Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда

Автор работы: g*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:25, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.
Соответственно задачами работы являются:
Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
Ознакомиться с деятельностью МОТ.
Рассмотреть конвенции и рекомендации международной организации труда.

Содержание

План
Введение
1. Понятие и сущность социального партнерства
2. Зарубежный опыт социального партнерства
3. Деятельность МОТ
4. Конвенции и рекомендации МОТ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

двусторонних соглашений ориентируется на общепризнанные международно-правовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).26

    С  момента создания главными целями  своей деятельности Международная  организация труда провозгласила борьбу за социальную справедливость, уважение прав человека, прежде всего права на труд, улучшение условий жизни, расширение возможностей занятости. В области международно-правового регулирования труда деятельность МОТ состоит в постоянном поиске согласия и сотрудничества между органами государственной власти и основными заинтересованными сторонами - предпринимателями и трудящимися. МОТ принято свыше 180 конвенций и 190 рекомендаций по различным вопросам регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. Международные трудовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями МОТ, образуют Международный трудовой кодекс.

    К  наиболее важным конвенциям МОТ,  касающимся вопросов социального  партнерства, относятся:

    Конвенция  1948 года "О свободе ассоциации  и защите права на организацию" (№ 87), которая устанавливает право  всех трудящихся и предпринимателей  на создание организаций и  вступление в них по своему  выбору без получения предварительного  разрешения, определяет порядок их деятельности. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и деятельность, формулировать свою программу действий. Конвенция запрещает государственным властям вмешиваться в деятельность организаций трудящихся и предпринимателей.27

    Конвенция  1949 года "О применении принципов  права на организацию и на  ведение коллективных переговоров" (№ 98) предусматривает защиту  членов

___________________________________

26 Бордадын А.Ф. МОТ и Россия. М.; Институт труда. -1999. – С.46

27 Конвенция МОТ № 87 от 9 июля 1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию». // Сборник договоров СССР — М., 1960 — С. 278—284.

профсоюза от антипрофсоюзной  дискриминации, защиту организаций  трудящихся и предпринимателей от взаимного  вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

    Конвенция  1971 года "О защите прав представителей  трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях" (№135) предполагает предоставление представителям трудящихся соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение.28

    Конвенция  1978 года "О регулировании вопросов  труда: роль, функции и организация" (№ 150) предполагает, что государство-член  МОТ должно организовать эффективную  систему по регулированию вопросов  труда, функции и обязанности  которой должны быть скоординированы. Государство обязывается в рамках этой системы обеспечить консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Система регулирования вопросов труда должна выполнять конкретные функции: подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики, подготовку и применение законодательства, решение задач в связи с национальной политикой в области занятости, условий труда и т.д. Персонал этой системы состоит из лиц соответствующей квалификации, независимых от внешнего влияния; имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы.29

    Конвенция  1981 года "О содействии коллективным  переговорам" (№ 154) распространяется  на все отрасли экономической  деятельности, содержит определение термина "коллективные переговоры". В соответствии с ней коллективные переговоры - это переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими

____________________________________

28Конвенция МОТ № 135 от 9 июля 1948 г. «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях». // Сборник договоров СССР — М., 1960 — С. —298.

29 Конвенция МОТ № 150 от 9 июля 1948 г. «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация». // Сборник договоров СССР — М., 1960 — С. —305.

организациями трудящихся; с другой в целях:

    а)  определения условий труда и  занятости;

    б)  регулирования  отношений между предпринимателями и трудящимися;

    в)  регулирования отношений между  предпринимателями или их организациями  и организацией или организациями  трудящихся.

    Конвенция  также предусматривает меры содействия  коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года "О содействии коллективным переговорам" (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров.

    Конвенция  1982 года "О прекращении трудовых  отношений по инициативе предпринимателей" (№ 158) устанавливает, что законными  основаниями' для прекращения  трудовых отношений не являются  членство в профсоюзе или участие  в профсоюзной деятельности в нерабочее время или (с согласия предпринимателя) в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение функций представителя трудящихся.30

    Рекомендация 1951 года "О коллективных договорах" (№ 91) предлагает процедуру ведения  коллективных переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления колдоговоров. В ней же содержится определение коллективного договора как "всякого письменного соглашения относительно условий труда и найма, заключаемого, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны". Эта рекомендация устанавливает обязательства сторон, вытекающие из коллективных договоров, и говорит о распространении действия договоров, толковании, а также

_______________________________

30 Конвенции  и  рекомендации   принятые   Международной конференцией труда – М. – Женева, 1991   

контроле за их соблюдением и выполнением.

