Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение изменений уплаты налогов и сборов .
Поставленная цель определяет задачи исследования: рассмотреть теоретические подходы к изменениям сроков уплаты налогов, а также обозначить тенденции развития тематики .
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов и списка литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая налоговое администрирование ииииии.docx

— 43.21 Кб (Скачать документ)
 

Введение

       В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика исследования изменений сроков уплаты налогов по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования данной темы заключается в том, что предприятия и организации, испытывающие определенные финансовые затруднения, в настоящее время мало используют предоставленные государством налоговые льготы в виде изменения срока уплаты налога.

        Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время.  
       До вступления в силу Налогового кодекса РФ условия и порядок изменения сроков уплаты налога и сбора устанавливались Законом РФ 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст.10), Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите", Инструкцией ГНС РФ от 28.04.98 N 12 "Об инвестиционном налоговом кредите". Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству, существовало только одна форма изменения срока уплаты налога (сбора) - отсрочка или, как она еще называлась, налоговый кредит. Разновидностью отсрочки являлся инвестиционный налоговый кредит. Отсрочка рассматривалась налоговым законодательством как предоставление налогоплательщику целевой налоговой льготы (ст.10 Закона N 2118-1).  
     Вступившим в действие Налоговым кодексом РФ нормы налогового законодательства об изменении срока уплаты налога (сбора) впервые были объединены в одном нормативном акте. Налоговый кодекс РФ дал четкое определение, что следует понимать под изменением срока уплаты налога, и установил четыре формы, в которых оно может производиться.

      Цель работы – изучение изменений уплаты налогов и сборов .

     Поставленная цель определяет задачи исследования: рассмотреть теоретические подходы к изменениям сроков уплаты налогов, а также обозначить тенденции развития тематики .

   Работа состоит из введения, глав основной части, выводов и списка литературы.

     В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность.

     Глава вторая имеет аналитический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты изменения сроков уплаты налогов.
 
1.1. Общие условия  изменения срока  уплаты налога  и сбора 

    Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

      Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено НК РФ.

    Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

     Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

    Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 НК, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 НК либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 НК, если иное не предусмотрено законодательством.

      Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов[1.С.57]. 

1.2. Обстоятельства, исключающие  изменение срока  уплаты налога 

     Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по  признакам преступления, связанного  с нарушением законодательства  о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу  о налоговом правонарушении либо  по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания  полагать, что это лицо воспользуется  таким изменением для сокрытия  своих денежных средств или  иного имущества, подлежащего  налогообложению, либо это лицо  собирается выехать за пределы  Российской Федерации на постоянное  жительство.

     При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 62, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

      Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

       Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК.  

1.3. Органы, уполномоченные  принимать решения  об изменении срока  уплаты налога  и сбора 

      Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов и сборов;

2) по региональным и местным  налогам - налоговые органы по  месту нахождения (жительства) заинтересованного  лица. Решения об изменении сроков  уплаты налогов принимаются по  согласованию с соответствующими  финансовыми органами субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований; 

3) по налогам, подлежащим уплате  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, - федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области таможенного  дела, или уполномоченные им таможенные  органы;

4) по государственной пошлине - органы государственной власти  и (или) лица, уполномоченные в  соответствии с главой 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;

       Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми  органами соответствующих муниципальных образований. 
 
 

  1. Анализ  действующего порядка  изменения сроков уплаты налогов
 

2.1. Анализ порядка и условий предоставления и прекращения отсрочки или рассрочки по уплате налога

 Отсрочка  или рассрочка по уплате налога  представляет собой изменение срока уплаты налога, установленного законом при наличии оснований, предусмотренных ст.64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, соответственно.

     Рассрочка, в отличии от отсрочки, представляет собой перенос срока

уплаты  налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой

задолженности в течении соответствующего срока (1 ст.64 НК РФ).   

Приведем  пример:

 В  результате стихийного бедствия  заводу был причинен значительный ущерб. В связи с этим завод не смог в установленный законом срок заплатить причитающиеся к уплате суммы налогов. На сумму задолженности стали

начисляться пени. Чтобы прекратить начисление пеней на сумму задолженности завод обратился в Минфин РФ с просьбой о предоставлении ему рассрочки по уплате налогов в федеральный бюджет сроком на 4 месяца. Завод обязался погасить имеющуюся у него задолженность перед федеральным бюджетом в течении указанных 4 месяцев равными долями в три этапа.

Можно выделить следующие основания предоставления отсрочек:

1. Социальный  аспект, когда  уплата   налога  грозит гибелью налогоплательщика, а это, в свою очередь, влечет за собой социальные нежелательные эффекты. Например, градообразующее предприятие. Если оно уплатит  налог , а после этого попадет в ситуацию банкротства, то дальше последует безработица, поскольку люди выбрасываются на улицу. И вся социальная сфера, которая висит на этом предприятии (содержание города или поселка), разваливается.

2. Стихийные  бедствия, в том числе и другие  форс-мажорные обстоятельства: массовые  беспорядки, вооруженные восстания  и т.д. Поэтому данный аспект  учитывается государством, как аспект, который препятствует  уплате   налогов  и должен быть учтен.

3. Негативная  деятельность самого государства:  либо недофинансирование бюджетных  учреждений, либо неоплата выполненного  государственного заказа.

4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

     Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 ст.64, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если  отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 ст.64, на сумму задолженности проценты не начисляются.

   Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По  требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы  об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

    Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 НК в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

     По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

     При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 НК, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 ст.64, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

     Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

      Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.


Если  отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог  имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после  заключения договора о залоге имущества  в порядке, предусмотренном статьей 73 НК.

      Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии  оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 ст.64, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

      Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

    Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

    Действие отсрочки или рассрочки прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора.

    Действие отсрочки, рассрочки прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

      При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

       При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

     При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

   Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц.

    Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.  

2.2. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный  налоговый кредит является самой  сложной формой изменения срока  уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  при наличии соответствующих  оснований предоставляется возможность  в течении определенного срока  и в определенных пределах уменьшать  свои платежи по налогу с последующей  поэтапной уплатой суммы кредита  и начисленных процентов.  
Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в корне отличается от оснований предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.  
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований:  
проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;  
осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;  
выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.  
В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит достаточно велик и составляет от 1 года до 5 лет.  
Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ.  
Анализ положений п.6 ст.67 НК РФ позволяет сделать вывод, что также как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.
[5.С.115.]  

Пример. На предприятии был утвержден план технического перевооружения производства и было закуплено новое оборудование. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предприятия в  Минфин РФ с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита  по налогу на прибыль, поступающему в  доход федерального бюджета. Просьба  предприятия была удовлетворена  и с предприятием были заключен договор.  
     В соответствии с договором предприятие в течение двух лет уменьшало свои платежи по налогу на прибыль, поступающему в федеральный бюджет, до тех пор пока сумма, не уплаченная организацией в бюджет в результате всех таких уменьшений, не стала равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренного договором. С этого момента предприятие стало погашать образовавшуюся у него задолженность перед бюджетом, т.е. возвращать налоговый кредит и предусмотренные договором проценты.
 

Уменьшение  производится по каждому платежу  соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый  кредит, за каждый отчетный период до тех  пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной  соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором  об инвестиционном налоговом кредите.

Если  организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом  кредите, срок действия которых не истек  к моменту очередного платежа  по налогу, накопленная сумма кредита  определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого  по сроку заключения договора, а  при достижении этой накопленной  суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

   В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Информация о работе Изменение сроков уплаты налогов и сборов