Этапы становления и развития налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:23, контрольная работа

Описание

Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.

Содержание

1. Этапы становления и развития налогообложения…........2-14
2. Методы определения доходов и расходов при расчете налога на прибыль…………………………………………15-19
Задача № 1………………………………………………………20
Задача № 2………………………………………………………21
Список использованных источников………………………….22

Работа состоит из  1 файл

налоги и налогообложение переделанное.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

В период Великой Отечественной войны налоговая система видоизменилась. В 1941 г. была установлена временная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам в размере 100%, которую с января 1942 г. заменили специальным военным налогом. Военным налогом облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. В связи с ростом цен на колхозном рынке были увеличены нормы доходности и ставки сельскохозяйственного налога. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. был введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации по дифференцированным ставкам в процентах от валовой выручки, полученной от проведения платных киносеансов, цирковых представлений, спортивных состязаний. В этот период вводятся сборы с владельцев скота (в городах, рабочих, дачных и курортных поселках), за регистрацию охотничьих и промысловых собак и т.д. Проведение активных мероприятий в области налогообложения дало положительные результаты.

В годы Великой Отечественной войны объем налоговых поступлений по отношению к 1940 г. изменился. Снижение поступлений от прибыли и налога с оборота связано с резким снижением производства в легкой, пищевой промышленности и в некоторых других высокорентабельных отраслях. С целью повышения доходов бюджета государство проводило активную политику по привлечению средств населения. По сравнению с 1940 г. в 1945 г. рост денежных средств от населения составил 360%. Все эти мероприятия позволили нашей стране обеспечить финансовое сопротивление оккупантам и в конечном итоге достичь победы. Налоги в этот период чаще всего взимались не в материальной, а в натуральной форме. В 1946 г. военный налог был отменен, в послевоенный период были снижены нормы взимания сельскохозяйственного налога, для отдельных категорий плательщиков отменен налог на холостяков.

Определенные изменения налоговой  системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод  распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую — в отраслевые централизованные фонды и какую — оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носило налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов.

Переливание их через расходную  часть бюджета приводило к  их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении  максимальной прибыли отсутствовала. Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 1980—1990-х гг.

 

 Первые практические действия  по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей части населения. Правительство принимает меры по укреплению экономики страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в числе которых:

 

 ■ создание системы регулирования  рыночных отношений;

 ■ демонополизация производства  и формирование конкурентной

 среды;

 ■ эффективное преобразование  налоговой системы (она должна  быть стабильной и оптимальной,  поддерживать товаропроизводителя,  стимулировать инвестиции).

В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты  новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением  важнейшего элемента экономической  реформы в стране. Создана целостная  система налогообложения, установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним.

Налоговая система Российской Федерации  с момента ее введения и до настоящего времени прошла сложный путь становления  и развития. Изменения происходили  не только в порядке исчисления и  уплаты налогов, но и в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено 19 видов налогов. По каждому виду налога был принят соответствующий законодательный акт, налоговые органы разрабатывали инструкции, которые носили разъяснительный характер. За период действия налоговой системы в ее структуру входило в разные периоды 46 различных видов налогов и сборов. Развитие налоговой системы сопровождалось постоянными изменениями законодательства, нарушались принципы налогообложения.

Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые отношения, порядок исчисления налогов.

  С 1 января 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая позволила решить многие назревшие налоговые проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Она регулирует отношения между государством и его гражданами по вопросам взимания налогов и платежей. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, определяет виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, основные сроки установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового кодекса  Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.

 

 Наряду с работой по упорядочиванию  налоговой системы государством  проводилась налоговая политика  по снижению налогового бремени  налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.

Принятые меры в области налогообложения  явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы определения доходов и расходов при расчете налога на прибыль

Глава 25 НК РФ устанавливает 2 способа  определения доходов и расходов при расчете налога на прибыль: кассовый метод и метод начисления.

Метод начисления – это метод, при  котором доходы (расходы) признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели  место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (фактической выплаты) денежных средств  либо иной формы оплаты.

Этот метод во многом схож с действовавшим  до 1 января методом "по отгрузке", который был установлен пунктом 13 Положения о составе затрат. Если предприятие выберет этот метод, то ему придется учитывать доходы в том периоде, в котором они  имели место, независимо от того, когда фактически поступила оплата.

 Расходы также признаются  в том отчетном периоде, к  которому они относятся, независимо  от времени их фактической  оплаты. Рассмотрим, как предприятию,  использующему метод начисления, следует определять доходы и расходы в целях налогообложения.

Как определить доход  от реализации

Доходы от реализации признаются тогда, когда произошла отгрузка или  передача товара. Датой отгрузки, согласно пункту 3 статьи 271 Налогового кодекса, считается день перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. Доход от выполненных работ или оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде, в котором был подписан двусторонний акт, свидетельствующий, что работы выполнены, а услуги оказаны.

Сумму облагаемой прибыли определяют как разницу между полученными доходами и понесенными расходами. Однако в какой момент нужно учитывать доходы и расходы при расчете налога? Это зависит от того, какой метод определения доходов и расходов применяет ваша фирма: метод начисления или кассовый метод.

Доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов  и расходов в случае, когда присутствуют следующие 2 признака:

  • Доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам;
  • Связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

По доходам от реализации датой  получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных  прав).

Реализация – это переход  права собственности на товары, передача результатов выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, при применении организацией метода начисления датой признания  дохода от реализации является дата перехода права собственности на товары к покупателю, дата передачи результатов выполненных работ, оказание услуг заказчику.

Переход права собственности на результаты выполненных работ, оказанных  услуг происходит в момент приемки  заказчиком таких работ (услуг) и  подписания акта приема-передачи (ст. 720 ГК РФ).

Принципы признания расходов – установленные способы учета для целей налогообложения расходов, дата принятия которых уже наступила.

Общие принципы признания расходов при методе начисления следующие:

  1. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
  2. Принцип признания расходов исходя из условий сделок.

По сделкам с конкретными  сроками исполнения расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик вправе распределить расходы самостоятельно.

  1. Принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов.

По сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода расходы  признаются равномерно и пропорционально  доходам.

  1. Принцип пропорционального отнесения неопределенных по виду деятельности расходов.

Расходы налогоплательщика, которые  не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном  объеме всех доходов налогоплательщика.

Помимо названных принципов  установлены правила признания  расходов, которые определяют дату, начиная с которой в установленном порядке расходы могут участвовать при исчислении налоговой базы. Правила признания расходов, как и по доходам можно тоже условно разделить как общие, особые и специальные.

Кассовый метод

Кассовый метод – это метод, при котором доходы (расходы) признаются таковыми в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были фактически получены (оплачены).

Если кто-то решил, что этот метод такой же, как ранее действовавший метод "по оплате", то он ошибается. Действительно, применяя кассовый метод, предприятие учитывает доходы для целей налогообложения, как и при методе "по оплате", в том периоде, в котором они были фактически получены.

 А вот расходы в целях  налогообложения учитываются только  те, которые предприятие оплатило. При ранее действовавшем методе "по оплате" такого не было. В целях налогообложения учитывались  затраты как оплаченные, так и  неоплаченные. Предприятию лишь  нужно было в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли", корректировать неоплаченную покупателем себестоимость реализованной ему продукции.

При кассовом методе датой получения любого дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу. Поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (п. 2ст. 273 НК РФ)

Расходы при кассовом методе – это затраты после их фактической оплаты.

При этом оплатой товара (работ, услуг, и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства  налогоплательщиком-приобретателем указанных  товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Информация о работе Этапы становления и развития налогообложения