Акцизное налогооблажение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данной работы, по мнению автора, была бы структура, изложенная в содержании.
Задачи:
1) рассмотреть сущность и роль активов
2) затронуть историю развития акцизного налогообложения
3) рассмотреть экономическую природу акцизов

Содержание

Введение 2
Глава 1. Сущность и роль акцизов. 4
Глава 2. История развития акцизного налогообложения. 7
Глава 3.Экономическая природа акцизов . 16
Заключение. 22
Список литературы. 24

Работа состоит из  1 файл

Акцизное налогообложение.docx

— 53.19 Кб (Скачать документ)

В сущности, при обеих системах вино, мед и пиво были предметом "регалии", то есть право производства хмельных напитков и торговли ими принадлежало казне. Только она могла разрешать  или запрещать частным лицам  и даже сословиям как выкурку  вина, так и оптовую и розничную  его продажу. Изготовленное вино чаще всего поступало сначала  в казну, а уже оттуда направлялось в царевы или откупные кабаки. Что  до водки, она или производилась  самой казной, или сдавалась в  порядке подряда частным лицам.

По Соборному уложению царя Алексея  Михайловича (1649 года) господствующей системой питейного сбора стала откупная. Указ от 30 декабря 1651 года ситуацию изменил: "Во всех городах на кружечных дворах денежную казну сбирать на вере, а на откупу кабакам нигде не быть; а во всех городах и в Государевых больших селах быть по одному кружечному двору, а в меньших малолюдных селах кружечным дворам не быть". Изъяли из употребления даже само слово "кабак". Питейные дома стали "кружечными дворами". Откупы восстановили в 1663 году лишь в некоторых местностях. Рядом с откупными кабаками, торговавшими большей частью в селах и деревнях, в городах продолжалась питейная торговля "на вере" в казенных кружечных дворах. От такой двойственности произошли беспорядки в управлении питейными сборами. Доход от них резко уменьшился. Вследствие этого винные откупы при царе Федоре Алексеевиче опять были отменены (указ от 18 июля 1681 года), и единственной формой продажи спиртных напитков вновь стала торговля "на вере" в казенных кружечных дворах.

Эти меры вполне соответствовали настроениям  и состоянию российского общества, устойчиво царившим несколько столетий. Николай Михайлович Карамзин через 180 лет после "антиалкогольных действий" брата Петра) писал, что "система наших винных откупов и страшные успехи пьянства" вряд ли служат "спасительным приготовлением" к нравственному исправлению русского человека.

Налог на пьянство

Существует расхожее мнение, будто  власти эпохи самодержавия чуть ли не специально спаивали русский народ. Однако факты свидетельствуют об ином. Вот что писала, например, московская газета "Раннее утро" в № 178 от 4 августа 1910 года:

Пьянство - порок. Это написано в  каждой прописи.

С пьянством борются или по крайней  мере пытаются бороться различные частные общества, общественные учреждения и даже такие "полуказенные" учреждения, как, например, попечительства о народной трезвости, эти детища "винной монополии".

"Но одно дело - пьянство, а  другое - умеренное потребление алкоголя!" - так, наверное, должны рассуждать  министры финансов всего мира  уже по одному тому, что бюджеты  почти всех государств в основе  своей имеют "доходы от обложения питий".

Разумеется, вопрос о том, где кончается  пьянство и начинается "умеренное потребление", следует предоставить любителям загадок вроде такой, например: какое количество волос на голове должно выпасть для того, чтобы образовалась лысина?

Во всяком случае, если "умеренное  потребление алкоголя" дает изрядный доход государственному казначейству, почему бы некую толику из сумм, которые тратятся ежегодно "умеренными потребителями", не употреблять в пользу хотя бы городских, земских и крестьянских самоуправлений?

До такой простой вещи додумались крестьяне села Спагости Рыльского  уезда, обратившиеся к земскому начальнику с просьбой - разрешить им установить приговор о взимании в казенной винной лавке с покупщиков по пяти лишних копеек с каждой проданной бутылки водки. Суммы, имеющие поступить от этого нового добровольного обложения, должны пойти на постройку в селе двухклассной образцовой школы.

