Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:54, дипломная работа
Целью работы является изучение демографической ситуации Каякентского района РД:
- демографического положения в целом по Республике Дагестан;
- социально-демографической характеристики Каякентского района РД;
- демографических проблем и пути их преодоления в регионе.
Введение
Глава 1. Демографическое положение в РД
1.1. Динамика численности и размещение населения
1.2. Демографические понятия о рождаемости
1.3. Миграция в РД и ее причины
Глава 2. Социально-демографическая характеристика Каякентского района
2.1. Историко-географические данные Каякентского района
2.2. Демографическая ситуация в Каякентском районе
Глава 3. Демографические проблемы в РД
3.1. Роль государства в решении демографических проблем
3.2. Демографическая политика в регионе
Заключение
Список использованной литературы
Глава 3. Демографические проблемы в РД
3.1.Роль государства
в решении демографических
Демографическая ситуация в Дагестане остается сложной и характеризуется снижением рождаемости, ростом смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, сокращением числа заключенных браков. Как в целом по России, так и в Дагестане идет снижение рождаемости.
Рождаемость в республике
снижается повсеместно с 1990 г., хотя
сохраняется тенденция
В республике с 2001 г. снижается смертность, но говорить о переломе ситуации пока не приходится. Уровень смертности высок в группе высокогорных районов, где определенную роль играют вопросы доступности медицинской помощи населению. Смертность мужского населения в республике значительно выше, чем женского.
От интенсивности рождаемости и смертности зависит изменение численности возрастно-половой структуры населения. Однако увеличение интенсивности рождаемости нужно отличать от числа рождений (прежде всего первых), связанных с благоприятной возрастно-половой и брачной структурами населения. Такой рост может происходить даже при снижающейся рождаемости, что характерно для республики.
На рождаемость
большое влияние оказывает
Дагестан характеризуется относительно молодой структурой населения, и поэтому, несмотря на снижение рождаемости, последняя держится на более высоком уровне, нежели в России в целом. В связи с этим можно прогнозировать, что республика еще достаточное время не будет испытывать дефицита в рабочей силе. Вместе с тем следует видеть неблагоприятный ход развития демогфафических процессов и принять действенные меры, способные как-то выправить отрицательные тенденции.
Одной из таких инициатив государства, направленной на улучшение демографической ситуации в стране и ее регионах, является принятие Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", вступающего в силу с 1.01.2007 года. В целях реализации указанного закона отделением проведена необходимая подготовительная и разъяснительная работа по всем вопросам "материнского (семейного) капитала", регламентируемым данным Федеральным законом.
Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета в размере 250 тыс. рублей, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда России на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Право на дополнительные меры государственной поддержки имеют следующие граждане России, независимо от места их жительства или пребывания:
- женщина, родившая второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.;
- женщина, усыновившая второго ребенка, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года;
- женщина, родившая, начиная с 1 января 2007 года, третьего или последующего ребенка, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки;
- женщина, усыновившая, начиная с 1 января 2007 года, третьего и последующего ребенка, если ранее она не воспользовалась правом на дополнительные меры государственной поддержки и если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года;
- мужчина, имеющий одного (или более) детей и являющийся единственным усыновителем второго (третьего и следующего) ребенка, ранее не воспользовавшийся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, совершения ею умышленного преступления против жизни (здоровья) своего ребенка право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к отцу ребенка при условии, что он совместно проживает с ребенком, у которого возникло право на дополнительные ме-ры государственной поддержки. В случае смерти отца, лишения его родительских прав, совершения им умышленного преступления против жизни (здоровья) своего ребенка право на дополнительные меры государственной поддержки переходит в равных долях к детям.
Материнский (семейный) капитал может направляться на: 1) приобретение жилого помещения или улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми) и (или) женщиной, родившей (усыновившей) второго (третьего и последующего) ребенка; 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго (третьего и последующего) ребенка.
Заявление о выдаче государственного Сертификата на материнский (семейный) капитал подается в территориальный орган Пенсионного фонда России (то есть в местное отделение Пенсионного фонда) с предъявлением документов или их копий (заверенных): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания, фактического проживания); принадлежность к гражданству; подтверждающих право на дополнительные меры государственной поддержки. В качестве документов, подтверждающих право на дополнительные меры государственной поддержки, принимаются: свидетельство о рождении (усыновлении) детей; документы, подтверждающие наличие у ребенка гражданства Российской Федерации; свидетельство о смерти женщины, родившей (усыновившей) детей; решение суда об объявлении ее умершей, решение суда о лишении ее родительских прав, вступивший в законную силу приговор суда по делу за совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления относящегося к преступлениям против личности; свидетельство о смерти родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), решение суда об объявлении умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), решение суда о лишении родителей родительских прав, вступивший в законную силу приговор суда по делу за совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.
Территориальный орган Пенсионного фонда России призван осуществлять прием необходимых документов; проверять достоверность содержащихся в документах сведений и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах; I месячный срок со дня приема заявления со всеми необходимыми документами выносить письменное решение об удовлетворении заявле-ния о выдаче Сертификата или об отказе в удовлетворении заявления о выдаче Сертификата; в течение пяти дней со дня вынесения решения об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о выдаче Сертификата направлять соответствующее уведомление лицу, подавшему заявление о выдаче Сертификата; выдавать Сертификат; в необходимых случаях выдавать дубликат Сертификата.
Из-за целого ряда факторов, влияющих на уровень обращаемости людей по вопросам социальных выплат и пособий в республике (слабое информационное обеспечение сельского населения, естественная недоступность и отдаленность горных районов, значительный прессинг социально-бытовых проблем на живущих там людей и т.д.), количество заявлений от нуждающихся в государственном Сертификате на материнский (семейный) капитал на первом этапе реализации Закона РФ поступит значительно меньше реального количества потенциальных заявителей.
См.: Тагиров Б.Т. Народонаселение Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967; Сергеева К.П. Население Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1973; Ханукаев С.Б. Структурные изменения и движение населения Дагестана. Махач-кала: Дагкнигоиздат, 1974; Гаджиев А.Г., Эльсон В.С., Семенов Ю.В. Вопросы использования трудовых ресурсов Дагестанской АССР. Махачкала: Дагкниго-издат, 1976.
3.2.Демографическая политика в регионе
Демографическая политика представляет
собой составную часть общей
социально-экономической
От ученых и практических работников требуются исследования и разработки вопросов развития народонаселения. Необходимо не только обеспечить плановые и хозяйственные органы высококачественной информацией о демографической ситуации в стране, регионе, но и о тенденциях демографических процессов, которые необходимо учитывать при разработке научно обоснованных планов социально-экономического развития. Не менее важным является решение проблемы успешного управления демографическими процессами, т.е. проведение эффективной демографической политики.
Главной целью демографической политики в современных условиях является достижение оптимального воспроизводства населения страны, региона. Нам наиболее близка позиция Б.Ц. Урланиса, который считал, что основным условием оптимизации демографических параметров должна быть ликвидация возможности депопуляции, необходимость возобновления существующего поколения другим поколением, не уступающим ему по численности1.
Основная цель в нашем государстве - обеспечение роста населения на основе распространения семей с тремя-четырьмя детьми и улучшения здоровья населения, что является определяющим фактором снижения смертности и увеличения средней продолжительности жизни.
Рождаемость населения, как было показано выше, является в своей основе социальным процессом, следовательно, как любое
социальное явление может изменяться при целенаправленном воздействии на него общества.
От интенсивности рождаемости и смертности зависит изменение численности и возрастно-половой структуры населения. Однако увеличение интенсивности рождаемости нужно отличать от роста числа рождений (прежде всего, первых), связанных с благоприятной возрастно-половой и брачной структурами населения, который может происходить при неизменной или даже снижающейся интенсивности рождаемости. Примером сказанному является Республика Дагестан. Здесь молодая возрастная структура населения и поэтому, несмотря на снижение рождаемости, она держится на более высоком уровне, нежели в России в целом, и республика долгое время не будет испытывать дефицита в рабочей силе. При этом следует иметь в виду, что если своевременно не обратить внимания на неблагоприятное развитие демографических процессов, то они могут перерасти в резко отрицательные тенденции, способные затормозить социально-экономическое развитие страны и региона.
По определению Б.Ц. Урланиса,
демографическая политика "представляет
собою совокупность социальных, экономических
и юридических мер и
Демографическая политика в области рождаемости исходит из того, что процесс рождаемости - это совокупный результат волеизъявлений отдельных лиц: здесь меньше всего уместны административные меры с целью "навязать" определенный курс. Право каждой семьи - самой решать вопрос о рождаемости ребенка.
Меры демографической политики условно можно распределить на три группы: экономические, административно-юридические и воспитательные, или пропагандистские.
Экономические меры - это денежные пособия на детей, учет числа детей при налогообложении, а также при определении возраста и стажа работы при начислении пенсии женщине-матери, разного рода льготы для отцов семей при призыве на военную службу, преимущества при получении жилья семьям с детьми и т.д.
В настоящее время
Политика сдерживания инфляции привела к существенному отставанию зарплаты (прежде всего в бюджетной сфере) от темпов инфляции, что способствовало переходу в категорию бедных семей не только традиционно уязвимых (семей пенсионеров, многодетных, неполных, с инвалидами, с безработными), но и семей работающих с детьми. Именно дети сегодня становятся главным демографическим фактором бедности (а отказ от их рождения методом социальной самозащиты).
Надеяться на скорое разрешение проблем семьи не следует, улучшение в ближайшие годы вряд ли будет иметь принципиальный характер, если сегодняшние реформы не достигнут реальных экономических результатов, если они не будут скорректированы в пользу наиболее приоритетных социальных целей. Приоритеты поддержки семьи и детей должны занять одно из главных мест не только в предвыборных обещаниях, но и в повседневной законотворческой и исполнительной работе властных органов. Государству нужны выросшие дети - избиратели, воины, налогоплательщики и т.д. Поэтому государству необходимо поддерживать семью, брать на себя определенные обязательства по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей в виде социальных гарантий, пособий, льгот. И если семья не будет получать помощи от государства, то она будет защищаться от равнодушия и неповоротливости сегодняшних реформ как может, и самый главный способ -отказ от рождения детей. Без продуманной и реалистичной семейной политики, без расширения экономической поддержки семей с детьми (через пособия, кредиты, налоговые льготы и т.п.) вряд ли можно ожидать изменения демографической ситуации к лучшему.