Роль Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание

Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во - первых, от состояния самой кредитной организации или оснований для осуществления мер по предотвращению банкротства; во - вторых, от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны Банка России. Может сложиться впечатление, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" описывает определенную технологическую процедуру, в соответствие с которой применение более жестких мер по отношению к кредитной организации возможно, только если ранее были применены более мягкие.

Содержание

Роль Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) банков………………………………………………………………………..
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Временная администрация по управлению кредитной организацией.
Реорганизация кредитных организаций как мера по предупреждению банкротства.
Вывод……………………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление кредитными организациями.docx

— 44.91 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Институт  «Экономики и бизнеса»
Кафедра «Экономики и управление народным хозяйством»
 

Антикризисное управление                 кредитными организациями 

Тема  контрольной работы:

«Роль Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) банков» 

Выполнила студентка 3-го курса

 ЗСФО  Специальность 3510

шифр 6454 Бабина Э.С.

                                         Проверил: 
 
 

Москва  – 2011 

Содержание

  1. Роль Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) банков………………………………………………………………………..
    1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. 
    2. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций
    3. Временная администрация по управлению кредитной организацией. 
    4. Реорганизация кредитных организаций как мера по предупреждению банкротства. 

Вывод……………………………………………………………………………….

Список  используемой литературы……………………………………………... 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  Банка России в  предупреждении несостоятельности (банкротства) банков.

1.1. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. 
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусматривает три основные группы мер по предупреждению их банкротства: меры по финансовому оздоровлению, назначению временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизацию кредитной организации (пункт 1 статьи 3). Отметим, что указанные меры были известны российской практике банковского надзора и до появления этого Закона. Однако, преимущество данного ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" состоит в том, что, не внося в достаточно сложный и тонкий механизм регулирования банковской сферы ничего принципиально нового, он существенно уточняет основания и процедуру применения этих мер, причем на уровне федерального закона, а не подзаконного акта Банка России. 
Выбор указанных мер по предотвращению банкротства зависит: во - первых, от состояния самой кредитной организации или оснований для осуществления мер по предотвращению банкротства; во - вторых, от оценки перспектив применения тех или иных мер со стороны Банка России. Может сложиться впечатление, что ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" описывает определенную технологическую процедуру, в соответствие с которой применение более жестких мер по отношению к кредитной организации возможно, только если ранее были применены более мягкие. Однако если кредитная организация находится в таком состоянии, что применение каких-либо процедур только создаст условия для злоупотребления со стороны ее руководителей, то Банк России может сразу назначить временную администрацию или принять меры, предусмотренные Законом о Банке России, в том числе отозвать лицензию. 
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" различает основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Так, в статье 4 перечислены основания, в силу появления которых руководитель кредитной организации может направить ее учредителям (участникам) ходатайство по осуществлению мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, а Банк России - требование к кредитной организации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению. Среди указанных оснований выделяются случаи, когда кредитная организация: 
1)        не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 
2)        не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязательства по уплате обязательных платежей в течение более трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 
3)        допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 
4)        нарушает норматив достаточности капитала, установленный Банком России; 
5)        нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов. 
 
