Роль стратегии в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:04, реферат

Описание

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение 3
1.Роль стратегии в антикризисном управлении 5
2.Разработка антикризисной стратегии организации 9
2.1.Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. 10
2.2.Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. 11
3.Реализация выбранной антикризисной стратегии 19
4.Организация осуществления антикризисной стратегии 24
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Роль стратегия.docx

— 424.12 Кб (Скачать документ)
 

    Содержание  

Введение 3

1.Роль стратегии в антикризисном управлении 5

2.Разработка антикризисной стратегии организации 9

2.1.Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. 10

2.2.Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. 11

3.Реализация выбранной антикризисной стратегии 19

4.Организация осуществления антикризисной стратегии 24

Заключение 26

Список использованной литературы 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Современным инструментом управления развитием  организации в условиях нарастающих  изменений во внешней среде и  связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления.

      Практика  показывает, что те организации, которые  осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль  значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить  потребности различных групп  клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил  и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует  свою стратегию, тот быстрее достигает  успеха. В этом заключается актуальность выбранной темы.

      Слово «стратегия» означает «искусство развертывания  войск в бою». За последние 30 лет  это понятие широко вошло в  обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация  при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают  и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей  организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных  действий организации и принимаемых  стратегических решений.

      Стратегия развития организации — это генеральный  план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и  последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

      Целью данной работы является рассмотрение роли стратегии в антикризисном управлении, разработка антикризисной стратегии организации, реализация выбранной антикризисной стратегии и организация осуществления антикризисной стратегии.

      Цель  данной работы будет достигнута в  результате решения следующих задач:

  1. Описание теоретических аспектов стратегического развития в антикризисном управлении, этапов разработки антикризисной стратегии организации, реализации данной стратегии и организации осуществления антикризисной стратегии на основе анализа научной и учебной литературы по теме.
  2. Анализа и выбора литературы по данной теме

1.Роль стратегии в антикризисном управлении

 

Рыночные  формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к  несостоятельности отдельных субъектов  хозяйствования или их временной  неплатежеспособности. Например, по данным статистики, в результате глубокого экономического кризиса в Российской Федерации число убыточных предприятий составляет 80%. В результате этого в России неплатежи достигли астрономической величины (более 800 трлн. руб.), что, в свою очередь, привело к большому объему бартерных сделок (более 80%). Однако даже в случае стабилизации экономики не следует ожидать, что в стране таких предприятий не будет. В США, например, около 50% вновь

созданных малых и средних предприятий  прекращают свою деятельность в течение  одного года. Вместе с тем признанные законом банкроты составляют всего около 1% количества всех предприятий.

Сказанное позволяет сделать вывод о  необходимости постоянно проводить работу по антикризисному управлению. Почему ранее благополучные предприятия оказались в состоянии неплатежеспособности? Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде.

Еще 30 лет  назад в практике управления предприятиями  отсутствовали стратегические принципы. Только на стыке 60—70-х годов появляются новые методы управления и вместе с ними термин «стратегическое управление». Это вызвано, в первую очередь, изменениями внешней среды бизнеса (рис.1).

Любую ситуацию, в которой предприятие  не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. 
 
 

 

Рис. 1 Эволюция организации и принципов управления 
 

Исследования, проведенные на российских предприятиях, находящихся в кризисной ситуации, обнаружили комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис. Их можно разделить на две группы:

• внешние  причины, которые не зависят от предприятия  или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (рис. 2); 
 
 
 

 

Рис. 2 Анализ внешних факторов кризисного развития 

• внутренние причины кризиса, которые возникли в результате деятельности самого предприятия.

Внутренние  факторы, возникающие в результате деятельности самого предприятия, также могут быть причиной кризиса. Причем проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года.

Если  проблем с продажей продукции  нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств.

Если  оборачиваемость малая, проблема связана  с большой длительностью производственного  цикла. Необходимо выявить слабое звено  цикла. Это могут быть задержки с  оплатой отпущенных товаров.

Тогда причины кризиса связаны с  ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители.

При высокой  оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара.

Если  объем продаж уменьшается, причину  следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

На основании  вышесказанного можно сделать вывод, что выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Разработка  антикризисной стратегии  организации
 

В развитии любой организации существует вероятность  наступления кризиса. Характерной  особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад).

Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя  прибыли, они могут быть устранены  с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Поиск путей выхода из экономического кризиса  непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению.

Проводится  тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния.

Точная, комплексная, своевременная диагностика  состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. 

      1. Анализ  внешних факторов с целью выявления  причин кризиса.

При проведении анализа внешней среды большой объем полученной  информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:

• анализ макросреды, которую условно можно  поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое  окружение.

* анализ  конкурентной среды по ее пяти  основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.

Получив достаточно обширную информацию о внешней  среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии — это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью).

При существовании факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.

Изучая  внешнюю среду, менеджеры концентрируют  свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в  себе - внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.

Информация о работе Роль стратегии в антикризисном управлении