Роль государства в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание

Эту тему я выбрал потому что считаю интересной для рассмотрения данную роль государства, так как мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.
Параллели проводятся с

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Причины и проявления мирового финансово-экономического кризиса…...5
2. Типы политики государств в условиях финансово-экономического кризиса………………………………………………………..…………………..8
3. Роль и политика государства при борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом в России…………………………..…………………………………….11
4. Антикризисные мероприятия в ЕС…………………………………………..23
Заключение…………………………………...…………………………………..25
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 58.40 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования 
 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ» 
 

Кафедра  политологии

Реферат по дисциплине

Политология на тему:

«Роль государства в условиях финансово-экономического кризиса» 
 

Выполнил: студент

факультета  МЭО

Группы  М1-4

Ячник И.О. 

Проверил: К.Ф.Н.,

 доц. Седых Н.Н. 
 

Москва  2011

 

План

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Причины и проявления мирового финансово-экономического кризиса…...5

2. Типы политики государств в условиях финансово-экономического кризиса………………………………………………………..…………………..8 

3. Роль и политика государства при борьбе с мировым финансово-экономическим кризисом в России…………………………..…………………………………….11

4. Антикризисные мероприятия в ЕС…………………………………………..23

Заключение…………………………………...…………………………………..25

Список  использованной литературы………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Эту тему я выбрал потому что считаю интересной для рассмотрения данную роль государства, так как мировой экономический кризис является, безусловно, наиболее актуальной темой, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страны через экономические потрясения, распределяя накопленные государствами ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые столкнувшись с кризисом, действительно охватившем все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане, независимо от страны, испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние.

  Параллели проводятся с Великой депрессией, но то, что произошло в 1929 году и  ситуация 2008 года значительно отличаются. Уникальность и глубина недавнего кризиса состоит в том, что произошло совмещение циклического, структурного, кредитного, фондового и банковского кризисов. Сложившаяся таким образом ситуация усугубилась кризисом доверия, как со стороны коммерческих агентов, так и со стороны широких слоев населения. Поэтому, как мировому сообществу в целом, так и отдельным странам понадобится значительное время, чтобы преодолеть возникший кризис доверия коммерческих организаций и широких слоев населения к традиционным финансовым институтам. 

  Кризис, как известно, это плата за ошибки, ранее совершенные как государством, так и хозяйствующими субъектами. Следует заметить, что государство иногда действует вопреки интересам экономических субъектов, преследуя свои собственные цели и совершая действия, которые в некоторой степени искажают экономику. Хозяйствующие субъекты виноваты тоже, но ведь именно государство, задавая правила игры, вынуждает их (или разрешает им) действовать соответствующим образом. Следовательно, кризисы порождаются действиями государства, а ошибки хозяйствующих субъектов вторичны по отношению к ошибкам государства. 

  В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает обсуждение роли государства  во время кризиса, в частности, различных  подходов и возможных последствий  усиления участия государства в  бизнесе во время кризиса.

  Целью данной работы является изучение роли, которую проявляет государство в условиях финансово-экономического кризиса. Задачами работы являются рассмотрение функций, которые должно исполнять государство для урегулирования кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Причины и проявления мирового финансово-экономического кризиса Финансовый кризис — резкое уменьшение стоимости каких-либо финансовых инструментов. В течение XIX и XX веков большинство финансовых кризисов ассоциировалось с банковскими кризисами и возникающей при этом паникой.

    Мировым финансово-экономическим  кризисом называется серьезные нарушения в обычной финансово-экономической деятельности. Одной из форм проявления мирового кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

  Наиболее  известным кризисом этого рода было начало Великой депрессии.

  Великая депрессия  — мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году и продолжавшийся до 1939 года. Однако мир выходил из депрессии вплоть до 1945 года. Поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Великой депрессии.

  Великая депрессия наиболее сильно затронула  США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60%.

  В русском языке термин «Великая депрессия» часто употребляется лишь в отношении  экономического кризиса в США. Параллельно  используется термин мировой экономический кризис.

  Кроме того к мировым финансово-экономическим  кризисам можно отнести мировой  финансовый кризис  21го века. Мировой финансовый кризис 2008-го года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия

  Предшественником  финансового кризиса 2008 года был  ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высоко рисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

  В целом к причинам возникновения  мирового финансово-экономического кризиса  можно отнести:

  • Дисбалансы международной торговли и движения капиталов.

  Высокие цены на сырье обусловлены кредитной  экспансией, вызывающей инфляцию. Также  имеет место другой механизм: созданные  банками из ничего деньги направляются не в реальный сектор экономики, а на различные биржи (в том числе товарные), и посредством этих огромных кредитных средств инвестиционные фонды и инвестиционные банки манипулируют ценами на товары.

  • Общая цикличность экономического развития.

  Цикличность экономического развития также обусловлена  кредитной экспансией и представляет сбой следующий цикл: кредитная экспансия, бум, крах. Под кредитной экспансией подразумевается выдача средств со счетов до востребования (также с текущих счетов) в кредит, что противоречит общим нормам права о недопустимости использования вещей, находящихся на хранении.

  • Психологические факторы.

  Среди причин и факторов, приводящих к  экономическим кризисам, особое место  занимают психологические факторы, так как поведение субъектов  экономической деятельности может оказаться "спусковым крючком" для кризиса. Так уже в XIX в. Дж. Миллс отмечал, что объяснение кризисов следует искать в душевных особенностях человека, так как кредит, колебания которого составляют самую характерную черту кризисов, есть явление духовного порядка. Он подчеркивал, что паника уничтожает кредит и соответственно, вредит экономике.

  Кризис  в экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой  центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы. Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, они будут прибыльны и фирмы начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.

  2. Типы политики государств в условиях финансово-экономического кризиса 

  Деструктивная политика.

  Наиболее  распространенной экономической политикой  государства во время кризиса  является деструктивная политика, которая  состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие». Реализуется такая политика через низкие учетные ставки для поддержания реального сектора экономики и кредитных учреждений, которые нуждаются в увеличении ликвидности; государственные заказы на продукцию, всевозможные субсидии фирмам, несущим убытки, чтобы сохранить необходимый уровень производства и рабочие места. 

  Следует заметить, что нынешние правительства  большинства стран мира, включая  США, страны ЕС, Японию и Китай, – проводят как раз деструктивную политику. Это подтвердил и саммит стран «Большой двадцатки», на котором их главы согласовали пакет совместных антикризисных действий, предусматривающий беспрецедентное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов – от рекапитализации и поддержки государством ликвидности банков до его вхождения в их уставные капиталы. 

  Но  на сегодняшний день есть примеры  того, что деструктивная политика государства приводила к фатальным  последствия (политика правительства  США в 1930 г., благодаря которой  рецессия переросла в Великую  Депрессию; политика правительства Японии после кризиса 1990 г., в результате которой экономика в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста). Поэтому она вызывает соответствующие дискуссии. 

  С одной стороны, именно государство  должно оказывать финансовую и институциональную  помощь хозяйствующим субъектам, оказавшимся  в критическом положении. С другой стороны, поддерживая старые производства, мы сдерживаем положительное воздействие кризиса на изменение структуры промышленности. Мы не ускоряем выход из него, а, наоборот, сдерживаем и углубляем кризис. Ведь именно в период кризиса становится наиболее понятно, как на самом деле работает экономика. А кризис, соответственно, выполняет важную экономическую функцию – функцию коррекции. Поэтому не стоит вкладывать деньги в то, что нельзя продать, в производство машин, которые никто не покупает. Деньги во время кризиса нужно вкладывать в то, что порождает новые ценности.

  Конструктивная  политика.

  Есть  примеры ситуаций, когда действия государства спасали экономику (политика британского правительства во время кризиса 1979–1980 гг., политика правительства Южной Кореи во время азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг.). Суть такой политики, называющейся конструктивной, состоит в помощи гражданам и снижении роли государства в экономике. Ответственные власти в условиях кризиса должны в первую очередь решить две краткосрочные задачи, направленные на сохранение платежной системы страны и помощь гражданам. 

  То  есть, государственные меры в первую очередь должны быть направлены на предотвращение гуманитарных катастроф  и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать надо не предприятиям, ибо собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры должны сами нести бремя ответственности. Помогать нужно людям – гражданам, потребителям. Повышать пособия по безработице, пенсии. Обеспечить переподготовку кадров, субсидировать процентную ставку для новой само занятости. В депрессивных регионах освободить граждан от налогов. Вовлекая граждан в экономические взаимоотношения, государство таким образом может решить структурные преобразования в экономике. 

Информация о работе Роль государства в условиях кризиса