Матрица видов инновационных производств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание

Рассмотрим виды деятельности по рекомбинации существующих ресурсов, направленной на создание новых наукоемких продуктов, высокой технологии и организации.

Работа состоит из  1 файл

Матрица видов инновационных производств.docx

— 117.87 Кб (Скачать документ)

     Матрица видов инновационных  производств

     Рассмотрим  виды деятельности по рекомбинации существующих ресурсов, направленной на создание новых  наукоемких продуктов, высокой технологии и организации.

     Объем мирового рынка наукоемкой продукции  сегодня составляет 2,3 трлн дол., причем доля России в этом объеме всего  около 0,3%. В будущем, примерно через 15 лет, рынок наукоемкой продукции  может возрасти до 4 трлн дол. Как  показывает анализ мирового рынка, выпуск наукоемкой продукции обеспечивают всего около 50 макротехнологий. Они  представляют собой совокупность научных  знаний и производственно-технологических  возможностей для поставки на мировой  рынок самолетов, реакторов, новых  материалов, морских судов, компьютерных программ и др. Причем семь наиболее развитых экономических стран, обладая  примерно 46 макротехнологиями, удерживают 80% мирового рынка.

     Для характеристики инновационной деятельности используем матрицу видов инновационных  производств и сервиса. 

      

       

     Представленная  матрица (2х2) позволяет с помощью  показателей экономического роста  бизнеса (горизонтальная координата) и  уровня инноваций (вертикальная координата) классифицировать основные виды инновационных  производств и оценить стратегические решения проблем этих видов производств (см. также модуль «Управление инновациями»).

     Прогнозы  некоторых отечественных ученых свидетельствуют о необходимости  делать ставку прежде всего на научно-промышленный потенциал оборонного комплекса. По этим прогнозам, Россия уже в начале XXI в. способна претендовать на 10—15% мирового рынка наукоемкой продукции, что  может приносить ей доход до 180 млрд дол. в год. При этом может  быть обеспечен приблизительно трехкратный  рост объема валового внутреннего продукта на душу населения. Одновременно возрастет  спрос на науку, высшее образование  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Различия  между производством  и сферой услуг

     К категории производства относятся  все виды деятельности по созданию материального продукта. К категории  услуг относятся:

     • торговля,

     • культура,

     • здравоохранение,

     • образование,

     • бытовые услуги,

     • деловые услуги,

     • финансовые услуги,                                   

     • административные услуги,

     • другие.

     Многие  виды работ на большинстве предприятий  относятся к сфере обслуживания производства и прямо зависят  от него. Если производственный сектор имеет тенденцию к сокращению, то связанная с производством  сфера услуг (например, технический  сервис, обеспечение безопасности, финансовые услуги и др.) тоже уменьшится.

     Производство  предпологает создание товара, имеющего материальную форму, а услуга – это  действие.

     Естественно, что системы по предоставлению услуг  и производству товаров принципиально  различны. Но они имеют много общего: каждая из них требует планирования действий, стимулирования персонала, управления ресурсами, эксплуатации оборудования, обеспечения стандартов качества, прежде всего удовлетворения потребностей заказчиков.

     Таблица

     Основные  различия между производством и  сферой услуг

     

     Производство  и обслуживание часто совпадают  в том, что сделано, но различаются  в том, как это сделано (таблица).

     В действительности большинство производственных и сервисных систем представляет собой смешанные типы. Например, обслуживание и ремонт техники и  оборудования — это услуги, которые  предоставляет практически каждая производственная организация. Одновременно большинство предприятий сферы  обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги.

     Развитие  сектора обслуживания и сектора  производства важно для экономики  России. В настоящее время темпы  роста сектора обслуживания во много  раз опережают темпы роста  производства.

     В результате рационализации (реструктуризации) промышленности неизбежно должно высвобождаться большое количество рабочей силы, для которой нужно срочно создавать  новые рабочие места. Мировая  практика показывает, что альтернативу занятости в промышленности составляет сфера услуг. Гостиницы, рестораны, розничная торговля способны «вобрать»  людей с минимальными навыками. В  то же время для России очень важно  развивать те отрасли (услуги), в  которых может использоваться высокая  профессиональная квалификация.

     Процесс перетока трудовых ресурсов уже начался, но этот ручеек для России ничтожно мал.

     Сектор  производства важен тем, что он обеспечивает производство предметов потребления  и значительную часть экспорта России.

     Сохраняющийся зарубежный спрос на продукцию энергетического  комплекса и базовых отраслей России позволяет поддерживать соответствующие  предприятия. Осенью 1996 г. экспортировалось 25% добываемого газа и круглого леса, 30% пиломатериалов, 40% нефти и аммиака, 50% синтетического каучука, свыше 60% проката  черных металлов, 80% минеральных удобрений  и целлюлозы, 70—90% цветных металлов. Экспорт данной продукции помог  компенсировать низкий внутренний спрос, сохранить рабочие места, а также  высокое потребление энергоресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выбор и оценка альтернатив

     Теория  решения представляет собой общий  подход к процессу принятия решения. Она применима к широкому диапазону  решений в сфере управления производством, среди них: планирование объема производственных мощностей, разработка изделия или  услуги, выбор оборудования, размещение производства (см. 3.5).

     Используя такой подход, лицо, принимающее  решение (ЛПР), должно:                                          

     1) определить возможные будущие  объективные условия (например: спрос  будет низкий, средний или высокий;  число подписанных контрактов  будет I, 2 или 3; представит или  не представит конкурент новое  изделие);

     2) разработать список возможных  альтернатив, одна из которых  — ничего не предпринимать,  выжидать;

     3) определить или приблизительно  оценить окупаемость для всех  альтернатив при каждом из  возможных будущих условий;

     4) если возможно, оценить вероятность  каждого возможного будущего  условия;

     5) оценить альтернативы согласно  выбранному критерию решения  (например, возможная максимальная  прибыль) и выбрать лучшую из  них.  

     Информация  для решения часто представляется в виде таблицы, которая показывает предполагаемую окупаемость для  каждой альтернативы при возможных  разных условиях. Это облегчает сравнение  и выбор альтернатив.

     Планирование  производственных мощностей

     Возможный будущий спрос, или значения окупаемости, показан в табл. 3.3 как величина предполагаемого будущего дохода минус  затраты. Что позволяет привести все альтернативы к сопоставимой основ.

     Таблица 1.1

     Оценка  альтернатив по величине будущего спроса

     

     Если  имеется малая производственная мощность, то прибыль будет одинаковой для всех трех возможных условий.

     При альтернативе — наличие средней  производственной мощности при низком спросе — предприятие будет иметь  прибыль в 70 тыс. руб., в то время  как при среднем и высоком  уровне спроса — 120 тыс. руб.

     При альтернативе — наличие крупных  производственных мощностей — предприятие  будет иметь убытки 40 тыс. руб., если спрос низкий, прибыль 20 тыс. руб. —  при среднем спросе и 160 тыс. руб., если спрос высокий.

     Для производственного менеджера проблема будет состоять в том, чтобы выбрать  одну из альтернатив, принимая во внимание прибыль.

     Оценка  альтернатив различается в зависимости  от степени определенности, связанной  с возможными будущими условиями. Здесь  опять имеются три варианта: определенность, риск и неопределенность. 

Информация о работе Матрица видов инновационных производств