Современная налогово-бюджетная политика в странах с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:23, реферат

Описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

-рассмотреть фискальную политику в странах с рыночной экономикой (Великобритания).

Содержание

Введение 2

1.Налогово-бюджетная политика, ее сущность, цели и виды. 4

2. Налоговобюджетная политика в странах с рыночной экономикой. 15

Заключение 25

Список литературы 26

Интернет-ресурсы 26

Работа состоит из  1 файл

Налогово.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра экономики 

Специальность    «Финансы и кредит»

Форма обучения     очно-заочная 

Реферат

по  учебной дисциплине

«Экономическая теория»

на  тему: «Современная налогово-бюджетная политика в странах с рыночной экономикой» 
 

Группа / курс  2 курс Ф и К в/о 

Студентка      _______________  Сажнева  А.С.   

Преподаватель ________________            Старополв В А.    

                                                        

Оценка   _______________ 
 

2010

Оглавление

Введение                                                                                                                2

1.Налогово-бюджетная  политика, ее сущность, цели и виды.                         4

2. Налоговобюджетная политика в странах с рыночной экономикой.       15

Заключение                                                                                                         25

Список  литературы                                                                                          26

Интернет-ресурсы                                                                                            26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Данная  тема очень актуальна сегодня, так  как наша экономика, бюджет и налоговая  сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.

Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как правило, раз в год, во время утверждения  проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Финансирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Ныне  экономисты различных школ безоговорочно  признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Цель  данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть  цели и направления фискальной  политики;

- рассмотреть  инструменты, с помощью которых  осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть  виды фискальной политики;

- проанализировать  эффективность фискальной политики;

-рассмотреть  фискальную политику в странах с рыночной экономикой (Великобритания). 
 
 
 
 
 
 
 

1.Налогово-бюджетная политика, ее сущность, цели и виды.

   Налогово-бюджетная (фискальная) политика- система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

   Выделяют  следующие цели фискальной политики:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

   Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

   Дискреционная фискальная - преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВВП при полной занятости и стимулировать экономический рост.1

   Основными инструментами дискреционной политики выступают:

   а) изменения ставок налогообложения;

   б) проекты общественных работ;

  в)  трудоустройство населения.

   Это активная налогово-бюджетная политика государства.

   Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

   1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.

   2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

   Недискреционная     (автоматическая)     фискальная политика2 – увеличение (сокращение) чистого объема налоговых поступлений, возникающее при ВВП и способствующее стабилизации экономики.

   Она не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

   Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс.

Существует огромная разница между теорией фискальной политики и её прнактическим применением. Поэтому необходимо рассмотреть специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики.

Временные проблемы.

  1. Разрыв восприятия.

 Под  разрывом восприятия подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем  моментом, когда происходит осознание  этих явлений. Исключительно трудно  точно предсказать будущий характер  экономический характер экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих показателей, дают представление о направлении развития экономики. порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

  1. Административный разрыв.

 Обычно  значительный промежуток времени  отделяет момент, когда происходит  понимание необходимости фискальных  мер, от того момента, когда  эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономической ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.

  1. Функциональный разрыв.

 Кроме  того, существуют также разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов.

Из-за проблем  подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени  ориентируется на изменение налогов.

Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую расходы правительства превосходят его доходы за данный год.

Первичный дефицит3 – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного дефицита.

Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит4 - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит – это разница между  фактическим и структурным дефицитом  государственного бюджета 

Концепции регулирования бюджета

  1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования.
  2. Займы (внутренние и/или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита

    В определенном смысле можно сказать, что бюджетный  дефицит покрывается только за счет займов, потому что и в первом из указанных случаев мы видим  заимствование казначейства (Министерства финансов) у Центрального банка страны. Ведь прибегать к печатанию новых денег для правительства многих стран оказывается невозможным. Так, в США по закону запрещено финансировать дефицит государственного бюджета печатанием новых банкнот. Поэтому увеличение денежной массы в случае заимствования у Центрального банка происходит иным путем. Рассмотрим его подробнее.

    Итак, Министерство финансов берет в долг некоторую сумму у Центрального банка, продавая ему государственные  ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Последнее тратит эти средства, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таком образом, увеличиваются их резервы и банки расширяют выдачу ссуд.5

    Следовательно, растет денежная масса. Рост денежной массы происходит за счет роста чекового обращения. Налицо – эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающимся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным.

Информация о работе Современная налогово-бюджетная политика в странах с рыночной экономикой