Среди указанных оснований два первых отражают неплатежеспособность кредитной организации и относятся к ее взаимоотношениям с клиентами. Следует обратить внимание на то, что речь идет о неисполнении денежных обязательств при условии отсутствия денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Иными словами, речь идет не о любых случаях неисполнения кредитной организацией своих обязательств, а только о непосредственно связанных с осуществлением кредитной организацией банковских операций. Само по себе отсутствие денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации не означает, что ее финансовое состояние имеет устойчивую тенденцию к банкротству. Однако если такие случаи повторяются неоднократно в течение шести месяцев с просрочкой до трех дней или неоднократно в течение более трех дней, то, по меньшей мере, необходимо ставить вопрос о недостаточно эффективном управлении кредитной организацией и осуществлять дополнительный анализ ее деятельности. 
Остальные основания относятся к оценке финансового состояния кредитной организации. В этом, кстати говоря, также проявляется отличие процедур, связанных с банкротством кредитных организаций, от общих процедур банкротства. Если в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" речь идет только о неплатежеспособности, то в процедурах, связанных с банкротством кредитных организаций, широко применяется в качестве критерия оценка их финансового состояния. Это связано с тем, что в банковской сфере, в отличие от большинства иных нефинансовых сфер, оценка финансового состояния каждой кредитной организации - повседневная практика, а не исключительное мероприятие. Так, третье основание отражает тот факт, что в кредитной организации сложилась устойчивая динамика к убыточности, но оно используется, только если нарушены какие-либо из обязательных нормативов, установленных ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и принятой в соответствии с ним инструкцией Банка России от 30.01.96 № 1 "О регулировании деятельности кредитных организаций" (с последующими изменениями и дополнениями). Четвертое основание связано с нарушением норматива достаточности капитала, представляющих собой соотношение собственных средств и суммарных активов, взвешенных с учетом риска. Очевидно, что капитал играет несколько важных функций в деятельности любой коммерческой организации, и особенно кредитной. Это и деньги для развития кредитной организации, и фактор доверия клиентов к банку, и резервные средства и т.д. Ценность капитала будет стремительно падать, если основная масса вложений будет сделана в высокорискованные и низколиквидные активы. Как следствие, кредитная организация будет иметь меньше потенциальных возможностей исполнить свои обязательства пред кредиторами, особенно, если произойдет значительное или массовое изъятие средств. Поэтому, в целях оценки качества капитала и был применен подход, который и учитывает рискованность сделанных вложений. Общей тенденцией является приближение к минимальному нормативу, установленному на международном уровне для банков и составляющему 8 процентов. Наконец, пятое основание непосредственно связано с оценкой того, насколько за счет своих активов, взвешенных с учетом риска, кредитная организация может исполнить свои обязательства перед кредиторами, оцениваемые с учетом долгосрочности вложения. В частности, примененный показатель текущей ликвидности представляет собой соотношение ликвидных активов и обязательств банка по счетам до востребования и со сроком погашения до 30 дней.

