Модернизация и информатизация налоговых органов Российской Федерации на современном этапе их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:02, курсовая работа

Описание

Одним из жизненно важных для любого государства направлений его деятельности является фискальная деятельность, разработка фискальной политики и ее осуществление. Любое государство функционирует по большому счету за счет налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим важнейшей задачей в данном аспекте представляется эффективная организация работы налоговых органов государства, оптимизация их деятельности и т.д. В Российской Федерации деятельность налоговых органов, постойная на принципах функционирования в условиях переходного периода развития государства уже устарела по способу организации. В связи с чем достаточно объективно возникла необходимость модернизации налоговых органов, что в современных условиях предполагает одновременную информатизацию налоговых органов. В налоговой сфере остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.
Итак, целью настоящей работы является изучение процессов модернизации и информатизации налоговых органов Российской Федерации на современном этапе их развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Модернизация налоговых органов
1.1 Основные направления модернизации налоговых органов 4
1.2 Проблемы модернизации налоговых органов 7
Глава 2. Информатизация налоговых органов
2.1 Основные направления информатизации налоговых органов 11
2.2 Несовершенство автоматизированных информационных систем налоговых органов 13
Заключение 14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 37.85 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

Глава 1. Модернизация налоговых органов               

   1.1 Основные направления модернизации налоговых органов                4

   1.2 Проблемы модернизации налоговых органов                                   7

Глава 2. Информатизация налоговых органов

 

   2.1 Основные направления информатизации налоговых органов         11

   2.2 Несовершенство автоматизированных информационных систем налоговых органов                                                                                          13

Заключение                                                                                                   14

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Одним из жизненно важных для любого государства направлений его деятельности является фискальная деятельность, разработка фискальной политики и ее осуществление. Любое государство функционирует по большому счету за счет налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим важнейшей задачей в данном аспекте представляется эффективная организация работы налоговых органов государства, оптимизация их деятельности и т.д. В Российской Федерации деятельность налоговых органов, постойная на принципах функционирования в условиях переходного периода развития государства уже устарела по способу организации. В связи с чем достаточно объективно возникла необходимость модернизации налоговых органов, что в современных условиях предполагает одновременную информатизацию налоговых органов. В налоговой сфере остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.

Итак, целью настоящей  работы является изучение процессов  модернизации и информатизации налоговых  органов Российской Федерации на современном этапе их развития.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Модернизация налоговых органов

 

1.1 Основные направления модернизации налоговых органов

 

Модернизация налоговых  органов Российской Федерации –  комплекс мероприятий, направленных на проведение как структурных преобразований налоговых органов, так и функциональных преобразований их деятельности, изменение принципов работы должностных лиц налоговых органов.

Одной из приоритетных задач  проводимой в настоящее время  модернизации налоговых органов  является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий  для исполнения налоговых обязательств.

Для повышения качества взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения  системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов  с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными. 
    Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие,  значительными трудовыми и временными затратами.

В настоящее время сделаны  серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь  это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и  консультирование налогоплательщиков.

Построение структуры  инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются  сотрудниками не только обладающими  достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с  налогоплательщиками.

Одним из основных условий  повышения качества работы с налогоплательщиками  является максимальная, вплоть до должностных  инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация  всех процессов.

При построении структуры  налоговых органов по функциональному  принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа  в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций  интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот  не только усиливает контрольную  функцию, но и позволяет в любой  момент получить информацию, где находится документ и в каком он состоянии. 
   Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации [1].

В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном  виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика  очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте  в любой день, причем не до 18.00, а  до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно  проверить с помощью специальной  программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.

Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками  является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В  настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного  вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность  не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый  орган на магнитном носителе. 
    Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.

Построение структуры  налоговых органов по единому  функциональному принципу позволяет  закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия  по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей  налоговых органов в работе с  налогоплательщиками. Важность такой  работы осознали все передовые налоговые  службы мира. Инспекции несут обязанность  по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью  выполняются требования НК РФ.

