Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:05, реферат
Основные понятие управление персоналом. Теории руководства.
Теория «X», во многом отражая основные воззрения У. Тейлора на работника, исходит из того, что:
- средний человек ленив и стремится избегать работы;
- работники не очень честолюбивы, боятся ответственности
и хотят, чтобы ими руководили;
- для достижения целей предприятия надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении;
- строгое руководство и контроль являются главными методами управления;
- в поведении работников доминирует стремление к безопасности.
На этих постулатах о человеке как плохом, недобросовестном и безынициативном работнике следует, согласно данной теории, строить управление организацией. В деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страхе наказания.
Теория «У», являющаяся дополнением теории «X», в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась в 60-х годах, хотя ее идеи развиваются примерно с 30-х годов. Данная теория строится на противоположных теории «X» принципах и включает следующие постулаты:
- нежелание работать — это не врожденное качество работника, а следствие плохих условий труда, которые подавляют прирожденную любовь к труду;
- при благоприятном, успешном прошлом опыте работники стремятся брать на себя ответственность;
- лучшие средства осуществления целей организации — вознаграждение и личностное развитие;
- при наличии соответствующих условий сотрудники усваивают цели организации, формируют в себе такие качества, как самодисциплина и самоконтроль;
- трудовой потенциал работников выше, чем принято считать. В современном производстве, их созидательные возможности используются лишь частично.
Главный практический вывод теории «У» таков: необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.
Согласно рекомендации Макгрегора, «XУ—теорию» необходимо использовать, учитывая конкретное состояние уровня сознания и мотивации работников. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «У», или от состояния «экономического человека» к «человеку социальному». В целом во взглядах современных специалистов и менеджеров на работника преобладают установки теории «У».
Эти важнейшие положения (постулаты), подтвержденные! эмпирическим опытом, полезно учитывать в практической работе по мотивации персонала.
Главная отличительная черта теории «Z» — обоснование коллективистских принципов мотивации. Согласно этой теории, мотивация работников должна исходить из ценностей «производственного клана», т.е. предприятия как одной большой семьи, одного рода. Эти ценности требуют развития у сотрудников — с помощью соответствующей организации и стимулирования — отношений доверия, солидарности, преданности коллективу и общим целям, удовлетворенности трудом и пребыванием на предприятии (в корпорации), производительности труда.
Главным мотиватором поведения работников выступает построенная по клановому принципу корпорация. Признаками такого рода корпорации являются: пожизненный наем, создающий твердые гарантии занятости и сопричастности к общей судьбе организации; медленное продвижение по службе; универсальный характер квалификации, широкие коммуникации; коллективный, основывающийся на согласованиях, метод принятия решений и групповая ответственность; широкая свобода действий и нечетко выраженный механизм контроля; постоянная забота о социальных и экономических потребностях работников; регулярное присутствие руководства на производстве; доверительное, товарищеское общение руководителей с подчиненными; гласность; эгалитаризм, сглаженность ранговых различий; систематическое культивирование здоровой социальной обстановки, корпоративных ценностей и преданности организации.
Таким образом, теория уделяет главное внимание коллективной мотивации и раскрепощению инициативы работника. Некоторые авторы утверждают, что эта теория заимствует опыт мотивации первоначально американской, а затем транснациональной корпорации «IBM» Однако при всей близости теории «Z» принципам мотивации «IBM» ее отличают: несравненно больший акцент на коллективном побуждении к труду, отказ от принципов индивидуализма, использование патриархальных традиций и ценностей. Относительная самостоятельность и оригинальность теории «Z» никак не отрицает значимости опыта «IBM» для теории и практики мотивации.
В целом же теории мотивации, дающие общую
картину человека-работника, при их творческом
использовании служат важным ориентиром
практической деятельности в области
мотивации труда. Более детальные, углубленные
гипотезы и выводы о структуре и соотношении
индивидуальных мотивов, их зависимости
от ситуации содержат внутриличностные
и процессуальные теории мотивации.
3.Охарактеризуйте теорию черт характера индивида Эдвина Гиззели.
Попытки определить особый
Шкала наиболее важных характеристик руководителя по Гизелли:
|
Буквами и цифрами обозначено следующее:
А - профессиональные навыки; Р - персональные характеристики;
М - мотивирующие факторы; 100 - очень важная характеристика;
0 - не
играет никакой роли в
Теория черт характера Гизелли позволяет
определить какими физическими чертами
должен обладать лидер чтобы полностью
отразить текущую ситуацию. Отличительной
чертой лидера является развитие умственных
способности руководства. Исследование
позволило сделать вывод, что прорицатель
психологически отдаленный от подчиненных
руководителей имеет большие шансы на
успех чем его противоположность.
4. Адаптивная теория руководства Роберта Хауса.
Ситуационная модель лидерства “путь -цель” была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, “увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде”. Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2. Оказание
поддержки, наставничество и
3. Направление
усилий подчиненных на
4. Создание
у подчиненных таких
5. Удовлетворение
потребностей подчиненных,
Поначалу Хаус в своей модели
рассматривал два стиля
5. Теория научения поведению Роберта Блейка и Джейна Моутона.
Классическим примером
Стиль руководства, ориентированный на задачу, относится к модификациям авторитарного стиля и характеризуется концентрацией внимания руководителя на организационных задачах и, как следствие, ослаблением внимания к людям. Согласно Ф. Бизани этот тот стиль предполагает, что руководитель:
- порицает, ругает за плохую работу;
- побуждает
медленно работающих
работать быстрее;
- обращает
особое внимание на количество
труда, чтобы максимально
- следит
за полным использованием
- побуждает сотрудников , с помощью давления и манипулирования к большему напряжению сил;
- требует от слабых сотрудников выжать из себя максимум.