 
1.2. Меры по финансовому оздоровлению кредитных организаций. 
Особенностью мер по финансовому оздоровлению банков является то, что они должны осуществляться прежде всего органами управления кредитной организации и ее учредителями (участниками). В соответствии со статьей 11 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" руководитель кредитной организации при обнаружении в ее деятельности оснований для применения мер по финансовому оздоровлению должен в течение 10 дней обратиться в совет кредитной организации либо непосредственно к собранию учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены силами исполнительных органов кредитной организации. Указанные органы должны принять решение по ходатайству в течение 10 дней с момента его направления. Если учредители (участники) отказались принять участие в осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок, то ее руководитель обязан обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации (пункт 4 статьи 11). 
На практике часто приходиться иметь дело со случаями, когда учредители (участники) кредитной организации, как в силу финансовых причин, так и недобросовестности, - устраняются от ведения дел в кредитной организации. Для Банка России это важнейший показатель того, насколько кредитная организация, даже высокой группы проблемности, может быть оздоровлена. В варианте проекта Закона о банкротстве кредитных организаций, принятого в первом чтении, было, установлено правило о субсидиарной ответственности учредителей (участников) кредитной организации по ее обязательствам в случае банкротства как за действия, направленные на доведение ее до банкротства (статья 56 ГК РФ), так и за бездействие, следствием которого стало банкротство. Однако в окончательном варианте Закона данное положение отсутствует, так как было признано, что оно не только не вполне соответствует ГК РФ, но и содержит угрозу для привлечения в банковскую систему новых инвесторов и новых капиталов. В итоге установлено, что учредители (участники) кредитной организации в случае признания ее банкротом понесут ответственность своими средствами, помещенными в качестве вкладов в уставной капитал кредитной организации. Одновременно суд может возложить субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации на тех учредителей (участников), которые имеют возможность определять ее решения, в случае выявления их виновных действий, вследствие которых организация была признана банкротом (статья 50). В качестве вины за доведение до банкротства, в частности, можно рассматривать и отказ учредителей (участников) банка от участия в осуществлении мер по предупреждению его банкротства при наличии ходатайства руководителя кредитной организации и в случае реальной возможности такие меры осуществить. 
Побудить кредитную организацию осуществить меры по предупреждению банкротства возможно также по инициативе Банка России. В соответствии со статьей 12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, перечисленных выше. При этом Закон оговаривает, что должно содержать данное предписание Банка России (указание причин, послуживших основанием для его направления; рекомендации по характеру и срокам осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и т.д.). При получении требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению руководитель кредитной организации обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в совет кредитной организации либо к собранию ее учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению либо реорганизации кредитной организации. Последующая процедура уже связана с взаимодействием руководителей кредитной организации и учредителей (участников), о чем говорилось ранее. Однако, характерно ограничение, которое вводится после направления Банком России этого требования: с этого момента и до момента получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решение о распределении прибыли между ее участниками (учредителями), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками) и выплачивать им дивиденды. В настоящее время эта мера используется Банком России, но в качестве рекомендуемой меры в отношении банков третьей и четвертой групп проблемности. В соответствие ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" она приобретает обязательный характер. 
В указанных процедурах основное звено- руководитель кредитной организации. Несомненно, деятельность руководителя любой организации, особенно в кризисный период, трудно оценить с точки зрения законодательства: понятие эффективности руководства включает в себя и знания, и опыт, и добросовестность, и, как говорят, удачу, то есть внешние факторы. Однако руководитель кредитной организации должен, по меньшей мере, продемонстрировать стремление избежать ее банкротства. В соответствие со статьей 14 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", в случае непринятия им мер по финансовому оздоровлению, а также в случае нарушения им требований статей 11 и 12, руководитель кредитной организации может быть привлечен к ответственности в соответствии с федеральными законами. В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что руководитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед кредиторами, если он не направил в случаях, установленном законом, заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, а также может быть лишен права занимать руководящие должности на срок и в порядке, установленных федеральным законом. Так как на этапе осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации арбитражный суд еще не задействован, то, очевидно, нет оснований для установления субсидиарной ответственности руководителя. Однако принцип дисквалификации может и должен быть использован. Но для этого необходимы соответствующие дополнения в административное законодательство. 
Заметим, что перечень самих мер по финансовому оздоровлению, которые, прежде всего, предусматриваются в качестве мер по предупреждению банкротства, не является исчерпывающим. В принципе, это могут быть любые меры, направленные на устранение причин, вызвавших ходатайство руководителя или требования Банка России. ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" выделяет несколько мер: оказание финансовой помощи; изменение организационной структуры кредитной организации; изменение структуры активов и пассивов кредитной организации. Следует обратить внимание на новые институты. Так, статье 8 предусмотрено оказание финансовой помощи учредителям (участникам) кредитной организации со стороны третьих лиц. Название статьи может ввести в заблуждение, что речь идет об институте дарения, которое в отношении коммерческих организаций запрещено законом, если сумма объекта дарения превышает пять минимальных размеров оплаты труда (статья 575 ГК РФ). Но каждая из перечисленных финансовых форм имеет возмездный характер. В целом перечень носит рекомендательный характер, большинство этих форм известны правоприменительной практике. Однако в отношение размещения средств третьего лица на депозите делается специальная оговорка: на срок не менее шести месяцев и по ставке не выше ставке рефинансирования Банка России. Эти ограничение связано с многочисленными случаями представления в Банк России планов санации, в которых фигурировали сведения о средствах, размещенных третьими лицами в кредитных организациях в рамках мероприятий по финансовому оздоровлению и фактически изымаемых на следующий день после представления необходимой отчетности. 
В соответствии ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке, установленном Банком России. Общий принцип современного корпоративного права: не допускается формирование уставного капитала хозяйственного общества за счет зачета требований к обществу (статьи 90 и 99 ГК РФ). Понятна цель такого ограничения: так как уставной капитал представляет собой минимальную гарантию для кредиторов общества, то, недопустимо, чтобы капитал формировался за счет, так сказать, "виртуальных" ценностей. Однако это ограничивает и широко распространенные в международной практике возможности финансового оздоровления коммерческих организаций, и, в частности, банков. Кредиторы, если банк не в силах удовлетворить их требования, соглашаются на частичную конверсию обязательств банка в его капитал. Такого рода конверсия позволяет кредиторам не только оказывать влияние на работу органов управления банка и стратегию его развития, но и в какой-то степени улучшить показатели финансовой отчетности, что особенно важно для западных кредиторов, в отношении отчетности которых строгие требования предъявляются не только надзорными органами, но и акционерами. С юридической точки зрения, указанное правило представляет собой исключение из общих правил, установленных гражданским законодательством. Но в тоже время, так как законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ, прямо указывают, что банковская сфера - предмет специального регулирования, такого рода исключение можно считать вполне юридически обоснованным.

 
1.3. Временная администрация по управлению кредитной организацией. 
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вносит существенные изменения в порядок назначения и функционирования временных администраций. До его принятия временная администрация назначалась Банком России в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 75 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Правовым основание назначения временной администрации был факт предварительного направления кредитной организации предписания об устранении нарушений федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также случаи, когда деятельность кредитной организации создала угрозу для ее кредиторов. До последнего времени деятельность временной администрации регулировалась Временным положением о временной администрации по управлению коммерческими банками другими кредитными учреждениями, которое не учитывает многих изменений в законодательстве. Однако в связи с принятием ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" потребуется скорейшие принятие нормативных актов Банка России, регулирующих деятельность временной администрации; порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов (статья 26) и т.д. Кроме того, необходимо принятие изменений в КоАП РСФСР, связанных с установлением административной ответственности за действия руководителей кредитной организации, препятствующих деятельности кредитной организации (пункт 3 статьи 23). 
Временная администрация имеет определенную аналогию с внешним управлением, которое вводится в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (статья 68). Прежде всего, это касается цели проведения обеих указанных процедур. Временная администрации, как и внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления платежеспособности. Цель назначения временной администрации вытекает из того, что она в соответствии со статьей 3 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" отнесена к мерам по предупреждению. В общей сложности срок действия и временной администрации, и внешнего управления не может превышать 18 месяцев. 
Для обеспечения деятельности временной администрации Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов (статья 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Аналогичная мера применяется и для обеспечения деятельности внешнего управляющего. 
В тоже время временная администрация отличается от внешнего управления. Во-первых, внешнее управление вводится арбитражным судом, то есть оно является судебной процедурой. В отличие от этого временная администрация представляет собой внесудебную процедуру, которая назначается Банком России (пункт 1 статьи 16 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). 
Во-вторых, с момента введения внешнего управления полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему (абзац 10 части 1 статьи 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". С момента введения внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности, прекращаются полномочия органов управления должника (статья 69 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В период действия временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены (пункт 3 статьи 16 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). То есть о прекращении полномочий руководителя кредитной организации, а также иных исполнительных органов речь не идет. Однако сравнительный анализ показывает, что прекращение полномочий кредитной организации, предусмотренной ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и приостановление полномочий исполнительных органов кредитной организации суть одно и то же. 
В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация реализует их полномочия, разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение, принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации, принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией. Кроме того, временная администрация устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам, предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды и др. (пункт 1 статьи 22 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). 
В случае приостановления полномочий исполнительных органов руководитель временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации, а также обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании сделок, заключенных кредитной организацией, недействительными по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (статьи 27 и 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). Аналогичные права имеет и внешний управляющий (статьи 77 и 78 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 
В тоже время при введении внешнего управления речь идет о прекращении полномочий всех органов управления должника (статья 60 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Внешний управляющий вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника. Органы управления должника не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом должника. Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов (статья 76 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 
В отличие от этого при назначении временной администрации могут приостанавливаться полномочия только исполнительных органов кредитной организации. Временная администрация не может самостоятельно распоряжаться определенным имуществом кредитной организации. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом кредитной организации, а также иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, временная администрация вправе осуществлять только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее участников (пункт 3 статьи 22 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"). 
Таким образом, полномочия внешнего управляющего несколько шире полномочий временной администрации. Тем не менее, можно говорить о том, что временная администрация представляет собой специфическую внесудебную форму внешнего управления, применяемую исключительно к кредитным организациям. 
В 1999 году временные администрации были назначены в немного более чем 30 кредитных организациях. В целом ряде случаев их назначение буквальным образом спасло эти кредитные организации от отзыва лицензии и последующей ликвидации. Тем самым были защищены имущественные права кредиторов. В тоже время Банк России столкнулся с невозможностью действенным образом организовать работу кредитной организации в период, когда функционирует временная администрация, а также серьезными пробелами взаимоотношений с учредителями (участниками) кредитной организации и ее руководителями. Опыт назначения временной администрации в сентябре 1998 в банках "Инкомбанк" и "СбС-АГРО" показал, что кредиторы (а через них - иные заинтересованные лица) могут весьма эффективно препятствовать деятельности временных администраций, в том числе заблокировав ее принятием судебного решения, направленного на обеспечения иска кредитора. В силу этих причин и возникла необходимость урегулирования деятельности временной администрации на уровне федерального закона.  
В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (статья 16) временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Изменены основания назначения временной администрации - по сравнению и с существующим положением, и с основаниями применения мер по финансовому оздоровлению. Так, Банк России вправе назначить временную администрацию, если кредитная организация: 
1. Не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в течение семи дней и более с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах кредитной организации; 
2. Допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; 
3. Нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России в течение последнего месяца более чем на 20 процентов; 
4. Не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо о проведении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок; 
5. В случаях, если в соответствие с ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. 
 
