Социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение целей и основных направлений социальной политики в Республики Беларусь.
Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
- ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты;
рассмотреть систему и механизмы социальной защиты населения в республике
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;
- изучение проблем и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………......... 3
1. Понятие социальной защиты населения…….…………………….. 5
1.1 Сущность и основные формы социальной защиты……………..... 5
1.2 Принципы и инструменты социальной защиты………………….. 8
2. Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения ……………..15
2.1 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь как субъект управления, его структура и функции……………..15
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности………………………………………………..17
3. Социальное страхование……………………………………….. 19
3.1 Организационная структура государственного социального страхования. Деятельность Фонда социальной защиты населения………19
3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь …... 20
3.3 Пути совершенствования пенсионного страхования ………….. 23
Заключение………………………………………………………...... 29
Список использованных источников…………………………….. 31

Работа состоит из  1 файл

мой курсач на печать.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….........

3

1. Понятие социальной  защиты населения…….……………………..

5

1.1 Сущность  и основные формы социальной  защиты…………….....

5

1.2 Принципы  и инструменты социальной защиты…………………..

8

2. Организационная структура системы государственного управления в области социальной защиты населения ……………..

 

15

2.1 Министерство  труда и социальной защиты  Республики Беларусь как субъект  управления, его структура и функции……………..

 

15

2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности………………………………………………..

 

17

3. Социальное страхование………………………………………..

19

3.1 Организационная структура государственного социального страхования. Деятельность Фонда социальной защиты населения………

 

19

3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь …...

20

3.3 Пути совершенствования пенсионного страхования …………..

23

Заключение………………………………………………………......

29

Список использованных источников……………………………..

31


 

 

Введение 

Тема курсовой работы «Система и механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень  системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Целью курсовой работы является изучение целей и основных направлений социальной политики в Республики Беларусь.

Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи исследования:

- ознакомление с теоретическими аспектами социальной защиты;

рассмотреть систему и  механизмы социальной защиты населения в республике

- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- изучение проблем и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы явились вопросы  проблем и совершенствования пенсионного страхования в Республике Беларусь.

Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь

Основными законодательными актами, используемыми в курсовой работе являются: О повышении пенсий и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2010 г. №544 [7], Об основах государственного социального страхования: закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII [8]. Также в курсовой работе использовались данные, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации.

По данной теме была использована научная литература таких авторов как: Сверж А.И., Лемешевский И.М., А.П.Морова и др.

 

1 Социальная защита  населения

    1. Сущность, основные формы социальной защиты населения

Создание эффективной  системы социальной защиты населения  является важнейшим направлением социальной политики.

Потребность в  социальной защите со стороны государства  для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.

Причины снижения уровня социальной защищенности условно  можно подразделить на две группы:

- личного характера  (полная или частичная потеря  трудоспособности в связи с  инвалидностью, временная потеря  трудоспособности в связи с  заболеванием, увеличением состава  семьи, потери кормильца, вынужденный  переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);

- порожденные  системными изменениями социально-экономических  отношений (снижение реальных  доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении  доли ВВП, направляемого на  потребление, рост безработицы).

Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.

Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет  социальные услуги, необходимые для  обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни. [4.c. 263]

Социальная  защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению  устойчивого нормального (принятого  в обществе) материального и социального  положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам можно  выделить материальную, социальную и  правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные  и инвалиды, старики и т. д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления  материальных благ (доходы); б) минимальный  уровень охраны здоровья и медицинской  помощи, получения образования; в) жилищные условия.

Уровень жизни населения— это степень обеспеченности населения  необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Иными словами, это — уровень  благосостояния населения, потребления  благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Выделяют четыре уровня жизни  населения:

- полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;

- нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

- бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;

- нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.

Совокупность  показателей уровня жизни затрагивает  следующие аспекты жизнедеятельности  населения:

- условия жизни и проживания (уровень потребления, степень обеспеченности жильем, уровень здоровья и др.);

- условия труда (санитарно-гигиенические условия, уровень травматизма и профзаболеваний и др.);

- условия развития человека как личности (степень развития социальной сферы, время и интенсивность отдыха, соблюдение прав человека, динамика рождаемости и др.);

- состояние окружающей среды и др.

При этом следует  отметить, что указанные показатели предполагают их сравнение с аналогичными за предыдущий период, с аналогичными показателями в другой стране, а также с некоторыми общепризнанными нормативами. [5 с. 254]

Современная экономическая  теория использует в качестве аксиомы  построения социальной защиты предположение, что каждый индивидуум стремится  иметь постоянное потребление, а, следовательно, и доход на протяжении всей своей жизни. Помочь ему в этом могут частные сбережения или государственная система социальной защиты. Чем больше развита система социальной защиты в стране, тем меньше стремление населения делать частные сбережения. [3c. 513]

Понятие «социальная  защита» по-разному рассматривается  в разных странах и международных  организациях. Иногда в него включают все, что касается социальных условий  жизни человека, например, благоприятную  экологическую среду, заботу о детях, решение жилищной проблемы. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим. Такая разница в подходах объясняется национальными условиями формирования социальной политики, традициями и целевой ориентацией экономики.

Однако при  всем многообразии подходов к пониманию  роли социальной зашиты, масштабов  охвата населения социальными программами  можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию  социальной защиты - поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.

В соответствии со сложившейся законодательной  практикой принято относить граждан, не имеющих возможности за счет труда обеспечить приемлемый уровень удовлетворения жизненных потребностей для себя и членов своей семьи, к социально уязвимым (незащищенным) слоям населения. Система социальной защиты призвана создавать определенную защищенность и безопасность социально уязвимых слоев населения.

Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной  жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности. [13c. 205]

    1. Принципы и инструменты социальной защиты

Основополагающим  документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации  труда (МОТ) № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты. Конвенция № 102 определяет девять видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия. Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в Конвенции. В ней, например, не упомянута защита беднейших групп населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все большее внимание во многих странах.

На основе рекомендаций Международной  организации труда страны вырабатывают свое национальное социальное законодательство. Особенно развито оно в странах  Северной Европы, наименее - в США, где  центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективные соглашения и систему трудового арбитража.

Несмотря на разнообразные  подходы в вопросах социальной защиты существуют общие принципы ее организации  в различных странах.

Первым принципом можно назвать принцип дифференцированного подхода к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности. Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и. прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.

Вторым принципом является требование того, чтобы механизм социальной защиты создавался на основе совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, предоставляемых обществом каждому члену и обеспечивающих соблюдение его важнейших социальных прав. Иными словами, это принцип перехода от социального иждивенчества к социальным гарантиям. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов. В самом общем виде государственные минимальные социальные стандарты - это установленные органами государственной власти социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах, имеющих приоритетное значение.

Сфера применения этих стандартов включает основные виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а  также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания. [6c. 8]

Информация о работе Социальная защита населения в Республике Беларусь