Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 03:20, курсовая работа

Описание

НДС является основным налогом в производственной сфере и поэтому нам наиболее интересен. Это один из самых обсуждаемых и спорных налогов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и существует перечень льготников и товаров, освобождаемых от налога, который требует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющейся структурой производства и товарного ассортимента.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ НАДЯ на сдачу.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Тема моей курсовой работы – налог на добавленную  стоимость. Этот налог является одним из наиболее прогрессивных налогов в нашей стране. Введен в действие с 2001 года второй части Налогового кодекса в определенной степени упорядочило методы взимания налога на добавленную стоимость, являющегося самым значительным источником доходов федерального бюджета. В то же время осталось большое количество проблем, требующих незамедлительного решения.

НДС является основным налогом в производственной сфере  и поэтому нам наиболее интересен. Это один из самых обсуждаемых и спорных налогов, так как его расчет связан с исчислением налогооблагаемой базы и существует перечень льготников и товаров, освобождаемых от налога, который требует постоянного и своевременного обновления в связи с постоянно меняющейся структурой производства и товарного ассортимента. Наиважнейшим для расчета НДС является вопрос о правильном определении места реализации товаров. Определение места реализации товаров при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны в случаях, когда товары, реализуемые российскими налогоплательщиками , находятся за пределами территории РФ или когда одной из сторон контракта на поставку товара является иностранное лицо. Если в операцию вовлечены две или более страны, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым во избежание двойного налогообложения или не обложения налог на добавленную стоимость

Во избежание двойного обложения НДС или ухода от налогообложения положены три принципа.

       1. Принцип территориальности – налогом облагаются операции, совершаемые на территории данной страны.

       2. Принцип назначения – товары  пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, а налог на экспортируемые товары не взимается.

       3. Принцип происхождения – товары  облагаются налогом в той стране, где производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импорт освобожден.

Актуальность  рассматриваемого вопроса заключается в том, что, во-первых, этот налог приносит самый большой доход в бюджет РФ , а во-вторых, это один их тех налогов, вопросы налогообложения по которым, вызывают множество вопросов и дискуссий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные положения

1.1 Определение, история и предпосылки введения налога на добавленную стоимость. 

Налог на добавленную  стоимость представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства и определяемой как  разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В данном случае под добавленной стоимостью понимаются, в основном, расходы на оплату труда, соответствующие им отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов.

На законодательном  уровне произошло разделение определения  налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налог на добавленную стоимость.

Исчисляется исходя из:

       1) свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них

налога на добавленную  стоимость;

       2) государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без

включения в  них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции  топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие);

       3) государственных регулируемых розничных цен и тарифов,

включающих в  себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские  товары и услуги, оказываемые населению.

В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.

 Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы.

Налог на добавленную  стоимость был предложен в 1954 году французским экономистом М. Лоре, который описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционирующий в тот период во Франции. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения "каскадного эффекта", присущего налогу с оборота. Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость

Основными причинами  роста популярности НДС являются:

         возможность вступления в ЕЭС;

               стремление увеличить государственные доходы за счет

налогов на  потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

       НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции при помощью технических средств с определенной системы документооборота. В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.

В РФ НДС был  введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с проведением масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным

ценам на большинство  товаров и услуг.

Сегодня НДС  в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.

    1. Объекты обложения, льготы и освобождение от уплаты налогом на добавленную стоимость
 

Согласно статье 1146 налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются следующие операции:

       1) реализация товаров (работ, услуг) на территории

Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

       2) передача на территории Российской Федерации товаров

(выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на доходы  организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

       3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

       4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Реализацией товара в соответствии с этой статьей  не признается:

       5) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских

садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного  и

жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

       6) передача имущества государственных и муниципальных

предприятий, выкупаемого  в процессе приватизации;

       7) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в

систему органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

       8) передача на безвозмездной основе объектов основных

средств органам  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. деятельность на территории РФ.

Льготы по налогу на добавленную стоимость подразделяются на освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, на освобождаемые от налогообложения операции и освобождаемый от налогообложения ввоз товаров на территорию РФ.

Льготы по налогу, как правило устанавливаются  в отношении социально значимых товаров. В целях стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности товаров отечественного производства от НДС освобождаются экспортируемые товары собственного производства и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых

товаров и транзиту иностранных грузов через территорию РФ при условии предоставления в налоговые органы документов, подтверждающих реальный экспорт товаров.

В соответствии с международной практикой от НДС освобождаются:

       1) Товары, предназначенные для официального пользования

иностранных дипломатических  и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств,  включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

       2) Сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранных

гражданам и  юридическим лицам, аккредитованным  в РФ, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических ли РФ либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.

Льготы по НДС  при ввозе товаров на территорию  РФ предоставляются  только при их таможенном  оформлении. При последующей реализации этих товаров на территории РФ налог взимается  в общеустановленном порядке.

Экспортируемые  товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые  услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, перегрузке, разгрузке экспортируемых товаров по транзиту  иностранных грузов через территорию РФ освобождаются от налога на добавленную стоимость. Для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых товаров в налоговые

органы предоставляются:

       1) контракт на поставку товаров иностранной фирме;

       2) платежные документы, подтверждающие оплату  иностранным партнером  экспортируемых товаров;

       3) грузовая таможенная декларация  со штампом таможни

«выпуск разрешен», товаросопроводительные документы, подтверждающие  оплату

иностранным партнером  экспортируемых товаров.

С 2003 года в перечень операций, не облагаемых НДС добавлена реализация драгоценных металлов и драгоценных камней фондом  драгоценных металлов и драгоценных камней субъектам РФ. Льгота предоставляется в случае если драгоценные металлы реализуются предприятиями не осуществляющими их добычу и производство из лома и отходов содержащих драгоценные металлы. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налог на добавленную стоимость