Характеристика Северного экономического района Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:06, курсовая работа

Описание

Экономико-географическая характеристика Северного экономического района Российской Федерации.
Характеристика транспортной сети Северного экономического района. Северная железная дорога.
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящих в район тяготения.

Работа состоит из  1 файл

ЭГТ.Северный р-н, Северная жд. КУРСОВАЯ.doc

— 331.00 Кб (Скачать документ)

Северная железная дорога в последние годы переводит  на электротягу ежегодно в среднем  около 100 км пути. Предполагается, что затраты на электрификацию участка окупятся в течение 3-х лет. Электрическая тяга является высокоэффективной технологией. На электрифицированных участках себестоимость грузовых перевозок ниже на 60 процентов, а пассажирских - на 33, сравнительно с использованием поездов на тепловой тяге. Ввод в эксплуатацию нового электрифицированного участка позволит технологически более продуктивно организовать взаимосвязанную работу на направлении Вологда-Коноша-Обозерская протяженностью около 600 км, по которому осуществляются транспортные связи регионов России с Архангельским портом, а также Архангельской области и Республики Коми с Карелией и Мурманской областью.

    Северная железная дорога осуществляет перевозки во взаимодействии с крупнейшими грузообразующими предприятиями региона. В их число уже многие годы входят такие гиганты, как ОАО «Воркутауголь», «Интауголь», «Северсталь», «Аммофос», «Череповецкий Азот», компании нефтегазового комплекса «Славнефть», «Роснефть-Архангельскнефтепродукт», «Лукойл-Севернефтепродукт», «Севергазпром», ЗАО «Коми Алюминий», Котласский (крупнейший в Российской Федерации) и Архангельский целлюлозно-бумажные комбинаты, ОАО «Монди  Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» и другие. Значительный объем перевозок (до 35%) приходится на компании малого и среднего бизнеса.

Из района по Северной железной дороге вывозится продукция черной металлургии в Северо-Западный район; апатитовый концентрат в Северо-Западный и Центральный районы; уголь с преобладанием связей с Центральным и Центрально-Черноземным районами; глинозем на алюминиевые заводы Восточно-Сибирского района.

В качестве наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам можно выделить следующие:

-по углю: Республика  Коми отправляет печорский уголь  на Череповецкий металлургический комбинат (Вологодская область)- 7 млн.т. и на электростанции Архангельской области- 2,4 млн.т.

-по лесным  грузам: заготовители древесины  Архангельской области поставляют  сырье на ее лесоперерабатывающие  предприятия- 2,7 млн.т.

 Участки,  по которым осуществляются внутрирайонные связи:

Вологда (Вологодская  обл.) – Череповец (Вологодская обл.),

Коноша (Архангельская  обл.) – Вологда (Вологодская обл.),

Микунь (Респ. Коми) – Котлас (Архангельская обл.)

    Северная  дорога взаимодействует со всеми  видами  транспорта.  В виду

малой разветвленности  железных  дорог  большое  значение  имеют  судоходные

реки: почти широтно  протекающая Сухона, которая после  слияния  с  рекой  Юг

образует Северную Двину, текущую с юго-востока на  северо-запад;  Вычегда  -

приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень  и  на

востоке района огромная Печора.  На  юге-западе  проходит  Волго-Балтийиский

путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает  юго-западную  часть

района тяготения  дороги с каналом имени Москвы.

Работа Северной дороги взаимодействует с тремя  речными  пароходствами;

Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям  Ярославль,

Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную  Двину,  Вычегду,

реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и  ее  судоходные

притоки Усу  и Ижму (по станциям Кожва, Абезь  на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути соединяются  с  морскими

и сочетают свою работу с Северным морским пароходством. Морские порты района

тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в  устьях

больших  рек,   имеют   важное   значение   для   арктического   каботажного

судоходства.

Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него автомобильные дороги

отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург.  На  Востоке

большая роль при  надлежит меридиональной  автомобильной  дороги,  идущей  от

Котласа на Шарью  и  дале  в  южном  направлении  на  Горький.  Автомобильные

дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино -  Потьма

-  Никольск.  Все  эти  дороги  республиканского  значения.  Важным   звеном

транспортной  системы района является трубопроводный транспорт

По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная

Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки,  Выктуль  -  Ухта  -

Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.

    Перспективы развития.