Важным условием эффективной  работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов  комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации. 
   Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

 

 

1.2 Проблемы модернизации налоговых органов

 

 Несмотря  на все положительные тенденции,  произошедшие в процессе модернизации  налоговых органов, требуется  и дальше решать задачи, связанные  с обеспечением разумного баланса  прав налогоплательщиков и полномочий  налоговых органов, а также  снижением возможности для уклонения  налогоплательщиков от уплаты  налогов. Основными проблемами, не позволяющими в полной мере достичь целей модернизации налоговых органов, являются:

1.Непостоянство нормативно  – правовой базы в области  налогообложения. Нормативно-правовая  база в области налогообложения  постоянно меняется. Это касается  не только постоянных поправок, вносимых в Налоговый Кодекс, – основной документ, регламентирующий  систему налогообложения; характерно  принятие большого количества  иных нормативных актов, касающихся  различных вопросов налогообложения.  Работникам налоговых органов  необходимо отслеживать все происходящие  в законодательстве изменения,  что осложняет их работу. Перед  налоговой службой стоит задача  своевременного реагирования на  все изменения, происходящие в  законодательстве, и одновременно  проведение работы с налогоплательщиками  по информированию о внесенных изменениях.

2. Концентрация основной  налоговой информации на уровне  налоговых инспекций. В настоящее  время информация о налоговых  операциях хранится и обрабатывается  в ИФНС, в вышестоящие органы  передаются сводные данные. Качество  информации зависит от квалификации  и добросовестности налогового  инспектора. Это приводит к неполноте  и противоречивости информации  о налогоплательщике, создаѐт основу для злоупотреблений, не позволяет вести детальный статистический анализ и оптимизировать управление налоговым администрированием на уровне РФ [2].

3. Не всегда достаточная  квалификация работников налоговых  органов, что зачастую приводит  к возникновению конфликтов между  налоговыми органами и налогоплательщиками,  поэтому требуется постоянно  повышать квалификацию инспекторов,  особенно отделов работы с  налогоплательщиками, камеральных  и выездных проверок, путем внедрения новейших, усовершенствованных информационных технологий в образовательный процесс. Отношение налогоплательщиков к своим обязанностям и налоговой структуре в целом изменится только тогда, когда они на конкретных действиях со стороны налоговых органов ощутят, что все стандарты и законы, направленные на улучшение их положения, не просто созданы, а соблюдаются, и при этом виден положительный эффект. Конечная цель повышения качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, заключается в решении простой, но очень важной задачи – переломить негативное отношение налогоплательщиков к налоговым органам и тем самым повысить их налоговую дисциплину. Руководящим принципом этого направления реформы является ориентация на то, чтобы, вступая во взаимодействие с налоговыми органами, налогоплательщик не испытывал чувства раздражения, даже если к нему применяются меры принуждения. Налогоплательщики должны рассчитывать на получение квалифицированной помощи и своевременной информации независимо от того, подают ли они свою налоговую декларацию, осуществляют ли они налоговый платеж или проходит налоговая проверка.

4. Линейно – функциональное  построение на уровне территориальных  налоговых органов имеет ряд  существенных недостатков: –  структура жѐсткая и с трудом реагирует на какие-либо изменения; – у каждого из функциональных подразделений образуются специфические цели, что затрудняет горизонтальное согласование; – строгая профессиональная специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость; – организация директивных связей по однолинейному принципу способствует возникновению конфликтных связей между отделами при решении вопросов, находящихся на пересечении функций структурных подразделений. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно – ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

5. Не в  полной мере решены вопросы  межведомственного информационного  взаимодействия налоговой службы  с органами Федерального казначейства, МВД России, таможенной службой,  службой судебных приставов, внебюджетными фондами, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Каждый субъект взаимодействия опирается в своей деятельности на свою отдельную информационную систему, функционирование которой обусловлено задачами, стоящими перед тем или иным ведомством. По мере расширения функциональности и увеличения количества информационных систем возникают проблемы, связанные с пересечением областей их применения. Такая ситуация порождает необходимость внесения, актуализации и обработки одной и той же информации различными органами, а также решения проблем дублирования и сопоставления сведений из различных систем.

6. Имеются  проблемы, связанные с обслуживанием  налогоплательщиков. В настоящее  время во всех налоговых инспекциях  для работы с налогоплательщиками  функционируют соответствующие отделы, осуществляющие прием налоговой и бухгалтерской отчѐтности, выдачу документов, сверку расчетов с бюджетом, проведение тематических семинаров. Однако требования к операционным залам (система звукового информирования; компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами в помощь налогоплательщикам; электронная система управления очередью) выполняются полностью лишь в единичных территориальных органах.

7. Несовершенство  автоматизированной информационной  системы налоговых органов (АИС  «Налог»), которое влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности [3].

Информация о работе Модернизация и информатизация налоговых органов Российской Федерации на современном этапе их развития