Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:37, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели решен комплекс задач:

- рассмотрены вопросы становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- рассмотрены особенности организации деятельности индивидуальных предпринимателей и их специфику в налогообложении;

- рассмотрена структура налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;

- дана оценка действующей системе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;

- определены направления развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- выработаны предложения по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...


1Теоретические основы налогообложения индивидуального

предпринимательства……………….....................................................................


1.1 Экономическая сущность налогов и налогообложения….………..……… .

1.2Становление и развитие предпринимательства в Республике

Беларусь………………………………………………………………………….

1.3Особенности организации деятельности индивидуальных

предпринимателей и их специфика в налогообложении………………………


2 Действующие системы налогообложения индивидуальных

предпринимателей в Республике Беларусь………………………………….


2.1Общий порядок налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………..………………...

2.2Упрощенная система налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………………..………..


2.3Система уплаты единого налога индивидуальных предпринимателей…...


3 Проблемы и пути совершенствования действующей системы

налогообложения индивидуальных предпринимателей

в Республике Беларусь…………………………………....................................


Заключение……………………………………………………………………….


Список использованных источников…………………………………………...

Работа состоит из  6 файлов

Введение и 1 раздел.doc

— 192.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ДИПЛОМ.doc

— 891.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Налогообложение – это процесс установления и  взимания налогов в стране, определение  величин налогов и их ставок, а  так же порядка уплаты налогов  и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогом.

    Предпосылкой  для возникновения налогов стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    С развитием рыночной экономики в  нашей республике одной из  ключевых фигур становиться индивидуальный предприниматель, обладающий уникальной способностью реагировать на потребности рынка, создавать дополнительные рабочие места,  стимулировать конкуренцию.

    Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода и  осуществляемая от своего имени, на свой  риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

    Предпринимателя следует рассматривать как находящийся  в стадии образования социальный слой собственников, имеющий свои четко выраженные интересы, которые следует учитывать при формировании государственной экономической политики.

    Развитие  предпринимательства в Республике Беларусь со второй половины 80-х годов  прошло следующие три основные этапа:

  • кооперативное предпринимательство (1988-1991 годы). Основным источником предпринимательских доходов в эти годы было использование разницы между государственными и свободными ценами;
  • работа в условиях свободного ценообразования (1992-1995 годы). Этот период характеризуется как наиболее благоприятный для развития предпринимательской активности в Республике Беларусь, когда предприниматели начали осознавать себя как социальный слой со своими экономическими интересами;

    - усиление централизованного урегулирования предпринимательской деятельности.

    Предпринимательская деятельность может осуществляться в индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

    Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда.

    Индивидуальное  предпринимательство самая простая  и легко осуществимая организационная  форма предпринимательства.

    Основные  преимущества индивидуального предпринимательства:

    - индивидуальный предприниматель  – единоличный владелец собственного  бизнеса, сам ставит цели и  сам распоряжается плодами своей  роботы;

  • индивидуальный предприниматель свободен в выборе пути достижения цели. Над ним нет начальника, а решения принимаются оперативно, без длительного согласования;

    - индивидуальный предприниматель действует на основании свидетельства о его государственной регистрации. При учреждении собственного дела ему не нужны устав и другие юридические документы. Отсутствие штатных сотрудников и громоздкой канцелярии делает этот вид бизнеса экономным.

    Статус  индивидуального предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию, является свидетельство о государственной регистрации.

    Индивидуальный  предприниматель может осуществлять широкий спектр видов деятельности, включая производственную, коммерческую, торгово-закупочную, посредническую, консультационную, оказание услуг.

    Значительная часть индивидуальных предпринимателей в республике в настоящее время предпочитает заниматься не производством, а торгово-посреднической деятельностью. Концентрация индивидуальных предпринимателей в торговую деятельность обусловлена в первую очередь отсутствием первоначального капитала, который позволил бы начать свое дело в более серьезных сферах

    Индивидуальный  предприниматель с момента его  государственной регистрации является плательщиком налогов. Состав, порядок  начисления и перечисления зависит от выбранной системы налогообложения и видов осуществляемой деятельности.