Только три первых основания непосредственно относятся к проблеме банкротства и представляют собой видоизмененные основания осуществления мер по предупреждению банкротства. Однако 4 и 5 основания также чисто практически оказываются связанными с возможностью отзыва у кредитной организации лицензии с последующим признанием ее банкротом.  
Самой важной новеллой ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" является дифференциация способов взаимодействия временной администрации с органами управления кредитной организацией. Проект исходит из принципа статьи 10 ГК РФ: при назначении временной администрации права учредителей (участников) кредитной организации могут быть ограничены, только если осуществление этими лицами своих прав наносит ущерб интересам третьих лиц. Это правило, в частности, должно применятся, если учредители (участники) кредитной организации и ее руководители отстраняются от осуществления мер по предупреждению банкротства. В тоже время на практике учредители (участники) кредитной организации и ее руководители активно стремятся участвовать в осуществлении данных мер. В этих случаях полностью отстранять органы управления кредитной организацией от управления ею было бы нецелесообразно. Поэтому ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предусматривает, что в период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены.  
При ограничении полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация является фактически контролирующим и наблюдательным органом. Поэтому ее функции, предусматривающие вмешательство в дела кредитной организации, невелики. Напротив, при приостановлении полномочий исполнительных органов кредитной организации она принимает на себя те права и обязанности, которые предусмотрены для указанных органов федеральными законами и учредительными документами самой кредитной организации. В частности, в этом случае временная администрация осуществляет полномочия исполнительных органов кредитной организации: разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение; принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации; устанавливает кредиторов кредитной организации и размер их требований; принимает меры к взысканию задолженности перед кредитной организацией и т.д. В этот период исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации. Решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу только после их согласования с временной администрацией. Различного рода противодействия осуществлению функций со стороны органов управления, а также работников кредитной организации влекут за собой наступление ответственности, установленной федеральными законами.  
Если полномочия исполнительных органов управления кредитной организации приостановлены, то временная администрация может обратиться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворения требований кредиторов (статья 26). Фактически до настоящего времени в правоприменительной практике существовал только судебный мораторий, в частности предусмотренный статьей 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время статья 202 ГК РФ предусматривает возможность введения административного моратория, приостанавливающего течение срока исковой давности, Правительством Российской Федерации на основании закона. Именно такой вид моратория, только на удовлетворение требований кредиторов, предусматривает статья 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". При этом действие моратория распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до момента назначения временной администрации. Это условие необходимо, так как если бы мораторий распространялся и на обязательства, которые возникли после назначения временной администрации, то это значительно осложнило бы возможности временной администрации на заключение новых договоров. 
Статья 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предоставляет право Банку России ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации на срок до трех месяцев. Действие данного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента, назначения временной администрации. 
Мораторий вводится тогда, когда кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. 
В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. 
Не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации. Запрещается удовлетворять требования учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выхода из состава ее учредителей (участников). 
В целом, целесообразность предоставления Банку России дополнительных полномочий сомнений не вызывает. Однако, по мнению В. Тараскина предоставленная ему возможность приостанавливать своим актом исполнение судебного решения вызывает недоумение. 
Во-первых, в этой части принятый Федеральный закон вступает в противоречие с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", статья 6 которого устанавливает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом. 
Во-вторых, принятый ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вступает в противоречие с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", статья 4 которого устанавливает, что требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на все территории РФ. 
В данном случае может возникнуть вопрос, почему не ставится под сомнение законность введения по существу аналогичного моратория, предусмотренного статьей 70 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Ответ на этот вопрос содержится в статье 68 этого Закона, в соответствии с которой при общей процедуре мораторий вводится с момента введения внешнего управления, а внешнее управление вводится арбитражным судом. Таким образом, законность приостановления исполнения по судебному решению другим судом, рассматривающим дело о банкротстве, не вызывает сомнения. 
