Налог и налогообложение в Республике Таджикистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:43, реферат

Описание

Тема реферата - "Государственная пошлина". Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе РТ, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлины придавалось немаловажное значение.

Содержание

Введение
1)Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования
2) Виды государственной пошлины
3)Льготы по уплате государственной пошлины
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат по предмету налог и налогообложение.docx

— 27.76 Кб (Скачать документ)

Министерство  финансов Республики Таджикистан

Министерство  образования Республики Таджикистан

Финансово-экономический  институт Таджикистана

 

 

 

Факультет: «Международные экономические отношения»

Кафедра: «Налог и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На  тему: «Государственная пошлина РТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3-го курса

специальности 1-25010407 «А»

Шарипов Садриддин

Принял: к.э.н., доцент Мукимов К.

 

 

 

 

 

 

 

Душанбе-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

  Введение

1)Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

2) Виды государственной  пошлины

3)Льготы по уплате государственной пошлины

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема реферата - "Государственная пошлина". Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе РТ, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Необходимо заметить, что и ранее регулированию взимания государственной пошлины придавалось немаловажное значение.

Изначально  порядок взимания государственной  пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Таким образом, исследование института государственной  пошлины представляется весьма интересным с научной точки зрения, а именно проследить эволюцию объекта исследования, заметить процесс совершенствования  механизма уплаты государственной  пошлины и ее роли в налоговой  системе страны.

Предметом курсовой работы является рассмотрение механизма нормативно-правового  регулирования института государственной  пошлины, а объектом государственная  пошлина и ее роль в налоговой системе Республики Таджикистан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Понятие государственной пошлины и принципы ее формирования

 

На сегодняшний  день государственная пошлина регулируется Законом Республики Таджикистан «О государственной пошлиной».

Согласно 1 статье закона о государственной пошлине  используется следущие понятие государственная пошлина - обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами в Республике Таджикистан. Законодательство Республики Таджикистан о государственной пошлине основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Закона, других нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, а также международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

НК РТ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная  пошлина определена законом РТ о Госпошлине, как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины  от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий.

 

2) Виды государственной пошлины

 

Виды государственной  пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к  мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд РТ и конституционные (уставные) суды субъектов РТ;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского  состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних дел  и другие уполномоченные органы  при совершении действий, связанных  с приобретением гражданства  РТ;

5) в местные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения по осуществлению местного пробирного надзора;

7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

На юридически значимые действия государство назначает  выплату, которая и называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается  при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина в РТ относится к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена.

По виду и  названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В  большинстве своем госпошлины это  регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные  и прочие виды пошлин. Расшифруем на примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина – государственный  налог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу  страны товаров. По тому, что за вид  объекта подлежит обложению, подразделяют на ввозимые или импортные, вывозимые  или экспортные и таможенные транзитного  вида пошлины. По тому, какой метод  применяется для исчисления пошлин, есть классификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфического и комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному  виду таможенная пошлина начисляется  в процентах на таможенную стоимость  товаров подлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлина  берется с учетом физических характеристик  товара: его веса или объема и  т.п. Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет  в себе два предыдущих вида таможенного  обложения. Различают еще много  подвидов пошлины относящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, и дифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этих видов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующую ту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мирового рынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутри страны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный вид таможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможенной пошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересов в сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Во многих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплаты госпошлины. Физические и юридические лица, обратившиеся в арбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины также связаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав на недвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже за информацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документами вместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязан предъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуации наблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности.

 

3) Льготы по уплате государственной пошлины

 

В соответствии с законом РТ О гос. пошлине, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах Республики Таджикистан освобождаются:

 

1) граждане - по искам о взыскании  заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим  из трудовыхправоотношений;

2) истцы - - по спорам об авторстве,  авторы- по искам, вытекающим из соавторского права, из права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, а также из других прав на интеллектуальную собственность;

3) истцы - по искам о взыскании  алиментов; 

4) истцы - по искам о возмещении  вреда, причиненного увечьем или  иным повреждением здоровья, а  также смерти кормильца; 

         5) органы  социального страхования и органы  социального обеспечения - по  регрессным искам о взыскании  с причинителя вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему, а органы социального обеспечения - также по искам о взыскании неправильно выплаченных пособий и пенсий;

         6) истцы  по искам о возмещении материального  ущерба причиненного преступлением; 

         7) физические  и юридические лица - за выдачу  им документов в связи с  уголовными делами и делами  о взыскании алиментов; 8) стороны  - с кассационных жалоб по делам  о расторжении брака; 

         9) прокурор, органы государственной власти  и иные органы - обращающиеся в  защиту государственных и общественных  интересов, в случаях, предусмотренных  законами;

         10) органы внутренних дел, выступающие в качестве истцов - по делам о взыскании расходов по розыску лиц, уклоняющих от уплаты алиментов и других платежей, а также по делам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, их розыском, а равно лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

         11) учреждения  и уголовно-исполнительные органы - по искам о возмещении дополнительных  затрат, связанных с пересечением  побега содержащихся под стражей  подозреваемых или обвиняемых, а  равно осужденных к огрничению свободы, аресту или лишению свободы их розыском, а также их лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

         12) органы  по государственным доходам и  сборам, финансовые органы, Фонд  социальной защиты населения  и органы по валютному и  экспортному контролю, выступающие  в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов,  взимании государственных кредитов  и других обязательных платежей  в бюджет и возврате их из  бюджета(в редакции Закона РТ от 22.12.2006г.№217);

         13) органы  государственной власти и иные  органы, обращающиеся в случаях,  предусмотренных законом, в защиту  государственных и обще ственных интересов, а также юридические лица и граждане, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту охраняемых законом прав и интересов других лиц - в случае удовлетворения иска;

         14) физические  и юридические лица - при подаче  в суд заявлений об отсрочке  или о рассрочке исполнения  решений, изменении способа и  порядка исполнения решений, восстановлении  пропущенных сроков, пересмотре  решения, определения или постановления  суда по вновь открывшимся  обстоятельствам, о пересмотре  заочного решения судом, вынесшим  это решение; 

         15) физические  и юридические лица - при подаче  жалоб на действия судебного  исполнителя, а также жалоб  на постановления по делам  об административных правонарушениях,  вынесенных уполномоченными на  то органами;

         16) физические  и юридические лица - при подаче  частных жалоб на определения  суда, в том числе об обеспечении  иска или о замене одного  вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

         17) граждане с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением; 18) граждане - за выдачу им засведительствования верности копий документов, необходимых для получения государственных пособий и пенсий, а также по делам опеки и усыновления (удочерения);

         19) инвалидам,  участникам Великой Отечественной  Войны и лицам, приравненным  к ним - на основании иска  о восстановлении их в правах(в редакции Закона РТ от 26.12.2005г. № 115)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  реферата о Государственной пошлине, следует обратить особое снимание на наделение отдельных государственных органов и должностных лиц дискреционными (т.е. реализуемыми по своему усмотрению) полномочиями по установлению размера государственной пошлины. Так, за составление нотариусом проекта сделки, предмет которой не подлежит оценке, взимается государственная пошлина в сумме от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. За государственную регистрацию расторжения брака по решению суда величина пошлины может составить от двух до трех минимальных размеров оплаты труда (с одного или обоих супругов).

Информация о работе Налог и налогообложение в Республике Таджикистан