Взаимодействие социальных и управленческих технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование использования социальных технологий в управлении.
Для выполнения обозначенной цели были определены следующие задачи:
- определить место социальных технологий в системе управления;
- проанализировать историю и современность процесса внедрения социальных технологий в управление;

Работа состоит из  1 файл

Введени2.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Мы воспитали поколение управленцев, сознание которых настолько нетренированно, что оно не может увидеть социальную систему как систему разнонаправленных процессов коллективной деятельности, сорганизованных друг с другом по некоему принципу.

Мы воспитали поколение управленцев, которые не могут усваивать сложные смысловые структуры и плохо себя чувствуют, когда возникает необходимость мыслить и осмысленно говорить о развитии социальных систем.

Мы воспитали поколение управленцев, которые могут быть всего лишь послушными функционерами, действующими в заданных кем-то рамках.

Возможно, в этом и состояла цель. Но почему мы должны работать на чью-то цель и жить в реальности, созданной кем-то другим?

Я полагаю, что пришло время для того, чтобы начать все сначала. Наступило время управленческой революции. Настала эпоха, когда социальным системам необходимо развитие, и, следовательно, управленцы, способные управлять развитием, становятся важнейшей составляющей социальных процессов современности.

Что такое социальная технология? Это последовательность операций, которые необходимо осуществить для того, чтобы привести управляемую социальную систему в целевое состояние.

Что такое состояние социальной системы? Это конфигурация релятивной сети (сети отношений, определяющих взаимодействия), которая обеспечивает заданный уровень эффективности коллективной деятельности. Поясним это. Взаимодействия субъектов внутри каждой социальной системы осуществляются по деловым и личным связям между ними: если нарисовать эту систему связей, мы получим релятивную сеть. В этой сети разными цветами можно нарисовать отношения подчинения, сотрудничества, обязанностей по отношению друг к другу и личной ответственности. От местоположения субъекта в этой релятивной сети зависит уровень его влияния на ситуацию, его роль в управлении системой и уровень материального вознаграждения, которое субъект получает от социальной системы. Суть в том, что для каждого множества субъектов можно выбрать множество вариантов релятивной сети, имеющих отличающиеся конфигурации, при которых возможна коллективная деятельность. Важно и то, что каждая возможная конфигурация релятивной сети делает возможным тот или иной уровень эффективности коллективной деятельности. Что же касается эффективности коллективной деятельности – это величина, которая может быть измерена. В формулу расчета эффективности необходимо включить все те результаты коллективной деятельности, которые важны для данной социальной системы. Договорившись о формуле, мы сможем сравнивать показатели эффективности, которые были до изменения в релятивной сети и после него.

Итак, изменение состояния социальной системы – это изменение конфигурации релятивной сети. Очевидно, что процесс этот должен быть управляем и что он должен приводить социальную систему в состояние, в котором эффективность коллективной деятельности становится выше, чем было раньше.

Социальная технология, таким образом – это технология управляемого изменения конфигурации релятивной сети и уровня эффективности коллективной деятельности организации.

Почему социальные технологии неизвестны управленцам? Знание разнообразных социальных технологий и инструментов управления, которые позволяют ими пользоваться, очевидно, должно входить в арсенал каждого современного управленца. Однако, ничего подобного не происходит. Почему?

Мы далеки от того, чтобы предположить целенаправленный заговор с целью оболванить управленцев СНГ. Скорее всего, здесь «поработали» законы самосохранения социальных систем. Дело в том, что каждая социальная система стремится сохранить себя в том виде, в каком она действует. Этим, в частности, объясняется, что, как правило, к вершине социальной иерархии подбираются только те субъекты, которые не представляют для социальной системы угрозы изменений.

Общепринята точка зрения, что современная система государственной власти в странах СНГ не создает условий для оптимального развития экономики и отдельных ее отраслей, для массового обогащения людей, для развития предпринимательства и бизнеса. Нет, разумеется, в каждой стране работает множество комитетов и комиссий по развитию предпринимательства. В каждой стране действует множество общественных организаций, которые осваивают сотни миллионов долларов и пишут красивые отчеты о том, как они развивали гражданское общество и способствовали развитию предпринимательской активности населения. И западные фонды принимают эти отчеты и рапортуют спонсорам об успешной деятельности. Но мы-то с Вами понимаем истинный смысл и реальные результаты этой активности.

