Косвенные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Классификация налогов РФ
1.1. Принципы налогообложения……………………………………………….4
1.2. Классификация по механизму формирования…………………………….6
2. Косвенные налоги: основные виды
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………...7
2.2. Акцизы……………………………………………………………………….13
2.3. Таможенные пошлины……………………………………………………...20
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Косвенные налоги.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Классификация налогов РФ

1.1.     Принципы налогообложения……………………………………………….4

1.2.     Классификация по механизму формирования…………………………….6

2. Косвенные налоги: основные виды

2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)…………………………………...7

2.2. Акцизы……………………………………………………………………….13

2.3. Таможенные пошлины……………………………………………………...20

Список литературы………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий, современный, этап – государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Цель данной работы – рассмотреть косвенные налоги и его основные виды.


1. Классификация налогов РФ

 

1.1.           Принципы налогообложения

 

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных пла­тежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направле­нии были заменены с 1992 г. более стройной структурой россий­ского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет За­кон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система  и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к   меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным  инструментом государственной экономической  политики.[1]

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.

 

1.2. Классификация по механизму формирования

 

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами [2].

 

 


2. Косвенные налоги: основные виды

 

2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

 

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых косвенных налогов в Российской Федерации.

В Российской Федерации НДС был введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формиро­вание доходов бюджета, экономику, формирование ценовых про­порций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной эко­номической реформы, внедрением в экономику рыночных отно­шений, переходом «свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

Сегодня НДС в России является одним из основных косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет РФ в 2009 г. составили 20,8% всех поступлений налогов и сборов, включая таможенную пошлину. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога − акциза составляет всего около 3%, а удельный вес таможенных пошлин даже в условиях беспреце­дентно высокого уровня мировых цен на энергоносители и соответственно значительных ставок экспортной пошлины на основ­ные виды российского экспорта – около 22%.

В связи с произошедшим в конце 2008 г. резким падением миро­вых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании, доходов как федерального, так и консолидированного бюджета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают поступления от таможенной пошлины, а также по всем другим налогам, в том числе по налогу на прибыль, доля которого, например, в 1995 г. составляла 32%,, в то время как доля НДС в том же году равнялась чуть более 26%.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения[3].

Плательщики НДС. Плательщиками НДС являются все организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, орга­низационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, на которых в соответствию с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.

Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и (или) услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридиче­ские лица, осуществляющие эту деятельность на территории Рос­сии. Иностранные организации встают на учет в налоговые органы по месту нахождения своих постоянных представительств в Рос­сии. Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на российской территории.

При ввозе товаров на территорию России плательщиком явля­ется декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. При без­возмездной передаче товаров, работ.» (или) услуг плательщиком является сторона, их передающая.

Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются плательщиками данного налога при определенных условиях, которые будут опи­саны ниже.

Если заготовительные, оптовые, снабженческие организации (предприятия) реализацию своих товаров, работ и услуг осущест­вляют через посредников, по договорам комиссии или поручения, то плательщиками НДС являются как комиссионеры, или поверен­ные, так и комитенты, или доверители.

Вместе с тем НК РФ впервые в практике российского налогооб­ложения предусмотрел возможность освобождения как юридиче­ских, так ч физических лиц от исполнения обязанностей налогопла­тельщик. Согласно положениям НК РФ организации и индивиду­альные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реали­зации товаров, работ и (или) услуг (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн. руб. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что указанное положение не распространяется на плательщиков НДС, реализующих подакцизные товары в течение трех предшест­вующих последовательных календарных месяцев. Не применя­ется это положение и в отношении обязанностей, возникающих по уплате НДС в связи с ввозом товаров на российскую таможенную территорию.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязан­ностей налогоплательщика, должны представить соответству­ющее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, п налоговый орган по месту своего учета. К числу таких документов относятся выписки из бухгалтер­ского баланса (для организаций), из книги учета доходов и расхо­дов и хозяйственных операций (для индивидуальных предприни­мателей), из книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур. Для организации и индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложе­ния с упрощенной системы налогообложения и с единого сельско­хозяйственного налога, такими документами являются соответст­вующие выписки из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

Освобождение организаций и предпринимателей от исполне­ния обязанностей налогоплательщика производится налоговым органом на срок, равный 12 последовательным календарным меся­цам. По истечении этого срока не позднее 20-го числа следующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые были освобождены от исполнения обязанностей налогоплатель­щика, должны представить в налоговые органы письменное заяв­ление и документы, подтверждающие, что в течение срока осво­бождения сумма выручки от реализации товаров, работ и (или) услуг, без учета НДС, за каждые три последовательных календар­ных месяца в совокупности не превышала 2 млн. руб. Налоговые органы в течение 10 дней обязаны произвести проверку этих доку­ментов и вынести два последовательных решения:

Информация о работе Косвенные налоги