Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Изучить теоретическую основу взимания налога на добавленную стоимость
2. Рассмотреть анализ практики взимания налога на добавленную стоимость 3. Выявить совершенствование исчисления налога на добавленную стоимость

Содержание

Введение …………………………………….………………….............................3
1. Теоретическая основа взимания налог на добавленную стоимость……….. 5
1.1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость …..…….….5
1.2 Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения …………………...…….……….……………………………...9
2. Анализ практики взимания налога на добавленную стоимость….……......14
2.1. Налог на добавленную стоимость как основной источник РФ ………….14
2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………………..18
2.3. Практика взимания налога на добавленную стоимость в РФ (на примере предприятия)…………………………………………………………………….22
3. Совершенствование исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость……………………………….…………………………………..…….28
4. Расчетная часть………………………..………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………………36
Библиографический список…

Работа состоит из  1 файл

нолог гоар.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

     Из  всех налогов, формирующих современные  налоговые системы развитых стран  мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран – членов ЕЭС. В настоящее время абсолютное большинство стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление .

     В Российской Федерации НДС действует  с 1 января 1992 года. Введение НДС в  нашей стране обусловлено началом  проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

       За  годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе  России и стал одним из важнейших  федеральных налогов. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным  налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете РФ поступления от  НДС уступают  только  налогу  на  прибыль и составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на  первом  месте,  превосходя  по  размеру все налоговые доходы. 

     Согласно  прогнозам, отраженным на рисунке 1, основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты  НДС – 35 %,  таможенных пошлин - 33,4 %, НДПИ – 11,5 %, налога на прибыль организаций – 7,3 % , акцизов – 2,0 % .

Рис.1  Поступление доходов в  Федеральный бюджет в 2011 году

     По  данным официального сайта Министерства финансов Российской Федерации прогнозируется, что доходы от поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах будут увеличиваться.

     Рисунок 2 демонстрирует, что по сравнению  с 2009 годом в 2010 году доходы от уплаты НДС увеличились на 152 200 млн. руб. или на 13%.

     Рис. 2 Динамика доходов Федерального бюджета: Налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги), реализуемые на территории Российской Федерации по состоянию на 01.03.2011 года

     В свою очередь, доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2011 год прогнозируются в сумме 1 534 743,4 млн. рублей (3,05% к ВВП). Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2010 год.

     Суммы начисленного налога на добавленную  стоимость и налоговых вычетов, за исключением вычетов по ввозимым товарам и реализации товаров  на экспорт, на 2011 год прогнозируются в размере 21 566 492,0 млн. рублей (42,80% к ВВП) и 17 883 056,1 млн. рублей (35,49% к ВВП) соответственно. При определении начисленного налога и налоговых вычетов в процентах к ВВП учтены сложившиеся доли налога и вычетов по оценке налоговой базы за 2010 год.

     Налоговые вычеты по ввозимым товарам и реализации товаров на экспорт, учитываемые в общей сумме вычетов, рассчитывались следующим образом:

- вычеты, предъявляемые по ввозимым товарам,  определены в сумме 1 060 381,3 млн.  рублей исходя из прогнозируемого  поступления налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, в сумме 1 300 762,2 млн. рублей и доли (81,52%), сложившейся по оценке налоговой базы за 2010 год по предъявляемым к вычету суммам налога по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации;

- налог,  уплаченный поставщиками материальных  ресурсов, используемых при производстве  экспортной продукции, определен  в сумме 950 827,5 млн. рублей на  основе объемов экспорта, прогнозируемого  курса доллара США по отношению  к рублю, а также доли сумм  материальных ресурсов, используемых при производстве экспортной продукции, в размере 43,6 процента, сложившейся по оценке налоговой базы за 2010 год.

     Таким образом, с учетом начисленного налога (21 566 492,0 млн. рублей или 42,80% к ВВП), общей  суммы налоговых вычетов (19 894 264,8 млн. рублей или 39,48% к ВВП), уровня собираемости (91,3%), сложившегося в 2008 году, расчетная сумма налога на добавленную стоимость определена в размере 1 526 743,4 млн. рублей.

