Англо-американская школа бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:53, контрольная работа

Описание

Началом формирования теоретических воззрений англо-американской школы ее представители считают 20-е годы XX в.
Первые попытки разработки принципов бухгалтерского учета были сделаны Х. Хендерсоном и Ч. Пейрсоном. В основе их исследований лежал эмпирический подход: "практика - теория - практика". Другими учеными использовались иные научные подходы. Например, К. Поппер считал, что в основе любой науки, в частности бухгалтерии, должны лежать два критерия: верификация (проверка практикой) и фальсификация (возможность опровержений).

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)


Англо-американская школа бухгалтерского учета

 

Началом формирования теоретических воззрений англо-американской школы ее представители считают 20-е годы XX в.

Первые попытки разработки принципов бухгалтерского учета были сделаны Х. Хендерсоном и Ч. Пейрсоном. В основе их исследований лежал эмпирический подход: "практика - теория - практика". Другими учеными использовались иные научные подходы. Например, К. Поппер считал, что в основе любой науки, в частности бухгалтерии, должны лежать два критерия: верификация (проверка практикой) и фальсификация (возможность опровержений). Т. Кун положил в основу теории идею парадигмы - некой общности взглядов, которая господствует в данную эпоху в науке. П. Фейерабенд считал, что развитие науки происходит анархически в результате столкновения различных научных идей.

Исследования в области бухгалтерского учета носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Первым итогом коллективной работы было "Временное положение о принципах бухгалтерского учета", опубликованное в 1936 г. Американской бухгалтерской ассоциацией. В результате научных исследований уже в первой половине XX в. были выдвинуты бухгалтерские постулаты, получившие впоследствии признание во всем мире:

- непрерывно функционирующее предприятие;

- самостоятельно хозяйствующий субъект;

- затраты в качестве исходной оценки;

- метод начислений;

- бухгалтерский баланс как средство представления финансового состояния предприятия и другие.

Англо-американская школа преследовала одну цель - сделать учет орудием управления. Это требовало безусловного знания людей, последовательного использования их интересов, необходимых для принятия действенных управленческих решений, направленных на благо фирмы.

Для достижения этих целей было выдвинуто несколько принципиально новых идей:

1) натуральные измерители;

2) стандартные издержки;

3) центры ответственности;

4) управленческий учет;

5) биховеризм (подход к учету, при котором методы должны выбираться в зависимости от целей и поведения людей).

Каждая из этих идей не имеет прямого отношения к двойной записи. Положив в основу учета именно натуральный измеритель, позволяющий развить бухгалтерию внутрь от учета синтетического к учету аналитическому, Гаррисон создал условия для построения стандартов - норм расходов, которые вводились, закладывались в бухгалтерские счета. Последние лишались юридического и экономического содержания, выступая в роли "экранов", демонстрирующих, как фактическое течение хозяйственных процессов отклоняется от нормативных, заранее намеченных. Благодаря этому бухгалтерия из историографии хозяйственных процессов, как называл ее Шер, превратилась в компас предприятия.

Если учет с помощью стандартов (стандарт-костс) обеспечивал прорыв бухгалтерской идеи (в том числе и идеи двойной записи) в сторону планирования и управления предприятием, то учет по центрам ответственности в определенной мере реставрировал принципы итальянской персоналистической (юридической) школы; отличие состояло в том, что центры ответственности также предполагали возможность синтеза с принципами стандарт-костс. В основе учета должны лежать типы хозяйственных ситуаций, включающие как общее правило все отклонения, а не единый нормативный (стандартный) образец. Более того, всякое конструирование системы учета должно быть принципиально ориентировано не на "нормальные" условия, а как раз на экстремальные, например, на случай недостач, растрат, хищений. И только в этом случае создается возможность предотвращения подобных негативных явлений.

Желание превратить учет в орудие управления привело бухгалтеров англоязычных стран к использованию психологии, причем в варианте биховеризма. Бухгалтеры руководствовались схемой: стимул - реакции (S -> R). Документ - это стимул, а реакция бухгалтера должна быть предопределена этим стимулом (документом). Благодаря психологической трактовке обеспечивалась стандартизация бухгалтерской работы. Она превращалась в набор заранее заданных вариантов - решений. И это в еще большей степени, чем немецкая формализация, облегчало использование ЭВМ.

Дальнейшее развитие направления привело к возникновению так называемого управленческого учета, это параллельное (альтернативное) направление к традиционному бухгалтерскому учету. И управленческий, и бухгалтерский учет имеют свои самостоятельные информационные базы, первый - допускает устные сообщения, второй - только документы, первый использует методы исчисления, второй - регистрации. В управленческом учете точность приносится в жертву оперативности. Так приходит конец мифу об идеальной точности бухгалтерских данных.

