по словам В.П.Кобычева, объяснить, каким образом оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности восточные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычеством римлян никогда не находились. К тому же, сам автор гипотезы исходит из того, что корень -слав является исконно славянским, следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было - оно и без того у них имело самое широкое хождение.
В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы. Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских народов, всё-таки они представляют собой единое целое.
Областью расселения славянских племён были Средняя и Восточная Европа. Как предполагают археологи, протославянскими племенами были древнейшие племена - носители археологической культуры, так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н.э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Каратами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. в лесостепной зоне этой территории обитали племена, известные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1 тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - о начале разложения родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.
Славянский народ считается в истории относительно молодым. Под собственным именем он впервые упоминается в письменных источниках лишь с 6 века (Псевдо-Цезариус, около 525 г.). Главной образующей силой праславянского народа следует считать стихийное объединение более или менее родственных племён. Хотя, несомненно, не меньшую роль играло естественное размножение и колонизация новых пространств.
Как указывает Б.А.Рыбаков, на рубеже 3-4 тысячелетий до н.э. в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) усиливалось скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства (в старом русском языке «скотница» - казна), а легкость отчуждения стад ведёт к войнам и неравенству племён и вождей, тем самым нарушается первобытное равенство. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племён не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племенами.
Важно отметить, что в момент расселения (первая половина 2 тысячелетия) ещё не было ни славянской, ни германской, ни балтийской общности; все племена перемешивались и меняли соседей по мере постепенного движения.
В 15 веке, после прекращения расселения, вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей оказалась занята индоевропейскими племенами. Такая осёдлая жизнь сопровождалась развитием различного рода связей между соседними племенами, закладкой родственных друг другу языков.
Между раннеславянскими племенами отсутствовали прочные экономические и культурные связи, постоянно происходил процесс этнической дифференциации. В ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века возникли своеобразные по культуре группы племён, в том числе на востоке - племена поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культуры. Этим было положено начало образованию восточного и западного славянства.
В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племён. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. В 8-9 веках карта расселения восточных славян выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; витячи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.
Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена - мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники- тюрки, авары, хазары. В 9 веке там появились печенеги, а в 11 веке в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в 9 веке обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.
К 8 веку н.э. восточнославянские племена постепенно образовали новую этническую общность, которую несколько условно называют древнерусской народностью. При этом некоторые восточные славяне по своему происхождению были ближе к племенам южным или западным, чем друг к другу. «Повесть временных лет» содержит, например, указание на то, что радимичи и вятичи были потомками «ляхов», т.е. западных славян. Словене ильменские, предки новгородцев, также происходили, как полагают некоторые учёные, от западных (полабских и поморских) славян, а не от тех племён, что обитали в более юных районах Восточно-Европейской равнины.
Относительное однообразие климатических и ландшафтных условий, отсутствие серьёзных естественных преград на просторах Восточно-Европейской равнины, как и несомненная близость культуры, языка, верований, создавали объективные предпосылки для политического взаимодействия восточнославянских народов.
Существуют предположения о происхождении названий некоторых племён:
Название «тиверцы», возможно, происходит от названия крепости Тура (Tvra, Turris), в которой император Юстиниан 1 разместил одно из антских племён, видимо предков тиверцев. Название Тура, конечно, некоторым образом связано с античным названием Днестра Тирас, который упоминается Геродотом. Следовательно, тиверцы (или турцы) были днестровским племенем.
Что касается уличей, в разных летописях их имя читается по-разному (уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане). Некоторые исследователи предпочитают форму «угличи», которую они выводят из русского слова «угол» и предполагают в соответствии с этим, что родина «угличей» находилась в южной части Бессарабии, известной как «Угол» между Прутом и нижним Дунаем. По мнению других - название «улучи», возможно, происходит от русского слова «лука». В этой связи мы можем вспомнить излучину черноморского побережья между устьями Днепра и Днестра.
Племенное имя полян (как и древлян), возможно, дано им, или принято ими как указание на природу страны, в которой они жили изначально. Название «поляне» означает «полевой (степной) народ», а «древляне» - «древесный» (лесной) народ. С другой стороны, названия «полянин» и «древлянин» могут иметь отношение к предыдущим политическим связям каждого из этих двух племён. Мы знаем, что оно из готских племён называлось гревтунги, что точно соответствует славянскому названию «поляне»; название другого готского племени, тервинги, имеет то же значение, что и «древляне» мы можем предположить, что во времена готского владычества - в третьем и четвёртом веках - предки полян были подчинены гревтунгам, а древлян - тервингам.
Согласно «Повести временных лет», племена вятичей и радимичей были потомками двух братьев - Радима и Вятока (Вятко). Возможно, имена этих мифических братьев имеют осетинское происхождение: «Радим» - от слова «rad» («порядок», «линия»), а «Вяток» - осетинское jaetaeg («вождь).
По данным В.Чивилихина, восточнославянские племена сохраняли свои названия до 10- 12 веков: древляне - по 990г., словене - по 1018г., кривичи - по 1127г., дреговичи - по 1183г.. вятичи - по 1197г.
Большинство исследователей продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор, где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром.
Одним из важных аргументов приверженцев восточной ориентации является зооботаническая теория, которая основывает свои доводы на исследовании содержащихся в славянских языках названий представителей флоры и фауны. В соответствии со своими лингвистическими заключениями сторонники этой теории ищут прародину славян вне пределов распространения таких деревьев как бук, черешня, белый клён, лиственница, а именно - между Вислой, Западным Бугом, Припятью, Карпатами и средним течением Днепра.
Слабыми сторонами этой теории являются возможность заимствования того или иного зооботанического термина и изменчивость и подвижность границ флоры и фауны (например, в результате изменения климата в Европе, границы произрастания бука за последние 2 - 3 тысячи лет продвинулись на сотни километров с запада на восток).
Приверженцы западного расположения славянской прародины (Костшевский, Козловский, Чекановский, Лер-Сплавинский и др.) ищут её в основном в междуречье Вислы и Одера. В основе их взглядов лежит теория о принадлежности праславянской археологической культуры к лужицкой культуре, которая просуществовала с 1300 до 300 года до н.э. Обосновывается это тем, что у славян и носителей лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и приёмы строительства жилищ, погребальные обряды (трупосожжение), а главное тем, что в противном случае для славян в Европе 1 тысячелетия до н.э. вообще не найти места для поселения, имея ввиду, что они являются одним из значительных и многочисленных народов этого континента. Классическими областями лужицкой культуры являются две старые славянские области, расположенные к северу от Судет, между Эльбой на западе, верхним Одером на востоке и Вартой - на севере; это Лужицкая область и Силезия. Здесь лужицкая культура представлена могильниками и поселениями. Типичными являются большие могильники с сотнями погребений, чаще всего в виде плоских, т.е. не отмеченных сверху курганною насыпью, неглубоких могил с урною, содержащей пепел сожженного покойника.