Косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Работа состоит из  1 файл

Косвенное налогообложение в РФарер.docx

— 235.03 Кб (Скачать документ)

                                                      Введение 
 
          Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

     Таким образом, налоги как экономическая  категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.

     В состав таких интересов включаются:

  • необходимость удовлетворения общественных потребностей управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
  • необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
  • долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса). 
    Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

     Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

     Во-первых, от него трудно уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических  нарушений. В-третьих, он в большей  степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для  налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем  доходов.

     Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд не решенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

       Таким образом, основой для выбора данной тематики курсовой работы послужила все возрастающая актуальность проблем, связанных с косвенным налогообложением в РФ.

       Степень разработанности проблемы. Большой  вклад в решение проблем развития налогообложения, а в частности  и формирования системы косвенных  налогов, внесли исследования таких  отечественных ученых и практиков, как Ф.Х. Банхаевой, А.В. Брызгалина, О.В. Врублевской, И.В. Караваевой, Н.С. Максимовой, Т.Г. Нестеренко, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, А.П. Починка, В.М. Пушкаревой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти, И.С. Тихоцкой, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной  и других.

Разработка  теоретических и методических проблем  формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой  для российской науки. Отдельные  вопросы, посвященные проблемам  построения структуры, определения  функций налогового механизма нашли  свое отражение в работах таких  ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.

       Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.

       Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:

     – изучить историю возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом;

     – определить место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе;

     –  исследовать проблемы косвенного налогообложения в РФ;

     –  проанализировать динамику показателей поступления НДС в бюджет;

     – провести исследование действующего механизма акцизного налогообложения;

     – проанализировать проведение налогового контроля в области косвенного налогообложения;

     – определить пути совершенствования механизма взимания НДС в России;

     – определить пути совершенствования системы акцизного налогообложения;

     – проанализировать использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике

     Объектом  исследования является Управление ФНС России по РМ.

     Предметом исследования выступает механизм взимания косвенных налогов.

     Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам косвенного налогообложения, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, регулирующие налоговые отношения, материалы периодической печати.

     В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования.

     Информационную  базу исследования составили отчетно-аналитическая  информация Управления Федеральной  налоговой службы России по РМ, статистическая отчетность Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по РМ.

     Научная новизна и наиболее значимые результаты исследования заключаются в следующем:

     - уточнено понятие косвенных налогов,  их классификация, критерии деления  налогов на прямые и косвенные,  определены принципы построения  эффективной системы косвенного  налогообложения;

     - разработан метод оценки нагрузки  косвенных налогов на хозяйствующие  субъекты, показано негативное влияние  бремени косвенных налогов на  увеличение цены реализации товаров  (работ, услуг);

     - обоснованы основные направления  совершенствования механизма взимания  НДС;

     - разработаны предложения и рекомендации  по совершенствованию управления  косвенным налогообложением

     Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что методические положения  и выводы могут быть использованы финансовыми и налоговыми органами при разработке государственной  и региональной налоговой политики. Теоретические и практические аспекты  работы могут быть использованы в  учебном процессе.

1 Теоретические  аспекты  косвенного налогообложения 

     1.1 История  возникновения  и  развития  косвенного                         налогообложения  в России  и за рубежом

     Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного  уровня или во внебюджетные фонды. Порядок  внесения и размер суммы взноса устанавливается  законодательством. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с бюджетами всех уровней. При  помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, а также  формируется хозрасчетный доход  и прибыль предприятия.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы  государства, в бюджетной системе  и внебюджетных фондах и необходимых  для осуществления собственных  функций (оборонных, социальных, природоохранных  и др.), в этом заключается их основная роль.

     Российская  система налогообложения на притяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или  иные изменения, вместе с изменениями  в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

     Налоги  возникли с появлением государства  как один из методов мобилизации  денежных средств. На ранних этапах исторического  развития они взимались с населения  и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство  покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием  товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

     По  мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах  на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены  налоги на доходы в размере одной  десятой или одной двадцатой  части доходов. Это позволяло  концентрировать и расходовать  средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов  государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов  беднякам и на другие общественные цели.

     Позже Римской, Греческой и Византийской стала складываться финансовая система  Руси. Объединение Древнерусского государства  началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны  была дань. Это был сначала нерегулярный, а позже все более систематический  прямой налог.

     Косвенное налогообложение существовало в  форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина  «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь  склады, «торговая» пошлина - за право  устраивать рынки. Пошлины «вес»  и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным  делом. Судебная пошлина «вира» взималась  за убийство, «продажа» - за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала басками - уполномоченными хана, а затем  самими русскими князьями. «Выход»  взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или  дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам, или  содержание посла Орды с огромной свитой.

     Взимание  прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов  стали пошлины.

     Уплата  «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей.

     Несколько упорядочена налоговая система  была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог - акциз на соль - вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляные бунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.

Информация о работе Косвенное налогообложение