Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение методики аудита с применением аналитических процедур на примере бюджетного учреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
1) Раскрыть сущность аналитических процедур; определить функции и роль основных процедур анализа на различных стадиях аудиторской проверки.
2) Изучить возможность применения аналитических процедур в рамках аудита бюджетного учреждения.
3) Определить особенности учета заработной платы в бюджетных учреждениях.
4) Разработать методику внутреннего аудита бюджетного учреждения с применением аналитических процедур на примере учета труда и его оплаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения аналитических процедур в условиях внутреннего аудита 5
1.1 Понятие, сущность, цели применения аналитических процедур в аудите 5
1.2 Возможность проведения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях 11
Глава 2. Возможность внедрения службы внутреннего аудита в бюджетном учреждении на примера ИТХ УрО РАН 18
2.1. Общая характеристика учреждения 18
2.2 Учет заработной платы в бюджетном учреждении как объект внутреннего аудита 20
Глава 3. Методика внутреннего аудита заработной платы в бюджетном учреждении с применением аналитических процедур 26
Заключение 32
Список литературы: 33

Работа состоит из  1 файл

Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита учета заработной платы в бюджетном учреждении.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

На этапе планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого экономического субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска. Выявление областей потенциальных рисков позволяет увеличить при планировании выделяемые на них ресурсы за счет некоторого уменьшения аудиторских ресурсов для областей с низкой долей риска. Их применение позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение. При формировании общего плана и программы аудита применение аналитических процедур способствует сокращению количества и объема других аудиторских процедур.

Если аудитор намерен  выполнить аналитические процедуры  в качестве аудиторских процедур проверки по существу, ему рекомендуется рассмотреть следующие факторы:

  • цели, которые ставит аудитор перед выполнением аналитических процедур, и степень, в которой он считает возможным полагаться на их результаты;
  • особенности аудируемого лица и степень возможного дезагрегирования информации (например, аналитические процедуры могут дать лучшие результаты, если они применяются к финансовой информации по отдельным видам деятельности или к отдельным подразделениям, цехам, торговым точкам аудируемого лица, нежели по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом);
  • наличие в распоряжении аудитора информации как финансового характера (смет, прогнозов), так и нефинансового характера;
  • уместность имеющейся информации (например, аудитору следует понять, были ли сметы составлены на основе ожидаемых результатов или же при их подготовке исходили из поставленных руководством аудируемого лица целей);
  • источник имеющейся информации (источники, независимые от аудируемого лица, обычно более надежны и дают более объективную информацию, чем внутренние источники);
  • сопоставимость имеющейся информации (например, может оказаться необходимым дополнить и детализировать отраслевые данные общего характера, чтобы сделать их сравнимыми с данными аудируемого лица, производящего либо продающего некоторую специализированную продукцию;
  • знания, полученные аудитором во время предыдущих аудиторских проверок, а также понимание им типичных проблем аудируемого лица.

Аудитор должен применять  аналитические процедуры ближе  к завершению или непосредственно на завершающей стадии аудита при формулировании общего вывода о том, соответствует ли финансовая (бухгалтерская) отчетность в целом знанию о деятельности аудируемого лица, которое сложилось у аудитора. Выводы, составленные по результатам таких процедур, призваны подтвердить выводы, сделанные во время аудита отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также помочь аудитору сделать общий вывод о том, что аудируемая финансовая (бухгалтерская) отчетность носит разумный характер.

Аудитор должен быть готов  к тому, что по результатам применения аналитических процедур на завершающей стадии аудита могут быть выявлены области, требующие проведения дальнейших аудиторских процедур.

При выборе аналитических  процедур необходимо также учитывать  экономическую эффективность применения процедур анализа по сравнению с другими аудиторскими процедурами (меньшие затраты труда, времени, сокращение детализированного тестирования).

1.2 Возможность проведения внутреннего аудита в бюджетных учреждениях

 

В настоящее время  стандарты аудита и другая информация, используемая в процессе аудиторской деятельности ориентированы на коммерческие организации. Несмотря на это услугами аудиторских компаний пользуются и некоммерческие структуры, в частности, бюджетные учреждения. Для аудита таких организаций нет специально разработанных стандартов, инструкций или рекомендаций. Это приводит к тому, что аудит в них проводится по общим стандартам в более узком, свернутом виде.

Еще одной проблемой  является тот факт, что бюджетное  финансирование зачастую не предусматривает  для учреждений такого рода расходы. Таким образом,  организация должна финансировать оплату услуг аудиторской фирмы за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учитывая, что стоимость аудиторских услуг довольно высокая, а многие бюджетные организации не имеют больших доходов из внебюджетных источников, аудит в таких организациях – редкость.

Выходом из сложившейся  ситуации может быть создание в бюджетных  учреждениях отделов внутреннего аудита либо внедрение элементов внутреннего аудита в функции существующих подразделений.

Внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

Цель внутреннего  аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

К функциям внутреннего  аудита относятся:

1) проверка систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по из улучшению;

2) проверка бухгалтерской  и оперативной информации;

3) проверка соблюдения  законов и нормативных актов;

4) проверка деятельности  различных звеньев управления;

5) проверка наличия,  состояния и обеспечения сохранности имущества;

6) работа над специальными  проектами и контроль за отдельными  элементами структуры;

7) разработка предложений  по устранению  выявленных недостатков.

8) обеспечение эффективного и экономичного использования ресурсов.

