Роль инноваций в антикризисном правлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 05:28, контрольная работа

Описание

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.

Содержание

Введение ................................................................................................................3

Роль инноваций в антикризисном правлении.
Понятие антикризисного управления ..........................................................4
Влияние конкуренции на современном рынке............................................4
Роль инноваций в системе антикризисного управления.............................5
Понятие и принципы инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.
Понятие инновационной деятельности........................................................6
Классификация инноваций ...........................................................................7
Инновационный потенциал предприятия ....................................................9
Факторы влияющие на развитие инновационного потенциала ..............11
Инновационный процесс и жизненный цикл продукции.
Типы инновационных стратегий. Инновационные проекты и методы оценки их эффективности.

Инновационный процесс..............................................................................13
Типы инновационных стратегий ................................................................16
Жизненный цикл продукции.......................................................................17
Инновационные проекты и методы оценки их эффективности...............18
Методы оценки инновационных проектов ................................................22
Государственная инновационная политика.............................................23
Заключение .............................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................

Работа состоит из  1 файл

контрольная полностью готовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Антикризное  управление»

Вариант № 17

                      .

                                                                           
                   
                   

                Выполнила студентка 5 курса заочного отделения, группа 5.502, шифр 05398, специальность «Экономика и управление на предприятии».   

                Студент: Степанова   Л. С.

                Рецензент:  Назарова Л.Х. 
                 
                 

                      

г. Южно-Сахалинск

2010 г.

 

Содержание:

       Введение  ................................................................................................................3

    1. Роль инноваций в антикризисном правлении.
    2. Понятие антикризисного управления ..........................................................4
    3. Влияние конкуренции на современном рынке............................................4
    4. Роль инноваций в системе антикризисного управления.............................5
  1. Понятие и принципы инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.
    1. Понятие инновационной деятельности........................................................6
    2. Классификация инноваций ...........................................................................7
    3. Инновационный потенциал предприятия ....................................................9
    4. Факторы влияющие на развитие инновационного потенциала ..............11
  2. Инновационный процесс и жизненный цикл продукции.

Типы инновационных  стратегий.  Инновационные проекты и методы оценки их эффективности.

    1. Инновационный процесс..............................................................................13
    2. Типы инновационных стратегий ................................................................16
    3. Жизненный цикл продукции.......................................................................17
    4. Инновационные проекты и методы оценки их эффективности...............18
    5. Методы оценки инновационных проектов ................................................22 
  1. Государственная инновационная политика.............................................23

    Заключение .............................................................................................................25

    Список  использованной литературы..................................................................26 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   В любой момент существует опасность  кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

           Термины «инвестиции» и «инновации» тесно связаны  между собой.

Под инновацией понимается нововведение (объект, процесс, метод и т.п.), внедренное в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличающееся от предшествующего аналога.

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским  вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

       Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической  маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта. 
 

  1. Роль инноваций  в антикризисном управлении.
    1. Понятие антикризисного управления.

      Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

    Сложившаяся в настоящее время ситуация в  российской экономике характеризуется  общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.1[3,с.145]

    1. Влияние конкуренции на современном рынке.

    Известный американский экономист Эдвард Деминг изложил в своей книге программу  управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции. Суть этой программы  представлена в сформулированных 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них:

  • сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным;
  • постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность;
  • сформируйте систему эффективного руководства;
  • внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

    Реализация  отмеченных принципов напрямую связана  с формированием эффективной  системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

    1. Роль инноваций в системе антикризисного управления.

    Наибольший  вклад в развитие теории инновации  принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

  1. изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям;
  2. внедрение нового, т.е. неизвестного метода (способа) производства;
  3. освоение нового рынка сбыта;
  4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

    В связи с тем, что с российского  рынка ушло подавляющее большинство  зарубежных конкурентов, отечественные  товаропроизводители вступили за борьбу за потребителя между собой. Опыт экономически развитых стран показывает, что победителем в этой борьбе оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

     Однако  достижение существенных результатов  в развитии инновационной сферы  среди более широкого круга предприятий  в ближайшее время  представляется проблематичным. Причиной тому в первую очередь является отсутствие серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях.

    Сказывается и новизна проблемы в условиях рынка. Проблема отсутствия общепринятой терминологии классификации деятельности неоднократно поднималась в связи  с задержкой введения в действие Федерального закона "Об инновационной деятельности". 2

2. Понятие и принципы инновационной деятельности. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.

    2.1. Понятие  инновационной деятельности.

    Инновации принято разделять на:

  • Продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
  • Технологические, распространяющиеся на методы производства;
  • Нетехнологические, затрагивающие факторы социального характера, организационные, экономические формы хозяйственной деятельности.

    Согласно  существующим представлениям инновационная  деятельность есть процесс, направленный на воплощение результатов научных  исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новой или усовершенствованный  технологический процесс, используемый в практической деятельности. Смысл состоит в том, что инновационная деятельность может осуществляться  специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи (аренды) на рынке инновационных технологий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой новых технологий в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции. 

    В литературе широко представлены и даны различные определения термина "инновация" и предложена разнохарактерная типология процессов, связанных с этим явлением. Однако растущий интерес руководителей компаний к изучению организации управления технологическими инновациями заставляет вернуться к этому вопросу. Для большей прозрачности обсуждение проблемы целесообразно начать с определения основных понятий и, прежде всего, необходимо разграничить понятия "новшество" и "инновация".

    Понятие "новшество", происходящее от английского invention, принято определять как новую  идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п.

    Понятие "инновация", с английского  innovation, следует понимать как новый или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.

    В термин «инновация» вкладывают два  понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный  продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

    Выделяют  следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама  новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

    2.2. Классификация инноваций. 

    Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные  и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

    Классификация инноваций:

    Можно дать следующую классификацию инноваций.

  1. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.
  2. По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.
  3. По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.
  4. По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.
  5. По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.
  6. По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).
  7. По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.
  8. По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.
  9. По степени новизны (новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)

Информация о работе Роль инноваций в антикризисном правлении