Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:10, шпаргалка

Описание

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.
При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных наук: социальную философию, теоретическую социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Работа состоит из  1 файл

sociology).docx

— 132.90 Кб (Скачать документ)

1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.

Социальная жизнь тесно  связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого  человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что  его окружает, что он создал своими руками.

При этом сама социология включает в себя ряд тесно взаимосвязанных  наук: социальную философию, теоретическую  социологию, прикладную и практическую социологию. Она соприкасается и с другими родственными науками: историей, политологией, этнографией, географией, гносеологией, онтологией, экономикой, психологией, статистикой.

Социология изучает и  общие законы бытия (онтология), и  общие принципы познания (гносеология, логика, методология).

Но наиболее глубоко проникает  в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической  системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. Различие между историей и социологией состоит в том, что первая изучает прошлое человечества, а вторая - ставшее общество, его  современное устройство и функционирование.

Социология изучает общество в целом, чтобы понять отдельного человека, его проблемы и заботы, создать условия для улучшения  условий жизни людей и повышения  эффективности их деятельности.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

-глобальное мировое сообщество;

-традиционное национальное  общество;

-микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

-индивид.

Для лучшего понимания  существа предмета социологии важно  представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой  в строго определенных границах 

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении  предмета социологии в качестве ключевого  выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений  относят:

-групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ);

-становление и  функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);

-социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

2. В чем заключается различие понятий  «Человек», «Индивид», «Личность», «Индивидульность»?

Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия  и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и  непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое  начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас  лишь в той мере, в какой они  получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.

Человек - совокупность всех общественных отношений.

  1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
  2. натуралистическое (биологическое) понимание человека;
  3. сущностное понимание человека;
  4. целостное понимание человека.

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями  его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой  он оказывается и предпосылкой и  продуктом истории.

3. Понятие социального факта в трудах Э.Дюркгейма

Проблемы методологии  заняли ведущее место уже в  первых трудах Э. Дюркгейма, особенно в "Правилах социологического метода". Главная особенность метода Дюркгейма - объяснять социальное социальным -заключается в том, что ценности и идеи воплощаются в социальные нормы и становятся рычагами социальной регуляции. В нормальных условиях внешняя социальная детерминация осуществляется через ценностную ориентацию человека. Нормы и ценности становятся двумя сторонами социального явления. Социальные нормы, как и социальные факты вообще, для Дюркгейма имеют принудительный характер, т.е. заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием.  
В 1894г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: "первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи". Вещь - это "всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума; это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понятия простым приемом мысленного анализа; это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким". Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. В такой общей форме постулат Дюркгейма вызвал острые споры, произвольные толкования.

В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент  его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых  отдельно друг от друга, должно происходить  в терминах социальных причин и социальных функций. Общество, как автономная сфера  деятельности, развивается почти  исключительно по своим внутренним законам, не испытывая серьезного воздействия  факторов несоциального характера. Состояние общества зависит от внутренних связей его морфологической (материальной) структуры и характера его  сознания. Поэтому и объяснение социальной жизни нужно искать в природе  самого общества.  
По мнению Дюркгейма, социология должна изучать синхронные и коллективные аспекты социальной жизни.

4. Виды социальных институтов и их характеристики

Социальный институт - это:

-организованная система связей и социальных норм (сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах);

-значимые общественные ценности (разделяемые идеи и цели) и общественные процедуры (стандартизованные образцы поведения в групповых процессах) удовлетворяющие основным потребностям общества.

Так, институт семьи, например, включает в себя: 1) систему социальных связей (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), а также  норм, с помощью которых регулируется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 4) основные потребности (регуляция половых отношений, рождение и социализация детей).

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно  подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института  семьи и брака находятся институты  отцовства и материнства.

Если главные институты  обусловлены только лишь общественными  потребностями то неглавные институты  часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации. Неглавные институты называют еще общественными практиками или обычаями.

Например, дуэли, которые  были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная  потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование  института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

5. Понятие программы социологического исследования. Ее структура и функции.

Программа социологического исследования научный документ методологических и процедурных основ исследования социального объекта. Программа  социологического исследования по сути и является теория и методология конкретного изучения, освещения отдельного эмпирического объекта или явления. В программе практически реализуются общетеоретические и методологические принципы философии как общесоциологической теории и специальных теорий исследования. Соответственно с назначением программа социологического исследования реализует три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция  программы социологического исследования предполагает определение научных  проблем, для решения которых  ведется исследование формирование целей и задач исследования; фиксирования исходных представлений об объекте; установление соотношения данного  исследования прежнему осуществленного или параллельно выполняемого исследования проблемы.

Методическая функция  программы заключается в том, что в программе разрабатывается  общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследований: теория-факт-теория. Организационная  функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда в исследовательском  коллективе, налаживание контроля за ходом и процессом исследования, публикации по необходимости результатов.

Структура программы охватывает относительно детальное, четкое И завершено формулирование целей и задач и методологическое обоснование проблемы, определение конкретной цели, объекта и предмета исследований, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследований; методического определение совокупности характеристики использованных методов сбора и обработки первичной социологической информации , логической структуры инструментария для сбора информации, логических схем и их обработки на электронно-вычислительных машинах.

6.  Междисциплинарные связи социологии.

В настоящее время социология занимает особое место в системе  общественных и гуманитарных наук. Это обусловлено рядом следующих  причин:  
Во-Первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.  
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.  
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.  
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.). 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"