 

Вторая половина XX в. связана с развитием двух концепций бухгалтерского учета: нормативной и позитивной. Нормативная теория бухгалтерского учета, называемая еще предписывающей, доминирует в 50-е - 70-е гг. XX в. Как основополагающие здесь можно выделить труды Эдварда и Бела, Бедфорда, Американской бухгалтерской ассоциации и др. Нормативная теория характерна выработкой методологии учета на базе некоторой субъективной заявленной в ней цели. К таким целям относились, например, учет по современной стоимости, учет по цене замещения, учет по себестоимости с корректировкой на уровень цен, учет по цене выбытия. Нормативная теория выдвигала два основных условия: логической непротиворечивости используемых в теории идей и полезности учетной информации для принятия решений. Основой нормативной теории было предположение существования общественного интереса, например интереса менеджера в максимизации получаемой фирмой прибыли.

Таким образом, нормативная теория скорее регламентировала то, что должно быть, чем объясняла то, что существует в реальности. Такая концепция была объектом непрекращающейся критики и не получила широкого признания.

Позитивная теория бухгалтерского учета, пришедшая на смену нормативной в 70-е гг. XX в., раскрыта в трудах Р. Ваттса и Ж. Циммермана. В отличие от нормативной, позитивная теория охватила то, что существует в реальности, поэтому она называется еще описывающей. Концептуально позитивная теория содержит две основные гипотезы, отражающие объективную реальность:

- всякое социальное явление является исключительно следствием индивидуальных процессов принятия решений;

- каждый индивид принимает решение исключительно с целью максимизации личной выгоды.

Последнее относится к акционерам, кредиторам, менеджерам, наемным работникам. Поэтому менеджер, по позитивной теории (в отличие от того, что утверждает нормативная теория), стремится максимизировать не прибыль фирмы, а собственную выгоду. При разработке учетных стандартов позитивная теория ставит задачу объяснить, почему фирмы используют те или иные методы, и исследовать воздействие альтернативных правил оценки на стоимость фирмы и благосостояние управляющих. С точки зрения Р. Ваттса и Ж. Циммермана, теория бухгалтерского учета должна быть свободна от оценочных суждений, цель ее - объяснить и прогнозировать учетную практику. Основу позитивной теории составляют исключительно экономические соображения. Ее конечная цель состоит в создании учетных стандартов в прямой связи с возможным лоббированием их предприятиями, так как рекомендуемые учетные стандарты так или иначе влияют на их финансовые потоки. Популярность позитивной теории бухгалтерского учета в настоящее время так велика, что ее по праву можно назвать главенствующей парадигмой современной бухгалтерской науки.

Очевидно, что появление бухгалтерской науки было результатом спроса на нее хозяйственной практики. В то же время принятые правила на практике выявили противоречия, тем самым стимулировав творческий процесс развития учетной теории. Различные подходы к исследованиям и множество практических ситуаций обусловили различные точки зрения на теорию и практику бухгалтерского учета. Конкурируя друг с другом, различные концепции дополняли и продолжают дополнять друг друга. В то же время глобализация экономики требовала единой, последовательной теории, с помощью которой можно было бы оценивать множество существующих на практике процедур.

При всем многообразии воззрений теоретические разработки в области бухгалтерского учета способствовали выработке общей концепции бухгалтерского учета и единых принципов его построения в рамках конкретной учетной школы. Это положительно сказалось на процессе стандартизации бухгалтерского учета. Насущная потребность в единообразии финансовой информации о деятельности различных компаний созрела в обществе к началу XX в., а использование научных концепций сделало ее реализацию возможной.

 

 

Во второй половине XIX в. в США и Великобритании активно развивалось банковское дело и финансовые рынки, что потребовало формирования и предоставления финансовой отчетности для получения кредитов и участия в торгах на биржах. В итоге появились общедоступная, хорошо структурированная и достаточно унифицированная публичная отчетность и необходимость понимания и научного осмысления роли и значимости учетной информации, отчетности и баланса исходя из интересов различных пользователей отчетности, в том числе и менеджеров.

прагматический подход к отчетности сложился в рамках англо-американской школы учета, которая, формируя теорию учета и баланса, отталкивалась не от учетной проблематики, а от предназначения учета в части формирования и нормального функционирования бизнес-отношений. Во второй половине XIX в. в США усилилась значимость бухгалтерской отчетности, которая в известном смысле стала отделяться от бухгалтерского учета и становиться самостоятельным элементом общей информационной базы, с помощью которой инвесторы и бизнесмены получали представление о предприятии. Ключевой тезис данного подхода таков: баланс – это основной и наиболее достоверный источник информации о предприятии, поэтому безусловно востребованное и наиболее желаемое средство коммуникации.



Информация о работе Англо-американская школа бухгалтерского учета