Мы думаем, что ходатайство крестьян с. Спагости должно быть уважено. Если городские самоуправления имеют право облагать налогами велосипеды, собак и т.п., то почему же не установить налог на пьяниц, хотя и скрывающихся под псевдонимом "умеренных потребителей"?

Тем более что и казна, уплачивая  городам известные суммы "в  возмещение убытков, происшедших от введения монополии", признает за ними право на получение известных доходов с "продажи питей".

Во всяком случае, лишний пятак  на бутылку потребления водки  не уменьшит. По крайней мере повышение  иен на алкоголь еще ни разу не вызвало уменьшения потребления. С этой стороны казна может быть покойна.

Точно так же этот пятачок не разорит  и "потребителя".

А земские и городские самоуправления могут найти новый источник доходов".

Водочный колосс на фискальном постаменте

Итак, соединенные усилия правительства  и общественности вывели питейные сборы  по уровню доходности на первое место  среди всех прочих российских налогов. С шестидесятых годов XIX века и до начала Первой мировой войны они составляли треть всех податных поступлений в государственную казну, утроившись при этом за указанный срок в натуральном исчислении.

И еще одно обстоятельство выдвигало  питейный доход на первый план - это  монопольный способ его взимания. Вообще-то к середине XIX столетия фискальные монополии не были новым делом; достаточно указать на табачную монополию во Франции и в некоторых других государствах или на соляную монополию, существовавшую в России в дореформенное время. Но все эти "регалии" бледнели перед водочной монополией - самым грандиозным способом государственного обогащения, бывшим когда-либо в распоряжении казенного хозяйства.

На оборудование винно-водочной монополии  складами, ректификационными и очистными заводами, машинами и инвентарем в пределах только европейской части России правительству с 1894 по 1902 год пришлось затратить громадную по тем временам сумму: 122 млнруб. Пока монополия действовала только в 35 губерниях, ее вольнонаемный управленческий персонал (не считая рабочих и акцизных чиновников) состоял из 20 470 человек. С распространением реформы на всю империю число это более чем удвоилось, так что личный состав монопольных служащих сравнялся по численности с двумя армейскими корпусами в штатах военного времени. Здесь все было колоссально: и 70 млн ведер водки, ежегодно заготовляемых казной, и 40 000 винных лавок, содержавшихся правительством, и 550- 600 млн руб., которые, сосредоточиваясь в этих лавках, ежегодно стекались в казну.

Основанием к введению винной монополии  послужило, по утверждениям правительственных чиновников того времени, убеждение, что только таким способом возможна успешная борьба с общенародным пьянством, борьба как тогда, так и сегодня тщетная до тех пор, пока частный торговец алкоголем не будет устранен окончательно от продажи крепких напитков. Между тем в официальных документах подчеркивалось, что "Введение казенной продажи питий было предпринято Правительством, главнымeffptt-зам, из-за соображения необходимости оградить народное благосостояние от того растлевающего влияния, которое имели на него укоренившиеся с давнего времени условия частной питейной торговли" (из Циркуляра Министра финансов России управляющему акцизными сборами от 8 марта 1902 года № 860 "О мерах против публичного распития вина". - Прим. автора.).

"Только государство, в своих  заботах о благосостоянии населения,  может выдвинуть на первый план вопрос о народной нравственности и народном здравии." В этих словах, взятых из одного из представлений Министра финансов графа С.Ю. Витте, слишком уж благостно превозносится этическая сторона дела. Истинные же мотивы введения винной монополии с гораздо большей откровенностью были разъяснены любимцем двух последних императоров при первом обсуждении этой проблемы в Государственном Совете 5 и 7 мая 1893 года.

"Только путем монополии, - заявил  С.Ю. Витте, - государство может  извлечь из налога на спирт  необходимый ему и значительно  больший, нежели ныне, доход, с наименьшими стеснениями и неудобствами." А в заключение своей речи граф все-таки произнес слова, которым не грех следовать и в настоящее время: "...вместе с тем, монополия представляется единственным средством к ограничению, в интересах нравственности и народного здравия, злоупотребления спиртными напитками и к изъятию из употребления, с наибольшим успехом напитков, безусловно вредных для здоровья"

Нисколько не умаляя соображений нравственного  порядка, следует отметить, что эти соображения стояли все-таки на втором, а не на первом месте. Ведь монополия - это ни что иное, как фискальный метод извлечения государственного дохода. Но можно ли создать такой метод, не ставя на первый план заботу об успешности коренных, то есть фискальных его функций?

Более того, вряд ли правильно усматривать  в монополии некую противоположность акцизной системе, как это делают некоторые наиболее рьяные адепты базарной экономики. Монополия как раз и была логическим следствием и завершением акцизного обложения, доведенного до очень высоких размеров.

Но дело в том, что по мере повышения  обложения акцизная пружина утрачивала свою упругость. В отличие, например, от Англии, в России потребление вина сокращалось пропорционально повышению акциза; повороты податного винта еле поддерживали акцизный доход на уровне прироста населения, предупреждая чрезмерное падение общей массы этого налога в годы, неблагоприятные в сельскохозяйственном отношении.

Количество же потребляемого алкоголя сокращалось стремительно. Если в  конце 70-х годов XIX века на душу населения  России приходилось в среднем одно ведро 40-градусной водки в год, то даже в 1894 и 1895 годах - годах обильных хлебных урожаев - объем выпитой среднестатистическим россиянином водки не превышал полуведра в год.

Увы, меньшему душевому потреблению  спиртного отнюдь не сопутствовало меньшее в народе пьянство. Давно известно, что в России два эти явления не обусловливают одно другое. Среднее количество потребляемого вина у нас значительно меньше, чем на Западе, проявления же массового пьянства в самых безобразных формах, к сожалению, как и сто лет назад превосходят все, что можно видеть там. По совокупности всех отзывов и наблюдений можно сказать, что пьянство в России с понижением душевой нормы потребления водки никогда не уменьшалось.

Между тем становилось ясным, что  предел доходности водочного налога в границах акцизного обложения достигнут; что для извлечения еще большего дохода надо прибегнуть к более совершенному фискальному снаряду. Таким снарядом и стала монополия. Ни наука, ни практика налогообложения не изобрели до сих пор для косвенного обложения более совершенного метода. Винная монополия на всей территории европейской части России была введена с 1 июля 1901 года.

Глава 3. Экономическая природа акцизов

         Перечень товаров, облагаемых акцизами и подакцизного минерального сырья.

Статьёй 181 Налогового Кодекса РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт  этиловый из всех видов сырья,  за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в  жидком виде) с объемной долей  этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная  продукция (спирт питьевой, водка,  ликероводочные изделия, коньяки,  вино и иная пищевая продукция  с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная  продукция;

6) автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

7) автомобильный  бензин;

8) дизельное  топливо;

9) моторные  масла для дизельных и (или)  карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный  бензин.

Таким образом, можно определить четыре вида акцизов:

1. акцизы  на подакцизные товары;

2. акцизы  на алкогольную продукцию;

3. акцизы  по нефтепродуктам;

4. акцизы  на подакцизное минеральное сырье  - природный газ (до 1.01.2004г).

Именно  по такой классификации определён  порядок подачи налоговых деклараций по акцизам на 2004 г.

Рассмотрим  их более подробно.

Алкогольная продукция.

Акциз на алкогольную продукцию является наиболее доходным видом акцизных сборов. Его бремя на единицу продукции, как правило, зависит от уровня содержания чистого алкоголя.

Главным источником доходов от акцизов на алкогольную продукцию является акциз на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию. Применение акциза к этиловому спирту, как произведенному в пределах страны, так и импортированному, значительно сокращает потери бюджета, так как фактически избавляет налоговые органы от необходимости контролировать всех производителей алкогольной продукции, использующих в качестве сырья этиловый спирт. Кредитование суммы акциза, уплаченного ранее за спирт, производится лишь при подтверждении уплаты налога, а также в случае денатурирования спирта и использования его для производства неподакцизных товаров.

Информация о работе Акцизное налогооблажение