Следует также отметить, что решение о внедрении внутреннего аудита не должно определяться наличием или отсутствием у организации внешнего аудита, поскольку внешний и внутренний аудиты выполняют разные функции.

Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности и фокусируется на операциях и событиях, способных оказать материальное воздействие на финансовую отчетность. Внутренний аудит направлен прежде всего на оценку существующих систем контроля и управления рисками и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению поставленных целей.

Во-вторых, внешний аудит в рамках оказания аудиторских услуг не производит оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений организации, что обычно входит в одну из задач аудита внутреннего.

В-третьих, внешний аудит служит прежде всего интересам внешних заинтересованных сторон — потенциальных инвесторов, кредиторов и др., тогда как внутренний аудит в первую очередь служит интересам руководства.

Таким образом,  внутренний аудит выполняет необходимые функции и его внедрение может быть целесообразнее, чем использование услуг аудиторской фирмы.

В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему. Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. Отсутствуют научно-практические разработки, посвященные внутреннему аудиту.

Можно назвать следующие  принципы, соблюдение которых позволит эффективнее организовать внутренний аудит:

  • Принцип ответственности. Внутренний аудитор, работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность.
  • Принцип сбалансированности, аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
  • Принцип своевременного сообщения об отклонениях. Информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  • Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем. Степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы.
  • Принцип комплексности. Объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.
  • Принцип разделения обязанностей. Функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами (если позволяет организационная структура).

Решение о создании такого подразделения принимает руководство. Основанием для этого могут служить  несколько моментов. Государственные  учреждения подвергаются проверке со стороны территориальных органов Росфиннадзора, налоговых органов, вышестоящей организации. Выявленные нарушения несут отрицательные последствия материального характера в виде штрафов, пеней, сокращения финансирования, а  также административные и даже уголовные наказания. Создание подразделения внутреннего аудита позволит снизить отрицательные последствия проверок и повысить эффективность финансово-экономической деятельности организации. Практическая польза от создания службы внутреннего аудита также проявится в следующем:

во-первых, это позволит руководству наладить эффективный контроль подразделениями организации;

во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы и наиболее перспективные направления деятельности;

в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб.

Важную роль при внутреннем аудите играет аналитическая функция, которая позволяет в процессе внутреннего аудита осуществлять комплексный производственно-хозяйственный, инвестиционный и финансовый анализ показателей организаций для оперативного, тактического и стратегического управления ресурсами, хозяйственными процессами.

При создании отдела внутреннего аудита в организации  необходимо создать Положение об отделе (аудиторе) и должностные  инструкции.

Одним из важнейших  условий эффективной работы отдела внутреннего аудита является его  независимость. Это может быть обеспечено тем, что отдел работает на основании положения, утверждаемого руководством организации, и подчиняется только руководству. Выполнение этого условия делает службу внутреннего аудита относительно независимой от руководителей тех подразделений, деятельность которых проверяется.

Основными стадиями внутреннего аудита являются следующие:

- подготовка  и планирование аудита;

- проверка системы  внутреннего контроля и оценка  риска контроля;

- выборочная  проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств;

- обобщение  и оценка результатов проверки, составление отчета внутреннего  аудитора и его реализация.

Программа внутреннего  аудита - это документально оформленный  план реализации определенных контрольных мероприятий, указывающий их цели и задачи, объекты контроля, источники информации, последовательность и сроки их осуществления, предусматривающий необходимые ресурсы, исполнителей, порядок их действий.

По каждой проверке отдел внутреннего аудита формирует  и утверждает программу проведения проверки.

Примерная форма  программы аудита на определенный период может быть составлена по форме, представленной в таблице:

 

 

 

Общая программа аудита

 

Проверяемый период:

N  
п/п

Планируемые 
виды работ

Объект  
проверки

Источник  
информации

Руководитель 
проверяемого 
подразделения

Период   
проведения

Исполнитель

             
             

 

Подготовил (руководитель проверки) _____________________ Дата ____________

Утвердил (руководитель компании) ______________________ Дата _____________

 

Выборочная  проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, сбор, документирование и оценка доказательств представляют собой детальную проверку сальдо и (или) оборотов по счетам и аналитические процедуры. Проводятся они в целях подтверждения достоверности информации, формируемой в проверяемом подразделении.

Отдел внутреннего  аудита информирует руководство  о выявленных в результате проверок нарушениях в финансово-хозяйственной  деятельности и осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок.

Отчеты о  проделанной работе и выявленных нарушениях составляются по форме, разработанной  непосредственно в самой организации.

Такие отчеты должны включать:

- перечень выявленных отклонений;

- перечень обстоятельств,  при которых эти отклонения  были выявлены;

- оценку выявленных  отклонений с точки зрения  их влияния на организацию;

- рекомендации  по возможному устранению данных  отклонений;

- предложения по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

 

Глава 2. Возможность внедрения службы внутреннего аудита в бюджетном  учреждении на примера ИТХ УрО  РАН

2.1. Общая характеристика учреждения

 

Институт технической  химии Уральского отделения Российской академии наук, сокращенное наименование – ИТХ УрО РАН, созданный Постановлением Президиума Академии наук СССР от 27 декабря 1984 г. №1467, является научно-исследовательским учреждением Российской академии наук, имеющей государственный статус некоммерческой организации (учреждения). Институт входит в состав Уральского отделения Российской академии наук (далее по тексту – УрО РАН). Свидетельство о государственной регистрации выдано администрацией Ленинского района г. Перми от 06.04.1993 №1740.

Информация о работе Аналитические процедуры в рамках внутреннего аудита