Применение статьи 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" на практике неизбежно вызовет спор о законности акта Банка России о введении моратория, так как кредитор, имеющий на момент введения моратория вступившее в силу судебное решение о взыскании с кредитной организации задолженности, вряд ли оставит без внимание указанное выше противоречие между законодательными актами. 
Существенным новшеством, которое вносит ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в регулирование деятельности временной администрации, является изменение идеологии формирования ее состава. К 1999 году состав временных администраций формировался, как правило, из числа служащих Банка России. Однако непосредственное участие служащих Банка России в деятельности по управлению кредитных организаций выходит за пределы полномочий Банка России в целом. Поэтом в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" определено, что деятельность временных администраций должна строиться на коммерческой основе. Руководители временных администраций, которые несут основную ответственность за ее деятельность, назначаются из числа лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего, которая выдается в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также аттестат конкурсного управляющего, выдаваемый Банком России. Система аттестации руководителей временных администраций позволит обеспечить надзор за их деятельностью и направлена на предотвращение случаев мошенничества. Вместе с тем переход на коммерческую основу деятельности временных администраций будет происходить постепенно и должен закончиться уже в 2000 г. порядок аттестации руководителей временных администраций определяется Положением Центрального Банка РФ от 25.03.99 № 71 - П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации". Но, проанализировав, содержание данного Положения можно прийти к выводу, что основной идеей авторов Положения является создание правовой конструкции, при наличии которой аттестат арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации выдается лицу для проведения процедур банкротства в конкретно определенной кредитной организации. Данная идея прослеживается в подпункте, "г". п. 5.5, п. 6.2, п. 6.3, п. 6.4, Положения, в Письме Центрального Банка РФ от 25.03.99 № 109-Т и в других актах Центрального Банка РФ. 
Во - первых, подпункт "г" п. 6.2 Положения устанавливает, что аттестат должен содержать наименование кредитной организации, в которой владельцем аттестата будет осуществляться соответствующий вид деятельности. Такая интерпретация воли законодателя не отражает действительного содержания норм ст. 6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", так как в Положении речь идет фактически о выдаче Центральным Банком РФ разрешения на совершение определенных операций (процедур) в конкретном банке, о принятии Центральным Банком РФ решения о допуске того или иного лица к процедурам банкротства в кредитной организации, поименованной в аттестате, а не о выдаче документа, подтверждающего наличие у соответствующего лица необходимых знаний и навыков. 
В свою очередь, вопросы выдвижения, назначения (допуска) кандидата и его отстранение от должности арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации относятся прежде всего к юрисдикции кредиторов и арбитражного суда (см. ст. 21, п. 4. ст. 58, ст. 59, п. 1 ст. 60, ст. 71, ст. 72, п. 1 ст. 99, ст. 116 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". 
Во - вторых, п. 5.5 Положения определяет: "Территориальное учреждение Банка России совместно с представленным ходатайством о назначении временной администрации в кредитную организацию или ходатайством об отзыве лицензии … направляет дела кандидатов для проведения аттестации в качестве руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией или арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации". Следовательно, Центральный Банк РФ уже в момент отзыва лицензии устанавливает лицо (круг лиц), которое, по его мнению, должно быть назначено на соответствующую должность в конкретную определенную кредитную организацию. Между тем, ст. 59, 71, п.1 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривают, что право выбора кандидатуры арбитражного управляющего предоставлено кредиторам кредитной организации (лицам, имеющим заинтересованность в деле о банкротстве кредитной организации). Причем, при разрешении вопроса о выдвижении кредиторами кандидатуры арбитражного управляющего каждый кредитор имеет право предложить отдельную кандидатуру (п. 2 ст. 71 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Предопределение Центральным Банком кандидатуры или определение круга кандидатов на должность арбитражного управляющего банка-должника фактически нарушают права кредиторов, предусмотренные статьями 59, 71, 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".  
Важным положением ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" является урегулирование вопросов, связанных со спорами о временной администрации. Статьей 25, в частности, установлен принцип, в соответствии с которым при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации ее деятельность не приостанавливается до момента рассмотрения дела по существу. Кроме того, решение о назначении временной администрации и решение Банка России о введении моратория также не должны приостанавливаться, в том числе при применении мер по обеспечению исков кредиторов кредитных организаций. 
Основанием для обжалования решения Банка России о назначении временной администрации является несоответствие назначения основаниям, сформулированным в Законе. В тоже время, если виновными действиями временной администрации будет причинен вред кредитной организации, то учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к руководителю временной администрации о возмещении кредитной организации реального ущерба. 
 
