Состояние современного высшего образования в свете Болонского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 04:06, реферат

Описание

Болонские реформы – это новая философия высшего образования, воплощение новых смыслов, целей, принципов и методов. Для периферийных стран Европы, таких как Украина, не входящих в Евросоюз, проблема реформы образования в рамках Болонского процесса обладает чертами привлекательности. Вместе с тем, в современных условиях Украина столкнулась с двумя ярко выраженными мировыми тенденциями. С одной стороны – глобализация, с другой – ренационализация, т.е. духовное и национальное возрождение. Рассматривая ситуацию в Украине, нужно подчеркнуть, что украинскому народу приходится иметь дело не только с общими для всего человечества проблемами XX и XXI столетий, но и с проблемами, перешедшими из XVIII и XIX веков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Место университетского образования в
образовательной системе Украины 5
2. Взаимодействие образования, науки, производства 7
2.1. Ситуация в области научных исследований 7
2.2. Взаимодействие среднего и высшего образования 8
3. Болонский процесс в национальном контексте Украины 10
3.1. Отношение образовательных реформ на Украине
к Болонскому процессу 10
3.2. Сложности вхождения Украины в европейский
образовательный процесс 12
3.3. Сопоставимость квалификаций на уровне высшего
образования и европейского рынка труда 16
3.4. Болонский процесс и качество образования на Украине 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 21

Работа состоит из  1 файл

реферат качанов.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

   3. Болонский процесс  в национальном  контексте Украины

   3.1. Отношение образовательных  реформ на Украине  к Болонскому процессу.

   Современная теория конкурентных преимуществ утверждает, что в глобальном мире основной фактор экономического роста – качество человеческого капитала (трудовых ресурсов) и умение государства его использовать. Качественное образование как главная составляющая человеческого капитала является основополагающим элементом конкурентоспособности и устойчивого развития страны. В индекс развития человеческого капитала (HDI), который определяет Организация Объединенных наций, высшее образование входит с весом 1/6 и измеряется коэффициентом охвата высшим образованием молодежи в соответствующем возрасте. Только с ростом негосударственных инвестиций в образование норматив государственных отчислений на образование можно будет довести до 6-8% ВВП.

   Болонский процесс означает:

   1. Принятие системы четко определенных и сопоставимых степеней, в том числе путем использования приложений к дипломам, для обеспечения занятости европейских граждан и международной конкурентоспособности европейского высшего образования. В Европе много внимания уделяется унификации студенческих документов по типу “транзитной зачетки”, приложения к дипломам, в которых на национальном и английском языках будет максимально полно отражаться перечень полученных знаний.

   Большая прозрачность высшего образования. Значительная проблема — это чрезмерно  избыточный перечень специальностей и  специализаций.

   2.Переход на двухуровневую систему обучения.

   Как в Европе, так и в Украине  существует значительные различия между  степенями, получаемыми в классических университетах. Европейцы считают  это возможным, важно лишь, чтобы  уровень образования отвечал  разнообразию запросов индивидуума, академического сообщества и рынка труда. В Европе в основном введена система 3+2 года (Европейская модель),4+2 –Американская модель.

   3. Учреждение кредитной системы как средства высокой мобильности студентов.

   Европейский диплом бакалавра требует накопить от 180 до 240 часов кредитов, а степень  магистра дополнительно – 60-120 часов. В Европе, как и в США, будет  использоваться шкала с пятью  положительными отметками:

   Excellent (отлично)

    Good (очень хорошо)

   Satisfactory(хорошо)

   Befriedigent (удовлетворительно)

   Pass(неудовлетворительно)

   4. Мобильность студентов, преподавателей, администрации

   Глобализация  жизни требует специалистов, которые  сумели прожить и поучиться в  разных странах. В планах Европы, чтобы каждый студент мог хотя бы месяц прожить за рубежом. Это важно для умения продвигать свою (в том числе образовательную продукцию) на внешний рынок. В то же время зарубежные вузы экономят время, требуемое для обучения иностранному языку. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL (http://www.toefl.org), тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT.

   5. Сотрудничество в обеспечении качества образования с целью создания сравнимых критериев и методологии. Европа интенстивно приступает к созданию сети агенств по контролю качества и аккредитации. Государство предоставляет организационную работу профессиональным союзам, прежде всего международным. Немецкая сеть (элемент национальной сети обеспечения качества) – DEGEFAL. Образована европейская и международная сети агентств по обеспечению качества.