Так вот, система государственной власти вовсе не создает условий для реализации всего экономического потенциала регионов, отраслей и предприятий. Напротив, она создает множество препятствий для успешного развития коллективных субъектов деятельности, находящихся под ее контролем. Можно предположить, что это связано с неэффективностью государственной системы управления. Однако, это не совсем так. В предложенном смысле она действительно не справляется со своими обязанностями эффективно. Однако, присмотревшись, мы увидим, что у современных государственных систем управления вовсе нет таких обязанностей как создание оптимальных и наиболее благоприятных условий для развития экономики, предпринимательства и предприятий. В обязанности современных государственных систем управления СНГ входит регулярно собирать с отрасли, региона, бизнеса некоторое количество «денежного урожая» и отравлять этот урожай в столицу, оставляя себе «толику малую». И с этой задачей, созданные сегодня системы государственного управления справляются превосходно. Также у них есть задача развивать те бизнесы, в которых, всеми правдами и неправдами, участвуют в качестве учредителей представители государственных структур. Поскольку эти бизнесы производят наиболее потребляемые на рынке товары, эта задача также решается современной системой государственной власти эффективно. Таким образом, современная система государственной власти, в первую очередь, обеспечивает финансовые интересы своих топ-менеджеров, менеджеров и специалистов. А вся остальная экономика и весь остальной социум – не более чем сырьевая база для добычи денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Двадцатый век стал веком сверхвысоких технологий и теперь, двадцать первый век становится веком ответственности за эти технологии.

Социальная технология очень значима в социальном управлении и именно поэтому требует специального рассмотрения.

Можно сказать, что появляется новая область научного знания - социальная - и новые методы достижения социального результата, его оптимизация в соответствии с целями общества, более полное использование человеческих ресурсов. Эта область обществоведения отвечает на вопрос, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов.

Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии в известной степени определяются типом общественного развития, доминирования в нем эволюционных и революционных процессов, а также разновидностью жизненных сил социальных субъектов, их индивидуальной и социальной субъективностью как накопленной способностью к воспроизводству индивидуальной и социальной жизни человека.

Можно сделать вывод, что социальные технологии в управлении существуют, необходимо решать проблемы их использования и внедрения.

Эффективны социальные технологии в управлении благодаря их научной и практической обоснованности, профессиональным исполнением, нормальным общественным восприятием, простотой, ясностью, возможность повторения, гибкостью, адаптивностью, надежностью в достижении социальных целей и задач, экономичностью, удобством в эксплуатации.

Термин «социальные технологии» стал применяться сравнительно недавно - с середины 70-х гг. Может ли практическое управление выступать объектом технологизации? Сегодня это дискуссионный для некоторых исследователей вопрос. Они находят отрицательные стороны этой области. Данная проблема кроется, скорее всего, в материализме определения социальных технологий. «Социальное» же вкладывает в это понятие человеческий фактор. Объектом социальной технологизации выступает не технические средства, а сам человек осуществляющий вид деятельности при помощи технических средств. Социальная организация усложняется, следовательно, увеличивается важность науки об управлении. Главным вопросом технологии в управлении является роль человека в данной организации. Суть социальной технологии - направление человеческой деятельности к целям социальной организации.

Непременным условием успешного осуществления социальных технологий является способность к новым технологиям. Остается открытой тема рассмотрения причин, вызывающих необходимость совершенствования технологий и введения новых.

Трудно переоценить роль социальных технологий в современном управлении. При помощи них можно не только изучить и предсказать изменение в развитии социальной системы, но и получать результаты этой системы.

Социальные технологии очень специфичны, и проблема эта до сих пор не решена, оставляя тему открытой для обсуждений, дискуссий и научных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1) Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, техно-полисы и регионы науки. - М., 1992.

2) Актуальные проблемы разработки и внедрения социальных технологий в трудовых коллективах. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, Феодосия, 23-25 сентября 1990. Вып. 1. - М., 1991.

3) Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. Учебное пособие. - М. - Новгород, 1995.

4) Ансофф И.Н. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. - М., 1989.

5) Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М., 1977.

6) Беляев А.А. Социальные технологии в менеджменте. Истоки российского менеджмента. - М., 1997.

7) Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование. - М., 1987.

8) Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. - М., 1984.

9) Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Пер. с англ. - М., 1989.

10) Бондаренко АД. Современная технология: теория и практика. - Киев - Донецк, 1985.

11) Верпаховский Б.Е. В чем причина? Современный менеджмент: принципы и правила. - Н. Новгород, 1992.

12) Веснин В.Р. Менеджмент для предпринимателей. В 2-х частях. - М., 1993.

13) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.

14) Галиев Г.Т., Галимов Р. А., Иванов В. Н., Патрушев В. И. Региональный социум: проблемы социальной технологии. - М., 1993.

15) Горский Ю.М. Нельзя перестраивать механизмы управления, не зная основ управления. Цикл популярных лекций. - Иркутск, 1991.

16) Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1996.

17) Грейсон Дж. К. мл., Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ. / Авт. предисл. Б.З. Мильнер - М., 1991.

18) Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы проектирования технологий социального управления. - Белгород, 1996

19) Данакин Н.С., Дятченко Л. Я. Организационная технология. // Учебное пособие для студентов по курсу «Социальная технология». - Белгород,1993.

20) Дейнеко О.А. Технология управленческих работ в машиностроении. - М., 1987.

21) Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. - М., 1999.

22) Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. - М., 1989.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Взаимодействие социальных и управленческих технологий