1.4. Реорганизация кредитных организаций как мера по предупреждению банкротства. 
В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" сформулированы только самые общие подходы по процедурам реорганизации кредитных организаций в качестве мер по предупреждению банкротства банков. Таковыми признаются две формы реорганизации: слияние и присоединение (пункт 2 статьи 32). Реорганизация может быть начата учредителями (участниками) кредитной организации самостоятельно в случае возникновения основания для применения мер по предупреждению банкротства (статья 4) или по требованию Банка России в случае, если существуют основания для назначения временной администрации (пункт 1 статьи 32). Однако в любом случае реорганизация проходит под контролем Банка России.
 

Заключение

Планы финансового оздоровления в разные годы пришлось разрабатывать очень  многим российским банкам. И оказалось, что практически все поступавшие  в ТУ планы санирования в первоначальном варианте не соответствовали требованиям  Банка России и были возвращены в  банки на доработку.

Наиболее  частая ошибка, встречавшаяся в планах санации - ориентация на недостоверный бухгалтерский баланс. Как правило, составители планов более чем приблизительно представляли себе размеры дефицита средств у банков, а потому и предлагавшиеся ими практические меры не могли быть адекватными. Другим распространенным недостатком планов являлся их декларативный характер, т.е. отсутствие документов, которые бы подтверждали реальность запланированных мероприятий.

Выяснились  и иные важные обстоятельства.

Во-первых, даже если план санации принят, это  не значит, что банк его выполнит.

Во-вторых, усилия временных администраций  в большинстве случаев не дают положительных результатов (у большинства  банков, в которые направлялась такая  администрация, лицензии были отозваны), а нередко введение временной администрации оказывалось запоздалой и потому неоправданной мерой (администрации приходили в фактически уже переставшие действовать банки). Кроме того, были вопросы, связанные с составом временных администраций.

В-третьих, объектами обязательного санирования  рассматриваются только банки 4-й  группы проблемности, т.е. «находящиеся в критическом финансовом положении». А это значит, что во многих из них убытки и дефицит ресурсов так велики, что невозможно найти инвесторов для их оздоровления. Представляется целесообразным, чтобы ЦБ подключался к санированию в тот момент, когда банки еще не вошли в стадию банкротства. С этой точки зрения, возможно, более перспективными для санирования следовало бы признать банки 3-й группы проблемности - «испытывающие серьезные финансовые трудности».

В-четвертых, нуждаются в углубленной проработке методические основы санации.

В-пятых, острой остается проблема несовпадения интересов банков и ЦБ, отражающегося  и на успешности санационных процедур. Нередко сам банк или его собственники не заинтересованы не только во введении временной администрации, но и в санации. Но и представители ЦБ, так или иначе участвующие в санации, должны больше думать о том, чтобы своими действиями не навредить банку.

 

Список  используемой литературы 

1. Балабанова  И.Т. Банки и банковское дело. -- СПб: Питер, 2009. -- 256 с.

2. Банковское  дело / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2010 - 634 с.

3. Банковское  дело / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ, 2009 - 680 с.

4. Банковское  дело / под ред. Лаврушина О.И.  - М.: Финансы и статистика, 2010 - 547 с.

5. Банковское  дело / под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. - М.: Финансы и статистика, 2010 - 490 с. 
 

Информация о работе Роль Банка России в предупреждении несостоятельности (банкротства) банков