Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:02, контрольная работа
Впервые термин «социология» был введен французким социологом Контом в середине XIXв. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социолгии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.
Введение стр
1.Причины зарождения социологии в России. 2
2. Этапы развития социологии в России 5
3. Направления в социологии России Х1Х-ХХв. 6
3.1.Географический детерминизм 6
Органицизм 7
3.3. Концепция культурно-социологических типов 9
3.4 .Народничество 9
Субъективная школа 12
Психологическое направление 15
3.7. Ортодоксальное направление 16
3.8. Философский иррационализм 18
3.9. Индивидуальный психологизм 21
Список литературы 23
2. Антипозитивизм (начало 80-х годов ХIХв. – ХХв.):
3. Неопозитивизм (начало ХХв.)
После
1917г. появилась необходимость
С 50-х.годов ХХ в. началось возрождение социологии. К 80-м. годам ХХв. возникает понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах функционирования и развития социальных общностей. В качестве предмета социологии рассматривается личность- субъект общественных отношений. Это свидетельствует о конкретизации предмета.
3.Направления в социологии России Х1Х-ХХв.
3.1. Географическое направление
Позитивистское
направление в русской
Одним из течений позитивизма является географический детерминизм, основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988). Так же в этом направлении работали Соловьев С.М.(1920-1879) и Ключевский В.О.
Наиболее важной работой
Ключевский В.О. как представитель географического детерминизма, большое внимание уделяет влиянию природы на начальной стадии развития человеческого общества. В русской истории он выделял четыре стадии:
Ключевский В.О. выделил так же и пятую стадию, которую он назвал периодом правового государства. Этот период должен был наступить после отмены крепосного права и реформ. Ключевский В.О. выделял феномены России: миграция, подчинение государственному аппарату, бюрократия, медленное раскрепощение. Он верил, что его отчество станет сильным государством, авторитетным в мире, с высоким уровнем культуры и образования.
Из всего вышесказанного можно зделять вывод, что соронники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.
Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся нна общественные явления.
Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.
Для единичного организма и
человечества в целом
1) существование
на единой – материально-
2) системность строения, функций, организации (наличие структур) и иерархичность;
3) многопараметричность;
4) многофакторность, стохастичность;
5) стремление
к поддержанию
6) сохранение
определенной упорядоченности,
7) извлечение
и усвоение материала, энергии
и сигналов ради обеспечения
жизнеспособности за счет
8) системность
жизнедеятельности,
9) самовоспроизводство в целом и в частях и т.д.;
10) управление и самоуправление.
11) адаптивность
по отношению к условиям за
счет лабильности и
12) функциональность целого и частей, функциональная инвариантность;
13) цикличность
жизнедеятельности и общего
14) наличие
фаз перехода (“переходных состояний”)
и “снятия” предыдущих форм,
качеств и состояний в ходе
развития к высшему или
Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматиривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.
Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства, вступвшего в тот период в стадию упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества.
В совоей работе Данилевский Н.Я. наделяет
культурно-исторические типов сдедующими
характаристиками: самостоятельные, своеобразные
в плане религиозного, социального, бытового,
промышленного, политического, научного,
художественного, исторического развития.
Его социальная позиция выражена в следующем:
«В продолжение этой книги мы постоянно
проводим мысль, что Европа не только нечто
нам чуждое, но даже и враждебное... Из этого,
однако, еще не следует, чтобы мы могли
или должны были прервать всякие сношения
с Европой, оградить себя от нее Китайской
стеной: это не только невозможно, но было
бы даже вредно, если бы и было возможно...
Но если невозможно и вредно устранить
себя от европейских дел, то... необходимо
смотреть на эти дела всегда и постоянно
с нашей особой, русской точки зрения».(Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 440-441).
Данилевский считал, что общественные
явления управляются общими духовными
законами, но в тоже время: «Различия культурно
- исторических типов есть, в конечном
счете, различия характеров народов, их
составляющих: различия этнографические,
племенные, которые выражаются в особенностях
психического строя народов». Каждая цивилизация
имеет характеристики, которые не могут
быть переданы другой цивилизации. Проэтому
исторический прогресс общества состоит
в том, что бы следовать по пути развития
своего культурно-исторического типа.
3.4. Народничество
Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе, породив социал-революционеров и российскую социал-демократию. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни. Это, возможно, следует из идеологии русского сектанства, которое своеобразно пропагандировало необходимость освобождения человека от всяческих форм насилия, включая и государственное правление
Говоря об истории развития
анархистских взглядов в
Говоря
об истории российского
В
России революционно-демократические
движения основной причиной своей активности
имели растущее недовольство самых
широких общественных кругов половинчатостью
и непоследовательностью
Тактика
"хождения в народ" первых народников
соответствовала основной анархистской
установке - помочь народу самому осознать
свои надежды и стремления. Отход
от анархизма во взглядах народников и
связанный с этим раскол "Земли и Воли"
1876 года имел своей причиной провал тактики
"хождения в народ" и насущное требование
организационных начал в революционном
движении. Раскол народнического движения,
в конечном счете, породил две ветви революционной
оппозиции: социал-революционеров и социал-демократов,
далеких от анархистских принципов и стоящих
на позициях государственности.
3.5. Субективная школа
Наиболее влиятельной в русской социологической традиции была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала продолжительное время, с конца 60-х гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев) в ней обнаруживаются несколько поколений последователей . Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.
Информация о работе Зарождение социологии в России и формирование различных направлений