Экономические основы учета процесса реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции.
Выделим следующие задачи, необходимые для достижения цели работы:
1. Выявить сущность процесса продажи продукции;
2. Определить момент перехода права собственности на продукцию;
3. Привести учет расходов на продажу;
4. Изучить основы процесса продажи продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ И ВЛИЯНИЕ МОМЕНТА ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА МЕТОДОЛОГИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1. Понятие продукции 5
1.2. Понятие процесса продажи, реализации продукции 6
1.3. Момент перехода права собственности на продукцию 8
1.4. Признание выручки 10
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ 16
2.1. Учет реализации продукции 16
2.2. Документальное оформление продажи продукции 18
2.3. Учет расходов на продажу продукции 21
2.4. Учет финансовых результатов от продажи продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 
 
 

Факультет статистики, учета и экономического анализа 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита 
 

Допустить к защите

Научный руководитель

канд. экон. наук, 

______________________

«___»____________2010 г. 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу  «Теория бухгалтерского учета»

на тему

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УЧЕТА ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ (ПРОДАЖИ) ПРОДУКЦИИ» 
 
 
 
 
 

Научный руководитель канд. экон. наук, доц.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

       В условиях развивающейся рыночной экономики  России, постоянного увеличения товарооборота  и растущей конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках, все большую роль играет оптимизация и повышение эффективности учета на предприятии. Правильно выстроенная учетная политика создает предпосылки для принятия верных управленческих решений, что определяет эффективное хозяйствование.

       Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается  оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции  организация - изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.

         Тема курсовой работы является  актуальной в современном мире, так как производство и продажа  товаров и услуг необходима  для удовлетворения тех или иных потребностей населения. Следовательно, необходим и качественный учет продажи продукции в каждой организации, подразделениях и т.д.

       Учет  продаж продукции, работ, услуг достаточно сложен, поэтому необходимо определить цели и задачи, которые следует рассмотреть в курсовой работе:

       Целью данной работы является углубление, закрепление  и обобщение знаний по ведению  бухгалтерского учета продаж продукции.

       Выделим следующие задачи, необходимые для  достижения цели работы:

       1. Выявить сущность процесса продажи продукции;

       2. Определить момент перехода права  собственности на продукцию;

       3. Привести учет расходов на продажу;

       4. Изучить основы процесса продажи  продукции.

      Предметом исследования стоит признать методологию  и экономические основы процесса продажи. Исследование строится на основе изучения специальной литературы, профильной периодики и получения на этой основе обобщенного и упрощенного подхода к учету процесса продажи.

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ И ВЛИЯНИЕ МОМЕНТА ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА МЕТОДОЛОГИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Понятие продукции

 
 

       Конечным  результатом производственного  процесса в организации являются готовая продукция, выполненные  работы, оказанные услуги.

       В продукцию входят несколько составляющих ее частей: готовая продукция, товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также товары, которые отгружены покупателям и заказчикам.

       Конечным  продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.

     Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав продукции включаются также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

     Продукция, подлежащая сдаче указчику на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается. Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.

     В Методических указаниях по учету  МПЗ готовая продукция определена как часть материально – производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

     Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально  ответственному лицу. Крупногабаритные изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

     Планирование  и учет готовой продукции ведут  в натуральных, условно-натуральных  и стоимостных показателях. Условно-натуральные  показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции.

     Для учета готовой продукции используют счета № 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и №43 «Готовая продукция» – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг.

     Реализация  готовой продукции отражается на счете 90 «Продажи» - этот счет предназначен для выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период. При реализации готовой продукции, работ, услуг, следует сформировать финансовый результат от продаж.

1.2. Понятие процесса продажи, реализации продукции

 
 

       Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливается, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Эта общая норма закона формирует правило, согласно которому в активе баланса организации отражается только имущество, принадлежащее ей на праве собственности.

       Продажа товаров и готовой продукции - это операции, содержанием которых  является переход права собственности  от продавца товаров к их покупателю.

     Специального определения понятия «продажи» бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Инструкции к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано, что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основной деятельности с передачей прав собственности на него.1

     Комплекс операций, определяемый в бухгалтерском учете как продажи, в налоговом законодательстве обозначается термином «реализация».

       В Налоговом кодексе Российской Федерации  реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

     В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию «реализация товаров» и бухгалтерскому «продажа товаров» соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступает купля-продажа и мена.

       Согласно  пункту 1 статьи 454 ГК РФ, "по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в  собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять  этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)". Таким образом, именно условие договора купли-продажи (поставки) о переходе права собственности на товары во многом определяет порядок бухгалтерского учета операций продажи. От того, в какой момент право собственности на товары перейдет от покупателя к продавцу, будет зависеть порядок списания их с баланса продавца и оприходования на баланс покупателя.

1.3. Момент перехода права собственности на продукцию

 
 

       Согласно  пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" предметом бухгалтерского учета является имущество организаций. При этом, как уже раньше было сказано, согласно пункту 2 статьи 8 имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Действующим планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению на основе данных норм закона формируется правило, согласно которому на балансовых счетах организации отражается только имущество, принадлежащее организации на праве собственности. Имущество же, находящееся у фирмы на праве владения, но являющееся собственностью сторонних организаций, отражается на счетах забалансового учета.

       Исходя  из этого, имущество приходуется  на баланс организации с момента  возникновения права собственности  на него и списывается с баланса  с момента утраты права собственности  на него.

       По  общему правилу, устанавливаемому пунктом 1 статьи 223 ГК РФ, "право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи". При этом, согласно пункту 1 статьи 224 ГК РФ, "передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки". Однако норма пункта 1 статьи 223 ГК РФ является диспозитивной, то есть действует только в случае, "если иное не предусмотрено законом или договором". Таким образом, стороны договора поставки могут указать иное условие о моменте перехода права собственности.

       Неотъемлемым  условием договора поставки как разновидности  договора купли-продажи является условие  о порядке передачи товаров продавцом покупателю. Согласно статье 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором. При этом в соответствии со статьей 457 ГК РФ срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю либо определяется договором поставки, либо согласно статье 314 ГК РФ должен представлять собой то, что согласно нормам ГК определяется как "разумный срок". Статьей 458 ГК РФ определяется, что обязанность передать товар (если иное специально не определено в договоре) считается исполненной в момент либо вручения товара покупателю или указанному им лицу (если договором предусмотрена обязанность покупателя доставить товар), либо предоставление товара в распоряжение покупателя (если по условиям договора товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара). При этом в случаях, когда из договора не следует обязанность продавца по доставке товара или передаче товара непосредственно в месте его нахождения, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику (организации связи).

       Содержание  этих норм ГК РФ показывает, что исполнение обязанности передать товар - это  физическое перемещение товара от продавца к покупателю или физический допуск покупателя в место хранения товара. То есть, передача товара покупателю делает его владельцем ценностей, но не более того, так как момент приобретения права собственности может как совпадать, так и не совпадать с его физическим движением.

Информация о работе Экономические основы учета процесса реализации продукции