Мировой опыт налогообложения предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 17:31, реферат

Описание

Мировая практика налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ  МАЛОГО БИЗНЕСА 

     Мировая практика налогообложения субъектов  малого предпринимательства основывается на применении в отношении данной категории налогоплательщиков различных режимов налогообложения.

     Понятие «режим налогообложения субъектов малого предпринимательства» можно представить как особый, присущий исключительно для данной категории налогоплательщиков, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

     Фактически  режимы налогообложения субъектов  малого предпринимательства в достаточной степени различны в зависимости от страны, целей и условий в которых они применяются. Однако применяемые режимы можно условно разделить на три группы:

     1) режимы, основанные на общеустановленной системе налогообложения, но предусматривающий для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов (условно данные режимы можно обозначить как «особые режимы налогообложения»);

     2) упрощенные режимы налогообложения;

     3) режимы, построенные на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика (два последних вида режимов могут быть выделены как специальные режимы налогообложения).

     Первый  вид, в наименьшей степени выделяющий субъектов малого предпринимательства  среди остальных налогоплательщиков, как уже было сказано, основывается на общеустановленной системе налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов.

     Одним из основных налоговых стимулов способствующих развитию малых предприятий является применение в рамках общеустановленной  налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. То есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Здесь хоть и нельзя в полной мере утверждать, что данное положение направлено исключительно на малый бизнес, однако однозначно малые предприятия и индивидуальные предприниматели в большей степени выигрывают от применения прогрессивных ставок.

     Помимо  этого, как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.

               Наиболее действенной льготой, предоставляемой вновь созданным малым предприятиям являются так называемые налоговые каникулы. То есть установленный законом срок, в течение которого данная специфическая категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Данная льгота подразумевает под собой период, в течение которого субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налога на прибыль либо платят его только с какой-то определенной части прибыли. В Российской Федерации до 2001 года применялся механизм, когда прибыль малых предприятий, осуществляющих производство отдельных видов продукции, в первые два года их работы освобождалась от уплаты налога на прибыль.

     Дополнительно, в отношении временных факторов, немаловажным преимуществом для малых предприятий является используемое достаточно часто освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей.

     Кроме того, в различных странах субъектам  малого предпринимательства предоставляется право на налоговые вычеты, производимые в виде исключения из налоговой базы определенных сумм. К примеру, в Великобритании малое предприятие может уменьшать налогооблагаемый доход на 150% затрат на НИОКР. Компании, еще не получающие прибыли, могут получить у государства кредит в наличной форме, составляющий порядка 24% понесенных издержек[1].

     В налоговом законодательстве могут  быть предусмотрены и косвенные  методы стимулирования развития субъектов малого предпринимательства. Так, к примеру, законодательством о налогах и сборах может быть установлено снижение ставки налога на доходы с физических лиц и корпораций на процентные доходы от ссуд, предоставленных начинающим предприятиям и предпринимателям. Что не является непосредственной льготой для субъектов малого предпринимательства, однако в значительной степени стимулирует решение проблемы нехватки финансовых ресурсов, которая всегда остро стоит перед вновь открывшимся и развивающимся бизнесом. Кроме того, этой же цели служит и предоставляемая налоговым законодательством возможность вычитать убытки от ссуд, выделяемых начинающим предприятиям, из базы налогообложения.

     Особый  режим налогообложения субъектов  малого предпринимательства, основанный на общеустановленной системе, в большей степени, чем другие режимы, соответствует принципу нейтральности. В тоже время данный режим в меньшей степени направлен на использование совокупности различных инструментов стимулирования развития субъектов малого предпринимательства. И как следствие менее эффективен при проведении целенаправленной политики в области регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Однако  нельзя не отметить преимущества данного  режима налогообложения при достижении определенных целей, в рамках какого-либо установленного периода. Так, для увеличения числа вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства огромную роль может сыграть введение налоговых каникул, для достижения роста инвестиций в НИОКР – установление специальных налоговых скидок, и так далее.

     Второй  вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства является неким промежуточным звеном между первым и третьим. Это так называемые упрощенные режимы налогообложения. Данный вид, так же как и первый, достаточно часто основывается на общеустановленной системе налогообложения, но в соответствии с этим режимом малые предприятия и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов. А самое главное, что данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков. При чем, упрощение может быть основано и на косвенных методах определения налоговых обязательств налогоплательщика, что делает его схожим с третьим режимом.

     Применение упрощенного режима налогообложения, в большей степени подразумевает под собой не столько упрощение порядка налогообложения, сколько упрощение отчетности. Обычно, в рамках данного налогового режима субъектам малого предпринимательства предоставляется возможность максимального упрощения бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. Эта категория организаций и индивидуальных предпринимателей может быть освобождена от необходимости ведения счетов бухгалтерского учета, заполнения ведомостей, журналов-ордеров, а также от составления бухгалтерского баланса.

     Помимо  этого, упрощенный режим в ряде случаев  предусматривает более редкую, к примеру, раз в квартал, а не раз в месяц, уплату налогов, и так же как и первый режим, освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей.

     Кроме того, в рамках данного режима, субъекты малого предпринимательства могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС). Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика.

     В случае применения косвенных методов  в основном используют различные варианты упрощенного расчета базы налогообложения, отличительную особенность которых можно охарактеризовать как простота учета объекта налогообложения.

     Наиболее  привлекательным показателем в  качестве объекта налогообложения представляется валовая выручка. Расчет налоговой базы в том случае, когда объектом налогообложения являются все денежные средства, полученные налогоплательщиком от реализации продукции, основных средств, материальных активов, в значительной степени упрощен. Причем, данное упрощение способствует не только сокращению управленческих расходов налогоплательщика, но и заметно облегчает процедуру контроля со стороны налоговых органов за полнотой и правильностью исчисления данного налога. И налогоплательщику, и налоговым органам достаточно соответственно лишь учитывать или контролировать входящие обороты, а как основной показатель, объем реализации.

     При применении такого механизма определения  объекта налогообложения возникают некоторые издержки, связанные с тем, что данный налог становится налогом с оборота по реализации. То есть, фактически, не связан с реальными доходами налогоплательщика. Что в свою очередь, может привести, с одной стороны, к непосильной налоговой нагрузке, превышающей доходы субъектов малого предпринимательства, с другой стороны, к потерям бюджета, в случае, когда доходы составляют значительную часть в валовой выручке, и, соответственно, поступления от данного налогоплательщика заметно меньше, чем при общеустановленной системе.

     Отдельная группа косвенных методов основывается на применении так называемых налогов «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств[2]. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Налогам на потоки денежных средств присущи такие черты, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также легкость администрирования.

     В работе Shome P., Schutte C., «Cash-Flow Tax» выделяются три типа налогов «cash-flow» в  зависимости от базы налогообложения.

     В первом случае (R-based Corporate Cash-Flow Tax, real) базой налога является чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, то есть разница выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов.

     Второй  тип налога на потоки денежных средств (RF-based Corporate Cash-Flow Tax, real plus financial) отличается от налога на чистый поток реальных трансакций тем, что в его базу включается еще и разница между полученными займами и выплаченным долгом и разность полученных и уплаченных процентов.

     Наконец, третьим типом налога на потоки денежных средств (S-based Corporate Cash-Flow Tax) облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций.

     Простейшей  для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит налог первого типа, то есть налог на чистый поток реальных трансакций. Эта база налогообложения нейтральна в отношении инвестиционных решений и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в различных странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности.

     База  потока наличности является относительно сложной, потому что при ее исчислении заработная плата должна отделяться от прибыли, так как расходы на заработную плату разрешено вычитать из базы налога. Но она позволяет разделить налог на зарплату с налогами на доход от капитала, что является важным для определения величины социальных выплат, которая определяется на базе заработной платы.

     В основном при применении в рамках упрощенного режима налогообложения косвенных методов выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить единым налогом, а кроме того, соображениями улучшения механизма администрирования данной категории налогоплательщиков. Использование в качестве базы налогообложения потока наличности, в большей мере схоже с применением налоговой базой налога на прибыль. Использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают соображения администрирования.

     Упрощенный  режим налогообложения, в большей  мере это, как уже отмечалось, даже упрощенный режим налогообложения, учета и отчетности, направлен в первую очередь на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства. Основной целью применения данного режима в отношении субъектов малого предпринимательства является максимальное упрощение взаимоотношений названной категории налогоплательщиков с бюджетом и на этой основе создание у них заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов.

     Упрощенный  режим позволяет данной категории налогоплательщиков получать значительную экономию за счет снижения налогового бремени, и естественно за счет сокращения управленческих расходов.

     Однако  в качестве отрицательного фактора  применения упрощенного режима налогообложения  можно выделить вероятность возникновения определенных потерь бюджетов связанных с усложнением контроля за достоверностью исчисления и, как следствие, уплаты налогов.

Информация о работе Мировой опыт налогообложения предприятий малого бизнеса