Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение имеющихся зарубежных систем управления качеством, в частности в отдельно выбранном государстве – Японии.
Задачами является рассмотрение международных организаций по стандартизации в области управления качеством, принципов и моделей системы качества в Японии.
К прочим причинам отказов относят недостатки в хранении материалов и компонентов, ошибки при испытаниях на надежность и др.
Большое значение в обеспечении надежности придается взаимодействию производителя готовых изделий и поставщиком электронных компонентов. Прежде всего надо отметить, что в Японии существует порядок одобрения фирмой-изготовителем практически всех изменений в производственном процессе фирмой-поставщика, так как считается, что такая система не должна ограничивать самостоятельность деятельности поставщика, поэтому одобрению подлежат, в основном, те нововведения, которые по оценке фирмы-потребителя в наибольшей степени могут повлиять на качество конечной продукции. Наряду с этим принято правило об обмене информацией между фирмами-изготовителями электронных компонентов о доле дефектных изделий в партиях. На основании анализа таких данных разрабатываются межфирменные стандарты, которые устанавливаю предельную долю дефектных изделий в партии. Партия компонентов, отвечающая требованиям таких стандартов, принимается, а та партия, в которой уровень дефектов превышает стандартный предел ,подлежит доработке, чем обеспечивается надежная преграда появлению дефекта в готовом изделии.
Еще одно мероприятие в обеспечении надежности изделий- система инспектирования фирмой-изготовителем готовой продукции технологического процесса производства электронных компонентов фирмой-поставщика. Для этой цели создаются группы специалистов, которые направляются на заводы, где осуществляют систематический, несколько раз в год, надзор за всеми стадиями технологического процесса, принимают меры по устранению различного рода нарушений и неисправностей, а по результатам работы составляют контрольные карты, подтверждающие способности технологического процесса обеспечить стабильный уровень качества компонентов. Система инспектирования с признанием высокого качества продукции фирмы поставщика повышает ее престиж, что, в свою очередь, заставляет ее постоянно заботиться об обеспечении надежности изделий.
Для того чтобы выявлять причины дефектов используется такая мера, как хранение выборки компонентов от каждой партии. Изготовителю компонентов вменяется в обязанность хранить некоторое количество компонентов сгруппированных по видам и партиям в течение определенного срока, благодаря чему облегчается исследование и анализ причин отказов и принятия необходимых мер.
На основе претензий по качеству компонентов используется система штрафных оценок. Это дает возможность ранжировать изготовителей электронных компонентов по качеству их товаров, регулировать закупки.
В результате использования всех мероприятий по обеспечению надежности нередко наблюдаются образование группировок и фирм-субпоставщиков и фирм-изготовителей готовой продукции. Но и в этом есть своя положительная сторона, так как, преследуя все ту же цель – обеспечение надежности изделий, фирма-изготовитель отказывает в ряде случаев финансовую помощь субпоставщику для совершенствования технологии производства и повышения качества электронных компонентов.
Надо отметить, что японские специалисты вовсе не считают, что сплошной контроль качества электронных компонентов сразу обеспечивает успех. Для этого необходимо прежде всего понимание со стороны изготовителей, насколько важна им эта мера, какую пользу она принесет фирме.
Для успешной работы центр должен иметь достаточную номенклатуру испытательного оборудования с учетом вида производимой продукции. Так, «Табаи-Еспек» предлагает для завода, производящего телевизоры, комплект испытательного оборудования, включающий термокамеру, камеру с переменной температурой, влажностью и давлением; установку для испытания на виброустойчивость; установку для испытания на удар; устройство для испытания на воздействие газов; установку для испытания на воздействие центробежных ускорений; камеру для испытания на воздействие песка и пыли; устройство для испытаний на тепловой удар или воздействие низкой и высокой температур; камеру для комплексных испытаний на воздействие окружающей среды; камеру для комплексных испытаний на воздействие солнечного излучения.
Один центр может обслуживать – завода. Для эффективности испытаний центр должен иметь стандартную схему последовательности испытаний; необходима также разработка специальных программ и методов испытаний. Обслуживать центры должны по технике обеспечения надежности.
Как правило, последовательность, условия и методы испытаний должны соответствовать стандартам МЭК или национальным стандартам. Однако японские специалисты считают , что если даже при испытаниях на соответствие стандарту получились хорошие результаты, это не всегда означает, что надежность изделий обеспечена; необходимо кроме учета требований национальных и международных стандартов, проводить испытания в таких условиях, которые соответствуют уровню требований потребителей.
По мнению японских специалистов, если качество в основном создается в технологическом процессе, то и в системе контроля качества центр испытаний является «скрытым помощником», который анализирует методы обеспечения качества в технологическом процессе, а полученную информацию с четкими выводами передает на стадию производства.
По данным фирм «Табаи-Еспек» при отсутствии на заводе центра испытаний количество дефектных изделий достигнет 30%, а внедрение на предприятии испытательного оборудования приводит к снижению этих потерь до 10%, что означает получения большего количества качественных изделий из того же количества исходных материалов.
Большое значение придается роли центра при разработке нового изделия, так как считается, что трудно разработать изделие высокого качества с низкой себестоимостью без контроля качества на стадии планирования.
Японская система управления качеством на производства ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее:
- принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
- создавать условия для появления дефектов;
- передавать дефектную продукцию на следующей операции;
- вносить изменения в технологию;
- повторять ошибки.
Заключение.
Успех японской экономики привлек к себе внимание исследователей-экономистов всего мира, особый интерес представляли механизмы, с помощью которых Япония за достаточно короткий промежуток времени смогла превратится в высокоразвитую индустриальную державу. Среди основных причин «японского экономического чуда» выделяют несколько. Во-первых, огромную роль сыграл внешний фактор, в в послевоенный период Япония находилась под оккупационным режимом со стороны США, и испытывала сильное давление, как со стороны правительства США, так и со стороны американской промышленности; в период с конца 60-х по 70-е годы Япония получила от США огромные займы, таким образом, американское правительство старалось использовать Японию как важный стратегический и военно-сырьевой фактор в войне против Вьетнама. Во-вторых, - это человеческий фактор, Япония располагала большим количеством квалифицированной и дешевой рабочей силой. В-третьих, высокая производительность труда, с 1970-1975 гг. она возросла в 7,2 раза (в США только в 2 раза). В-четвертых, огромную роль сыграло государственное регулирование и планирование экономики. В-пятых, развитие научно-технического потенциала и внедрение новых технологий в производство. Однако среди этих причин исследователи выделили еще один фактор, сыгравший далеко не последнюю роль в развитии Японии – это японская система управления качеством.
Надо отметить, что в современный период развития международного сотрудничества происходит интеграционализация культуры менеджмента, что в свою очередь дает возможность для изучения и применения управленческого опыта лидеров мировой экономики.
Выводы, которые можно сделать, рассматривая японскую систему управления, таковы:
- люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;
- основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;
- когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.
Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским бизнесменам и экономистам глубже разобраться в проблемах экономики страны, даст возможность внедрения некоторых принципов японской модели управления на российских предприятиях, что в свою очередь сделает возможным совершенствование производства. Тем более, что предприятия работающие «по - японски» уже созданы в США, Великобритании, Малайзии, Тайланде и многих других странах.
28
Информация о работе Зарубежный опыт управления качеством (Япония)