     Прогнозируемое  на 2011 год возмещение налога на добавленную стоимость при выполнении соглашений о разделе продукции снизит планируемое поступление налога на 16 000,0 млн. рублей. В то же время дополнительные поступления, связанные с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, увеличат поступление налога на 24 000,0 млн. рублей.

     Поступление налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в  федеральный бюджет на 2011 год превысят сумму налога по уточненной оценке за 2010 год на 294 703,4 млн. рублей или на 23,8 %.

     При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 342 850,9 млн. рублей, снижения объемов возмещения налога – на 122 488,0 млн. рублей, дополнительных поступлений, связанных с погашением задолженности по налогу за прошлые периоды, – на 24 000,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 164 007,8 млн. рублей, объема экспорта - на 24 431,6 млн. рублей, курса доллара США по отношению к рублю – на 6 196,1 млн. рублей.

     Поступление налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в  федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 1 729 716,9 млн. рублей (3,09% к  ВВП), что на 194 973,5 млн. рублей или на 12,7% больше суммы, планируемой на 2011 год. При этом доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 359 356,7 млн. рублей в связи с ростом ВВП. На снижение поступление налога окажет влияние увеличение объема импорта и экспорта (на 101 428,4 млн. рублей и на 50 988,5 млн. рублей соответственно), а также повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 11 966,3 млн. рублей).

     Поступление налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в размере 1 928 353,1 млн. рублей (3,11% к ВВП), что на 198 636,2 млн. рублей или на 11,5% больше суммы, планируемой на 2012 год. При этом в результате роста ВВП доходы федерального бюджета от уплаты налога увеличатся на 380 982,0 млн. рублей. В то же время увеличение объема импорта приведет к снижению доходов на 117 064,3 млн. рублей, объема экспорта – на 45 791,3 млн. рублей, прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 19 490,2 млн. рублей. 

  1. Анализ  практики взимания налога на добавленную стоимость.
 

     2.1. Налог на добавленную стоимость как основной источник РФ 

        Налог на добавленную стоимость охватывает все отрасли материального производства, в которых производятся и реализуются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, выполненные работы и платные услуги.

        В настоящее время  процесс налогообложения НДС  регулируется главой 21 части второй Налогового Кодекса РФ.

     Первый  элемент любого налога, в том числе и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Оно обозначает налогового субъекта, под контролем которого находятся все экономические объекты - товары, услуги, подлежащие обложению этим налогом. Только этот субъект несет ответственность перед налоговыми органами, ведет соответствующий бухгалтерский учет. Статья 143 Налогового Кодекса РФ определяет круг лиц, которые являются плательщиками НДС. В качестве таковых названы:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

   Все налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановки на учет в  налоговом органе по месту  нахождения организации, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

     Налогоплательщики, как организации, так и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Налоговое освобождение можно получить в случае, если в течение трех предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), не превысила совокупности два миллиона рублей (без учета НДС и налога с продаж).

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (работ,  услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией .

  Для понимания сути объекта обложения  НДС необходимо установить, что подразумевается  под реализацией товаров, работ, услуг. Исходя из положений налогового законодательства реализацией товаров, работ или услуг организацией или предприятием является соответственно передача на возмездной основе (в том числе товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, - и на безвозмездной основе. При этом товаром считается предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро- и теплоэнергия, газ, вода.

       К работам как объектам обложения НДС относятся: объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

       Услуги  в качестве объекта обложения НДС - это выручка от оказания любых платных услуг, кроме сдачи земли в аренду (транспортные услуги, погрузка и хранение товаров, посреднические услуги, а также услуги, связанные с поставкой товаров, услуги связи, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, физкультура и спорт, реклама, услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости, в том числе по лизингу, и т. д.).

     По  общему правилу налоговая база по НДС - это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя из стоимости товаров (работ, услуг). Для некоторых операций Налоговый кодекс РФ установил особый порядок определения налоговой базы.

       В соответствии с принятым в Российской Федерации налоговым законодательством обложение НДС производится по основным налоговым ставкам:  нулевая ставка НДС, 10%.-ная, 18%-ная.

    Налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы специальных документов; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; работ (услуг), выполняемых непосредственно в космическом пространстве и др.

     Нулевая ставка НДС означает освобождение от уплаты НДС с правом вычета (возмещения) налога, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работ, услугам), использованным при производстве и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость