История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:11, доклад

Описание

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега. При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития налогов и налогообложения в России.docx

— 32.99 Кб (Скачать документ)

       Самый экзотический из применявшихся в  СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был  введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным  матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог  не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

       Впоследствии  в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения  в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

       Кстати, налогообложение киноиндустрии  впервые было введено еще в  царской России. Таков был результат  бурного успеха первого российского  полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской  семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером  того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

       В послевоенный период происходило постепенное  замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным  из них было перераспределение основной части доходов государственных  предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части  бюджета СССР. Кроме того, определенные особенности налогово-правового  статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов  могли взыскиваться только через  народный суд. Взыскание же задолженности  с предприятий и организаций  финансовые органы осуществляли во внесудебном  порядке. В литературе это объяснялось  различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы  организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

       В 1960-е годы существенный поворот «вокруг  собственной оси» произошел в  сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка  осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с  «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить  вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был  принят специальный законодательный  акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

       4. Реформы налоговой  системы в СССР  в 1985—1991 гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

       В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение  или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов  по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог  быть приобретен патент, и размеры  ежегодной платы за него устанавливали  советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения  и патента взималась государственная пошлина.

       Доходы  от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в  зависимости от их суммы и с  учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного  налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

       Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа  системы обязательных платежей государственных  предприятий в бюджет. Формировалась  правовая база для введения системы  налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и  предприятий с участием иностранных  организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

       а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

       б) постановления Совета Министров  СССР:

  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
  • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

       в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных  с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

       г) постановление Совета Министров  СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и  иных общественных предприятий, объединений  и организаций».

       Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с  владельцев транспортных средств. В  последующие годы издан целый  ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые  впоследствии были систематизированы  в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций». Этот Закон установил  обязанность предприятий, объединений  и организаций уплачивать следующие  общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

       Были  внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения  граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц  без гражданства» установлены самостоятельные  режимы налогообложения доходов  граждан от ведения крестьянского  хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить  в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного  налога с граждан.

       В 1991 г. налогообложение и налоговое  законодательство использовалось бывшими  союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные  налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим  налогообложения: Верховный Совет  РСФСР принял Закон «О порядке  применения Закона СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций», согласно которому для  предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый  режим в виде снижения налоговых  ставок и определенных налоговых  льгот. Данное положение стимулировало  кампанию по «переподчинению» предприятий  и направление всех налоговых  потоков в российский, а не в  союзный бюджет».

       В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная  налоговая инспекция, которая через  год стала Государственной налоговой  службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

       5. Становление налоговой  системы современной  России. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 г.

       Законами  Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный  налог и налоги, зачисляемые в  дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты  законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с  физических лиц и др.

       Был принят Закон Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились  в действие с 1 января 1992 г.

       Кроме того, в 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

       В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные  главы второй. В настоящее время  продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

       В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических  и налоговых преступлений.

       В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных  органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой  сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору  и контролю в сфере налогообложения  закреплены за вновь созданной Федеральной  налоговой службой, деятельность которой  курирует Минфин России.

Информация о работе История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России