    В соответствии с Налоговым кодексом индивидуальные предприниматели в  зависимости от осуществляемых видов  деятельности и их специфики применяют следующие системы налогообложения:

  • общий порядок налогообложения;
  • систему уплаты единого налога;
  • упрощенная система налогообложения.

    Каждая  система налогообложения применяется  при наличии определенных условий  деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом в установленных налоговым законодательством случаях деятельность индивидуальных предпринимателей может осуществляться только с применением определенного режима налогообложения.

    В данной работе проанализированы данные системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Октябрьскому району г. Минска.

    Исходя  их анализа данных, был сделан вывод  о том, что большая часть индивидуальных предпринимателей является плательщиками  единого налога, а так же налога при упрощенной системе налогообложения. Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения, с каждым годом уменьшается.

    На  развитие индивидуального предпринимательства  не малое влияние оказывает налоговая среда, в которой осуществляется данная экономическая деятельность. Создание эффективной системы налогообложения предпринимательской деятельности, создающей стимулы для развития предпринимательства, является  в  настоящее время в Республике Беларусь одной из актуальных задач.

    Поддержка индивидуального предпринимательства является одним из приоритетов экономической политики Республики Беларусь.

    Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы.

    Реформирование  налоговой системы нельзя рассматривать  как одномоментный акт. Его целесообразно осуществлять поэтапно с ориентацией на принятые приоритеты. При этом требуется абсолютно четкость экономической стратегии государства, определение регулирующей роли и границ хозяйственных функций.

    В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли очевидные позитивные изменения в области определения правил ведения бизнеса, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

    Последовательно реализуются меры по либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, упразднению необоснованных административных барьеров для развития деловой инициативы.

    В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется  значительное внимание: принимаются  соответствующие законы, разрабатываются  программы государственной поддержки  на общереспубликанском и областном  уровнях. Для решения задач, поставленных перед государством, в рамках  мер по поддержке и развитию малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы необходимо продолжать намеченную тенденцию по либерализации условий экономической деятельности субъектов предпринимательства.

    В системе уплаты единого налога стоит, отменить повышающий коэффициент при реализации импортного товара. А так же необходимо внести изменения в порядок расчета доплаты единого налога.

    При упрощенной системе налогообложения  возможно следует сократить перечень видов деятельности, при осуществлении которых субъекты хозяйствования не вправе применять упрощенную систему налогообложения, рассмотреть вопрос об учете дополнительных расходов при определении валового дохода для субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и использующих в качестве налоговой базы валовой доход. Так же возможно стоит предоставить право субъектам предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость, вести упрощенный учет уплаты указанного налога без обязательного ведения учета в общеустановленном порядке.

    В подоходном налоге, возможно, стоит  рассмотреть вопрос о том, чтобы  исключить подачу налоговой декларации нарастающим итогом, что позволит упростить расчет подоходного налога. А так же данное изменение позволит упростить определение критерия получения дохода, при превышении которого стандартный вычет не применяется.

    Кроме изменений, касающихся конкретной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, стоит упомянуть о тех возможностях улучшения, которые относятся ко всем системам налогообложения.

    Например, стоит рассмотреть вопрос об отмене ограничения на количество физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями. Возможно, стоит разрешить индивидуальным предпринимателям привлекать для осуществления предпринимательской деятельности помимо близких родственников хотя бы одного работника не из числа близкого родства.

    Реализация  этих и других мероприятий позволит сформировать благоприятную рыночную среду для развития малого предпринимательства и существенно повысить роль данного сектора в экономике Республики Беларусь.

    Было  бы целесообразным при принятии государственных  решений, стратегий своего дальнейшего  развития, учитывать интересы всех субъектов экономических отношений. Для эффективности решения поставленных задач требуется немало усилий от всех участников экономического процесса. Ответственный подход к решению общей поставленной задачи приведет в конечном итоге к наиболее эффективному результату.

    Подводя итог, можно сказать, что индивидуальное предпринимательство в Республике Беларусь - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей страны в целом.

Литература.doc

— 50.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖНИЕ.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей