Экономический потенциал Уральского федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:24, реферат

Описание

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Содержание

Введение
1. Природно-ресурсный потенциал.
2. Населения и трудовые ресурсы.
3. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства.
3.1. Топливно – энергетический комплекс
3.2. Черная металлургия Уральского экономического района
3.3. Цветная металлургия
3.4. Машиностроение
3.4. Отрасли агропромышленного производства.
3.5. Транспорт
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономический потенциал Уральского федерального округа.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд : в Южном Зауралье ( Орск ), Уфалейском районе. Новый горно-металлургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, не нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский ( г.Краснотурьинск), Уральский ( город Каменск – Уральский ) и другие. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, т.к. выплавка металлического алюминия очень энергоемкое производство.

Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна .

Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно – цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

 

3.4. Машиностроение

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий , представляющих все подотрасли машиностроения . Здесь развиты: тяжелое машиностроение ( производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования ), энергетическая ( производство турбин . паровых котлов и других ), транспортное , сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением ( Нижний Тагил , Усть – Катав ) , производством легковых ( Ижевск ) и большегрузных ( Миасс ) автомобилей, автобусов ( Курган ) ; мотоциклов ( Ижевск , Ирбит ), судостроением ( Пермь ) , судоремонтом ( Соликамск ).

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.

Для машиностроения Уральского экономического района так же , как и для всей промышленности , характерны чрезмерное концентрация в крупных городах; недостаточное специализация , универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

 

3.4. Отрасли агропромышленного производства.

Специализация сельского хозяйства Урала – зерно ( яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства ( молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясомолочные и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача , стоящая перед сельским хозяйством Урала, - повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота. Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

 

3.5. Транспорт

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой , - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60 % ).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газо проводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.


Заключение

 

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.

Все направление хозяйственной деятельности Уральского федерального округа тесно связаны с экономическим потенциалом. Экономика этого района зависит от уровня развития во всех отраслях. Чем выше развитие отраслей и производств, тем выше потенциал округа.


Список литературы

 

1. « Экономическая и социальная география » В. П. Дронов, В. Я. Ром. М.1994

2. « Региональная экономика » Канд. Экон. Наук доц. Т. Г. Пыльнева

3. http://geosite.com.ru/pageid-527-4.html



Информация о работе Экономический потенциал Уральского федерального округа