   6. Европеизация высшего образовании, в частности, в разработке учебных планов, тренингов, исследований. Цель – создать европейскую систему образования, конкурентоспособную американской.

   7. Интеграция непрерывного образования в университетское. Концепция пожизненного обучения LLL (обучения через всю жизнь) позволит получить в течение жизни несколько дипломов и степеней, и даст университетам значительные финансовые ресурсы. Интергация в университетах многочисленных отраслевых институтов улучшит материальную базу университетов и свяжет их с жизнью.

   8. Партнерство студенческих и официальных образовательных институтов.

   9. Повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования. 

   3.2. Сложности вхождения  Украины в европейский  образовательный  процесс

   Последние события побудили меня поделиться своими мыслями об участии Украины в  Болонском процессе, поскольку именно это направление работы было и остается приоритетным.

   Следует отметить, что попытки придать  высшей школе общеевропейский характер фактически предпринимались с 1957 года, когда было подписано Римское  соглашение. Со временем эти идеи были развиты в решениях конференции  министров образования 1971 и 1976 годов, в Маастрихтском договоре 1992 года. Следующие годы характеризовались  внедрением разнообразных программ под эгидой ЕС, Совета Европы, которые  содействовали наработке общих  подходов к решению транснациональных  проблем высшего образования. Это прежде всего программы приведения национального законодательства в сфере образования к нормам, наработанным странами Европы, расширение доступа к высшему образованию и повышение академической мобильности студентов и их мобильности на рынке труда, создание системы обучения в течение всей жизни и многомерные задачи по сближению образовательных программ и систем, решавшиеся в рамках многочисленных программ TEMPUS/TACIS.

   Наконец, в 1997 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО была разработана и принята  Лиссабонская конвенция о признании  квалификаций, относящихся к высшему  образованию Европы. Эту конвенцию  подписали 43 страны (Украина в том  числе), большинство из которых и сформулировали позже принципы Болонской декларации. Уже через год четыре страны — Франция, Италия, Великобритания и Германия — подписали Сорбонскую декларацию. Этот документ был направлен на создание открытого европейского пространства высшего образования, которое, по мнению авторов, должно стать более конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Не анализируя некоторые ее отличия от тезисов Болонской декларации, можно утверждать: в основных своих идеях оба документа похожи. Это — двухступенчатая структура высшего образования, использование системы кредитов (ECTS) и т.п.

   Однако  особенно следует выделить два тезиса Сорбонской декларации: международное  признание бакалавра как уровня высшего образования с предоставлением  ему права продолжать учебу по программам магистра и соблюдение положений  Лиссабонского соглашения. Первый был  довольно революционным для большинства  стран Старого Света (отмечу, Украина  сделала шаг в этом направлении  еще в 1993 году). А важность второго  тезиса для нашего государства в  том, что все подписанты потенциально становятся и участниками Болонского процесса, начатого 29 странами Европы в 1999 году.

   Именно  таким образом постепенно реализовывались  интеграционные процессы в сфере  высшего образования европейских  стран. Украина — активный участник этих процессов. Приведу несколько  примеров: законы Украины “Об образовании” и “О высшем образовании”, Национальная доктрина развития образования, подписанная Президентом Украины, прошли экспертизу Совета Европы. К нам приезжали специальные комиссии экспертов, которые непосредственно в наших университетах и колледжах знакомились с практикой внедрения задекларированных законодательством норм.

   За  период с 1993-го по 2003 год высшие учебные  заведения Украины вместе с ведущими университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS.

   Это дало возможность ввести общие учебные  программы, новые принципы управления вузами, подготовить современные  учебники, наработать подходы к взаимному  признанию документов об образовании. Если сравнить все это с задекларированными в г. Болонье принципами, то нетрудно прийти к выводу: избранные нами пути модернизации высшего образования созвучны общеевропейским подходам. Хотя необходимо провести еще довольно значительную работу.

   Проектирование  образовательных структур и введение новых моделей и программ подготовки, как свидетельствует опыт всех стран, в том числе и Украины, —  процесс чрезвычайно сложный. Новации  должны восприниматься не только просвещенской  общественностью. Именно поэтому принципы Болонской декларации решено полностью  внедрить в 2010 году, а 2005-й определен  как промежуточный этап мониторинга  сделанного.

   Вряд  ли сегодня кто-то сможет спрогнозировать  все конечные результаты от реализации идей Болонской декларации для европейского образования. Но понятно одно: медлить, выжидать и таким образом отдаляться от Европы недопустимо. Тем более  что большинство достижений и  традиций в образовании каждой страны все равно будут сохранены.

   Более того — то же Лиссабонское соглашение декларирует наличие и ценность разнообразных образовательных  систем и преследует цель создания условий, при которых большинство людей, воспользовавшись всеми ценностями и достижениями национальных систем образования и науки, смогут быть мобильными на европейском рынке труда. Гражданам новой Европы должны быть доступны общие ценности образования, науки и культуры всех ее стран. Мне лично импонирует мнение экспертов, оценивающих Болонский процесс как направленный на сближение, а не на унификацию высшего образования в Европе.

   Прежде всего речь идет об использовании прозрачных схем и этапов подготовки, которые будут сопоставимы для разных стран. Как модель предлагается двухступенчатая система образовательно-квалификационных уровней по схеме бакалавр (не менее трех лет) и магистр — два года учебы. Первый этап в академическом плане должен полностью обеспечить доступ ко второму этапу — подготовке магистра. В свою очередь образование на магистерском уровне дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого у нас является степень кандидата наук.

   Важное, но сложное с точки зрения практической реализации требование — признание  квалификации бакалавра на рынке  труда. Эта проблема обсуждалась  раньше в Украине. Признавалось, что  даже при условии четырехлетнего срока обучения бакалавра, дающего  большие возможности для его  профильной и практической подготовки, это сделать нелегко. При трехлетней учебной программе обеспечить одновременно высокий уровень общеобразовательного, фундаментального и профильного  образования и достаточной для  присвоения квалификации компетентности еще сложнее. Поэтому следует  ожидать, что большинство стран  будут выбирать четырехлетнюю программу  обучения бакалавра. Такие программы  введены в Великобритании, России и Украине. 

   3.3. Сопоставимость квалификаций  на уровне высшего  образования и  европейского рынка  труда.

   На  сентябрьской конференции министров  образования и науки в Берлине  в этом году ее участники тоже высказались  за необходимость продумать систему  совместимых и легко сравнимых  квалификаций для своих систем высшего  образования. При этом квалификации должны определяться объемом работы, уровнем учебного результата, компетентности и профилем. Весьма актуальна выработка общей системы квалификаций для пространства европейского высшего образования. Сегодня в Украине на законодательном уровне уже утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные у нас уже для 80 процентов направлений подготовки, содержат все требования к компетентности, квалификационную характеристику и системы диагностики качества знаний. В 2001 году министерство разработало форму приложения к диплому европейского образца, его планировалось выдавать по желанию студента. Поскольку в рамках Болонского процесса принято решение выдавать такое приложение бесплатно всем студентам, которые окончат университет после 2005 года, нам сейчас придется принимать соответствующее постановление правительства, чтобы решить финансовые вопросы.

   Развивая  Болонский процесс, предлагается кроме  национального диплома выдавать также международный диплом единого  для Европы образца, который должен признаваться работодателями на европейском  рынке труда. Последний вопрос непростой, но он уже стал предметом обсуждения между университетами и работодателями. По мнению представителей многих университетов  Украины, довольно масштабной будет  предусмотренная Болонской декларацией  задача ввести систему академических  кредитов, аналогичную ЕСТS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая и программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Этому не мешает наличие в данных странах собственных или вузовских кредитных систем. Важный момент введения аккумулирующей кредитной системы — возможность учитывать все достижения студента, а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают требование: учебная нагрузка должна включать в себя 50 и более процентов самостоятельной работы студента. Отмечу и следующее — пока университеты Европы имеют довольно разные схемы кредитных систем. Во многих университетах Украины введены собственные схемы оценивания достижений студента: модульно-рейтинговая, рейтинговая и т.п. Однако привязки к ЕСТS, как правило, нет. Наша задача — в ближайшее время наработать адекватные общеевропейским принципы построения учебного процесса. Это, в частности, будет стимулировать обновление содержания обучения, большую ответственность студента и преподавателя за результаты общего, я бы сказал — партнерского труда. С этой целью министерство признало возможным начать эксперимент по внедрению новой модели кредитно-модульной системы. О своем желании взять в нем участие уже заявили около пятидесяти университетов.

Информация о работе Состояние современного высшего образования в свете Болонского процесса