Теория и практика антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:17, лекция

Описание

В настоящее время основным правовым документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение

Содержание

Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.

Работа состоит из  1 файл

Теория и практика антикризисного управления.docx

— 210.16 Кб (Скачать документ)

Теория и практика антикризисного управления

 

  1. Характеристика и основные этапы антикризисного стратегического планирования.
  2. Процедуры банкротства организации. Признаки банкротства организации.

 

В настоящее  время основным правовым документом, рег¬ламентирующим процедуру банкротства, является Федераль¬ный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 26 октября 2002 г. Согласно этому Закону «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объе¬ме удовлетворить требования кредиторов по денежным обяза¬тельствам и (или) исполнить обязанность по уплате обяза¬тельных платежей». Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 27) при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица предусмотрел следующие процедуры:

• наблюдение;

• финансовое оздоровление;

• внешнее  управление;

• конкурсное производство;

• мировое  соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

• конкурсное производство;

• мировое  соглашение;

• иные, предусмотренные настоящим законом  процедуры банкротства.

Наблюдение  — процедура банкротства, применяемая  к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления  должника к производству в целях  обеспечения сохранности имущества  должника и проведения анализа его  финансового состояния. Определение  о введении наблюдения выносится  судьей арбитражного суда единолично. В нем содержится указание на признание  требований заявителя о введении наблюдения обоснованными   и   утверждается   временный управляющий. Определение о введении наблюдения, а также об утверждении временного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Определение арбитражного суда направляется арбитражным  судом в кредитные организации, с которыми у должника заклю¬чен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы. С момента введения  наблюдения  органы   управления-должника не вправе принимать решения:

• о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

• создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

• создании филиалов и представительств;

• выплате  дивидендов или распределении прибыли  должника между его учредителями;

• размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

• выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;

• об участии  в ассоциациях, союзах, холдинговых  компани¬ях, финансово-промышленных группах и иных объедине¬ниях юридических лиц;

• о заключении договоров простого товарищества.

Руководство должника вправе увеличивать свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкла¬дов своих учредителей и третьих лиц в порядке, установлен¬ном Федеральным законом и учредительными документами должника.

В то же время органы управления должника могут  совер¬шать (только с согласия временного управляющего) сделки или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению, отчуждению прямо либо косвенно имущества должника, ба¬лансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, сделок, связанных с получени¬ем и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а так¬же с учреждением доверительного управления имуществом должника.

 

Наблюдение  должно быть завершено в случае определения  арбитражным судом о введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкро¬том и об открытии конкурсного производства или утвержде¬нии мирового соглашения и прекращении производства по делу о банкротстве.

Арбитражным судом для установленных Законом  задач на¬блюдения утверждается временный управляющий, который обязан:

• принимать  меры по обеспечению сохранности  имущества должника;

• проводить  анализ финансового состояния должника;

• выявлять кредиторов должника;

• вести  реестр требований кредиторов;

• уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

• созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий наделен солидными  правами:

• принимать  участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возра¬жений должника относительно требований кредиторов;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имуще¬ства должника;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстра¬нении руководителя должника от должности;

• получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.

В ходе наблюдения руководство должника или третьи лица в установленном Законом  порядке вправе обратиться к пер¬вому собранию кредиторов, а в определенных случаях — к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 75 Федерального закона.

Одновременно  с вынесением определения о введении фи¬нансового оздоровления арбитражный суд утверждает админист¬ративного управляющего, срок финансового оздоровления, гра¬фик погашения задолженности, а также сообщает сведения о лицах, предоставивших обеспечение исполнения обязательств, размерах и способах такого обеспечения. Финансовое оздоров¬ление вводится на срок не более двух лет. Определение арбит¬ражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению.

Административный  управляющий по рекомендации саморегу¬лируемой организации утверждается арбитражным судом и дей¬ствует с даты его утверждения до прекращения финансового оз¬доровления или освобождения арбитражным судом.

Административный  управляющий в ходе финансового  оздо¬ровления призван осуществлять следующие обязанности:

• вести  реестр требований кредиторов;

• созывать собрания кредиторов в случаях, установленных  Федеральным законом;

• рассматривать  отчеты о ходе выполнения плана финансо¬вого оздоровления и графика погашения задолженности;

• предоставлять  на рассмотрение собранию кредиторов ин¬формацию о ходе выполнения плана финансового оздо¬ровления и графика погашения задолженности;

• осуществлять контроль над ходом выполнения плана  фи¬нансового оздоровления и графика погашения задолжен¬ности• осуществлять контроль над своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

Кроме многочисленных обязанностей административный управляющий  имеет и права:

• требовать  от руководителя должника информацию о теку¬щей деятельности должника;

• принимать  участие в инвентаризации в случае ее проведе¬ния должником;

• согласовывать  сделки и решения должника в случаях, пре¬дусмотренных настоящим Законом;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстра¬нении руководителя должника в случаях, установленных настоящим Законом;

• обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имуще¬ства должника, а также об отмене таких мер;

• предъявлять  в арбитражный суд от своего имени  требова¬ния о признании недействительными сделок и решений.

Административный  управляющий продолжает исполнять  свои обязанности до утверждения  внешнего или конкурсного управляющего.

Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов  про¬ведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае установления реаль¬ной возможности восстановления платежеспособности должни¬ка и подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредито¬ров о переходе к внешнему управлению.

Совокупный  срок финансового оздоровления и  внешнего управления не может превышать  двух лет. Если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более восемнадцати месяцев, то арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок не более  восемнадца¬ти месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмот¬ренном Законом, не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника; управление делами должни¬ка возлагается на внешнего управляющего. Внешний управ¬ляющий вправе уволить руководителя должника или предло¬жить ему перейти на другую работу в соответствии с трудо-вым законодательством. Прекращаются полномочия органон управления должника и собственника имущества должника; полномочия руководителя должника и иных органов управле¬ния должника переходят к внешнему управляющему. Отме¬няются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Вводится мораторий на удовлетворение требова¬ний кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обя¬зательных платежей и др.

Для реализации задач, связанных с осуществлением проце¬дуры внешнего управления, арбитражный суд по рекомендации саморегулирующей организации утверждает внешнего управ-ляющего.

Федеральный закон наделил внешнего управляющего широ¬кими правами: распоряжаться имуществом должника в соответ¬ствии с планом внешнего управления; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника; предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с наруше¬нием настоящего Федерального закона.

Внешний управляющий имеет целый набор  обязанностей:

• принять  в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

• разработать  план внешнего управления и представить  его для утверждения собранию кредиторов;

• вести  бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

• принимать  меры по взысканию задолженности  перед долж¬ником;

• вести  реестр требований кредиторов;

• реализовывать  мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

• представить  собранию кредиторов отчет об итогах реализа¬ции плана внешнего управления и иные обязанности, пре¬дусмотренные Законом.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному  рас¬смотрению арбитражным судом. Отчет подлежит утверждению арбитражным судом в случае, если: все требования кредиторов, Включенные в реестр, удовлетворены; собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; между креди¬торами и должником заключено мировое соглашение; собрани¬ем кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.

При наличии  ходатайства собрания кредиторов о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внеш¬него управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное  производство вводится сроком на один год, но этот срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующе¬го в этом деле, но не более чем на шесть месяцев.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного произ¬водства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. Сведения о финансовом со¬стоянии должника прекращают относиться к сведениям, состав¬ляющим коммерческую тайну. Прекращается исполнение по исполнительным документам. Все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением прав собст¬венности, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Снимаются ранее наложенные ограничения на имущество должника и иные ограничения распоряжения иму¬ществом должника.

Информация о работе Теория и практика антикризисного управления