Северная железная дорога в настоящее время по праву  получила название «гигантской стройплощадки». На протяжении 2002—2007 годов в развитие инфраструктуры Северной магистрали вкладывались колоссальные средства. Это позволило СЖД закрепить за собой статус одной из самых мощных на всей сети железных дорог России. 
Важнейшим объектом инвестирования на дороге является строительство вторых путей с электрификацией на участке Буй—Вологда, включающее строительство дополнительных 3-го и 4-го путей перегона Паприха—Лоста и 4-го пути перегона Лоста—Вологда-1. Это позволило в значительной мере увеличить пропускную способность сетевого направления Свеча—Буй—Вологда—Череповец—Санкт-Петербург. 
В марте 2005 года был введен в эксплуатацию пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Обозерская (Архангельское отделение). Новый ПТОЛ оборудован на самом современном техническом уровне, начиная от систем вентиляции, освещения, водоснабжения и заканчивая санитарно-бытовыми условиями для рабочих. Согласно проектной мощности, в сутки ПТОЛ может обслуживать 20 электровозов. Иными словами, за год через его цеха пройдет более 7 тысяч локомотивов. ПТОЛ будет обслуживать не только Архангельское отделение СЖД, но и в целом Северную и Октябрьскую дороги, что ставит этот объект в разряд стратегически важных. 
Отсчитывает первые годы работы другой стратегически важный объект — Северный обход Даниловского железнодорожного узла, позволивший пропускать в обход до 15 пар поездов в сутки. Как следствие, участковая скорость за 2005 год на Вологодском отделении, несмотря на рост грузооборота на 7%, выросла на 1,6 км/ч (по ср. с 2004 г.). 
В июле 2005 года на станции Данилов Ярославского отделения СЖД был введен в эксплуатацию новый, не имеющий аналогов на сети дорог, вагономоечный комплекс стоимостью 360 млн рублей. Суточная программа комплекса — 200 вагонов, на обмывку вагона уходит всего 6 минут. Весь процесс мойки автоматизирован. Этот объект стал еще одним достижением СЖД с точки зрения экологической чистоты производства.  
В течение 2007 года на дороге реализованы такие инвестиционные проекты, как удлинение путей на станциях Череповец, Кошта, Вологда, Нея, Савватия и др. Велись работы по восстановлению разъездов Илес и Лиственничный. 
На СЖД поступают новые машины — на северных полигонах уже работают современные тепловозы. Много средств вкладывается в реконструкцию верхнего строения пути. В результате реализации инвестпроектов повышается уровень безопасности движения, повышаются скорости. 
Сегодня наблюдается рост экономики, строятся предприятия, увеличивается производство продукции — а значит, увеличивается объем перевозимых грузов. Северная магистраль стремится не только успевать за этим ростом, но и опережать его, чтобы возрастающие объемы грузов подходили к уже готовым пропускным мощностям дороги, к реконструированной и модернизированной инфраструктуре.  
Объем инвестиций в развитие СЖД постоянно увеличивается. В 2006, 2005 годах инвестиции находились на уровне 3 миллиардов рублей, в 2007 году дорога получила 10 миллиардов рублей, в 2008 на магистраль поступила уже более 15 миллиардов рублей.  В дальнейшем рост объемов инвестиций в основном сохранится. На 2009 год запланировано порядка 19 миллиардов инвестиций, в 2010 — примерно столько же.
 

2.Речной транспорт.

    Речной  транспорт традиционно был широко развит на Севере России. Этому способствует густая речная сеть, в которую входят судоходные реки – Печора, Северная Двина, Вычегда, Свирь и др., а также крупнейшие озера – Ладожское и Онежское. Большое значение имеют построенные в разные годы искусственные водные пути – каналы. Волго-Балтийский водный путь имеет общую протяженность – от Невских ворот Петербургского морского порта до Рыбинского гидроузла – в 1003 км. Эта водная система обеспечивает проход крупнотоннажных судов из Волжского бассейна на Балтику и Беломоро - Балтийский канал.

Построенный в 1960-х  годах Волго-Балт – глубоководный  путь с 7 большими шлюзами – заменил старинную Мариинскую систему.

Беломоро-Балтийский канал проходит от Онежского  озера до Белого моря по территории Карелии. Его протяженность от пос. Повенец на Онежском озере до г. Беломорска – 227 км.

Основные грузопотоки  по Беломоро-Балтийскому каналу осуществляется по маршрутам Петербург – Архангельск и Кандалакша – Череповец судами смешанного плавания. Маршрут Кандалакша – Череповец освоен сухогрузами и теплоходами серийного типа «Нефтерудовоз», перевозящими из Мурманской области железорудный и апатитовый концентраты. Кандалакшский порт располагает для этого специализированными перегрузными комплексами.

Перспективы речного  транспорта в немалой степени  связаны с развитием портового  хозяйства. Крупнейшим речным портом на Волго-Балте является Череповец. Поставка сырья и отгрузка продукции гигантских череповецких предприятий в значительной степени осуществляется дешевым речным транспортом. В Череповце функционируют три речных порта: порт общего пользования системы Северо-Западного речного пароходства и промышленные порты «Северстали» и «Аммофоса». В промышленном порту ЧМК построен пирс для приема железорудного концетрата и известняка с грузооборотом более 2 млн. т в год.

Портовое хозяйство  Северного (г. Архангельск), Печорского речных пароходств, испытывающих значительные финансовые трудности, требует серьезной реконструкции. Эти пароходства, работающие в суровых северных условиях, с короткой навигацией, сталкиваются также с серьезными проблемами, возникающими из-за обмеления рек. 
 
 

3. Морской транспорт.

    Морской транспорт переживает этап интенсивного развития. В Северном экономическом районе – два крупнейших торговых порта: Архангельский и Мурманский. На Белом море имеются порты в Кандалакше, Беломорске и некоторых других городах.

Архангельский порт – старейший порт страны, с  давних пор обеспечивающий торговые связи России с Западом. Архангельск  является портом круглогодичной навигации (которая обеспечивается ледокольным  флотом). Для бесперебойного функционирования порта проводятся также дноуглубительные работы на подходных каналах. Причалы трех районов порта принимают суда с разной осадкой и длиной.

АО «Архангельский морской торговый порт» - многопрофильный  порт. В значительной степени он занимается перегрузкой продукции  ЛПК, отправляемой на экспорт.

Мурманский порт расположен в глубоковдающемся в  побережье Баренцева моря глубоководном  Кольском заливе. Мурманск – крупнейший торговый порт, отправная база Северного  морского пути и крупнейший рыбный порт страны. Побережье Кольского  полуострова омывает теплое Северо-Атлантическое течение, что делает порт открытым для свободного плавания в течение всего года. Большие глубины у причалов исключают какие-либо ограничения по осадке судов, позволяют принимать и обрабатывать современные транспорты любых размеров и делают Мурманск самым перспективным портом России.

Значительная  часть морских перевозок осуществляется отечественным флотом. На Севере работает крупнейшее Мурманское морское пароходство, в составе которого свыше 60 транспортных судов, 10 крупных ледоколов, в т. ч. 7 атомных. Пароходство обслуживает заграничные линии и обеспечивает перевозки по Северному морскому пути.

В 1997г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. т. внешнеторговых перевозок  грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90мил.т. в год. Архангельского – 45мил.т. 

4. Автомобильный транспорт.

    Северный  экономический район слабо обеспечен благоустроенными  автомобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. К крупнейшим автомобильным  дорогам относятся; магистрали федерального значения Санкт-Петербург – Петрозаводск - Мурманск, Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога- Череповец - Вологда.

Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого

показателя, по России в целом объёмы перевозок  осуществленные магистральным

транспортом в 1997г. составили 22мил.т.

В восточной  части региона, в Республике Коми, в Ненецком АО, густота автодорожной сети очень низкая, и строительство новых дорог здесь жизненно важно. Большое значение будет иметь строящаяся автотрасса Усинск – Нарьян-Мар. Планируется сооружение автомобильных подходов ко многим нефте- и газопромыслам осваиваемых в этом районе месторождений Тимано-Печорской провинции. Предусмотрено и развитие связей этих районов с автодорожной сетью страны. Будет реконструироваться дорога Сыктывкар – Киров, введена в эксплуатацию трасса, которая соединит Визингу (Республика Коми) с Котласом Архангельской области и обеспечит выход автотранспорту из Республики Коми через Великий Устюг и Вологду на запад. 
 

Информация о работе Характеристика Северного экономического района Российской Федерации