    В  целях содействия взаимопониманию  и добрым отношениям между  органами государственной власти  и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между самими этими организациями ряд актов, принятых Международной организацией труда, предусматривает создание механизма консультаций в области трудовых отношений. Составными частями механизма являются:

    - на  низовом уровне - Рекомендация 1952 года "О консультациях и сотрудничестве  между предпринимателями и трудящимися  на уровне предприятий" (№ 94);

    - на  более высоких уровнях - Рекомендация 1960 года "О консультациях и  сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" (№ 113).

    К  перечисленным конвенциям и рекомендациям  Международной организации труда  необходимо добавить Рекомендацию 1971 года "О представителях трудящихся" (№ 143), Конвенцию 1976 года "О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)" (№ 144), Конвенцию (№ 151) и Рекомендацию (№ 159) 1978 года "О трудовых отношениях на государственной службе" и др.31

    Таким  образом, в подавляющем большинстве конвенций и рекомендаций МОТ, касающихся практически всех социально-трудовых вопросов, закреплены положения о необходимости социального партнерства, определяющие его содержание, механизм, права и обязанности субъектов.

    С  принятием Конституции РФ, признавшей приоритетность международных норм, роль и значение конвенций и рекомендаций МОТ в регулировании трудовых отношений, в формировании  механизма социального партнерства значительно возросли. Кроме того, конвенции МОТ как источник российского трудового права имеют особое значение в практике правового регулирования

_________________________________

31Конвенции  и  рекомендации   принятые   Международной конференцией труда – М. – Женева, 1991 

труда. Это обусловлено  тем, что применение содержащихся в них норм может быть проконтролировано не только судом, но и самой МОТ, в рамках которой действует специальный контрольный механизм - Комитет МОТ по свободе ассоциаций и Комитет МОТ по контролю за соблюдением международных норм труда.32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________________________

32Трудовой мир,2001 - №5 – С.5 

Заключение

     В настоящее время перед МОТ стоят качественно иные цели и  задачи,  чем

те, которые стояли перед ней какие-нибудь 15-20 лет  тому назад. Это  связано,

прежде всего, с глобализацией мировой экономики,  отрицательные последствия которой сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены  работать  в условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических  перемен,  роста социального неравенства и сокращения возможностей правительств.

Одно из последствий  глобализации —  рост  спроса  на  квалифицированную

рабочую силу  в  ущерб  трудящимся  с  низкой  квалификацией.  отмечается  в

докладе со ссылкой  на  исследование,  проведенное  МБТ.  Оно  также  выявило

"почти повсеместное снижение налогообложения высоких доходов", что означает сокращение доли национального  дохода,  перераспределяемой  в  пользу  менее обеспеченных  слоев.  В  период  с  1986   по   1998   г.   такое   снижение налогообложения было зарегистрировано в 67 из 69 обследованных  стран.  Если эта тенденция сохранится, "правительства скоро лишатся важного механизма,  с помощью которого можно корректировать растущее неравенство доходов".

    Глобализация  также выявила и усугубила  слабость  позиций  развивающихся

стран с их узкой  экспортной базой,  поскольку  возросла  их  зависимость  от

колебаний цен  на  всемирном  рынке.  Они  стали  гораздо  более  уязвимы  к

всплескам  и  спадам  финансовых  потоков,   стихийно   и   беспрепятственно

перемещающихся на глобальном  рынке.  Существует  опасность  того,  что эти

краткосрочные  колебания,   не   вызванные   в   своей   основе   глубинными

экономическими   причинами,   "будут   определять    обменные    курсы    и,

следовательно, производство и занятость.  Поэтому  перед  МОТ  сейчас  стоят

четыре  стратегические  задачи:  это  продвижение  и  проведение   в   жизнь

основополагающих  принципов и прав в  сфере  труда;  создание  более  широких

возможностей  для женщин  и  мужчин  в  получении  качественной  занятости  и

дохода; расширение  охвата  и  эффективности  социальной  защиты  для  всех;

укрепление трипартизма  и социального диалога.

     Помимо  ориентации  технических  программ  МОТ  на  достижение  четырех

стратегических  целей и проведения восьми приоритетных программ  "In  focus",

затрагивающих такие области, как охрана и  гигиена  труда  на  производстве,

содействие  малым  и  средним  предприятиям,  устранение   дискриминации   и

тендерного неравенства, содействие выполнению положений  Декларации  МОТ  об основополагающих принципах и правах в  сфере  труда  и  устранение  детского труда, начато также радикальное реформирование контрольного механизма МОТ.33

Информация о работе Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда