Международные экономические связи России с Китаем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:25, реферат

Описание

Российско-китайские экономические отношения в последние годы развиваются по очень многим направлениям. Включая увеличение объемов взаимного инвестирования в производственные и инфраструктурные проекты, расширение межотраслевых кооперационных связей. Как отмечалось в ходе недавних переговоров в Пекине между президентом РФ Дмитрием Медведевым и руководством КНР, взаимные экономические связи вышли на новый качественный, более технологичный уровень, что свидетельствует о растущей взаимозаинтересованности экономик обеих стран друг в друге.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………….3
2 Торгово-экономические тоношения……………………………………4
3 Основные товары российского экспорта в Китай в 2005 год………...7
4 Основные товары российского импорта из Китая в 2005 году……...12
5 Заключение……………………………………………………………...20
6 Список литературы……………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Экономическая география.docx

— 151.24 Кб (Скачать документ)

  В первом квартале 2006 г. по данным Минкоммерции КНР, объем контрактных китайских  инвестиций в Россию составил 280 млн. долларов США.

  Растут  масштабы привлечения китайских  компаний для выполнения строительных и иных подрядных работ. В 2005 г. подписано  контрактов на выполнение трудовых и  строительных подрядных работ в  России на общую сумму 660 млн. долларов США, объем выполненных работ  составил 450 млн. долларов США (+32,3%). В  течение года для выполнения указанных  услуг в России находились 18 тыс. граждан КНР (в 2004 г. – 14759 чел.). Основными  регионами применения китайской  рабочей силы являются Дальний Восток и Сибирь, к главным сферам ее использования относятся сельскохозяйственные и строительные работы, заготовка  и переработка древесины, пошив  одежды.

  Параллельно проявилась тенденция к увеличению притока российского капитала в  китайскую экономику. Объемы российских капиталовложений в целом по своим  размерам сопоставимы с китайскими инвестициями в Россию. По данным Минкоммерции КНР, в течение 2005 г. в КНР были даны разрешения на осуществление 162 проектов с российскими контрактными инвестициями на сумму 298 млн. долларов США, практически  использованные инвестиции составили 81,9 млн. долларов США. В целом российское инвестиционное присутствие в Китае  характеризуется следующими данными: общее число утвержденных проектов – 1849, объем контрактных инвестиций – 1,4 млрд. долларов США, из них практически использовано – 541 млн. долларов США. Основными сферами использования российского капитала являются отрасли обрабатывающей промышленности, включая переработку сельскохозяйственной продукции, производство химических товаров, переработку минерального сырья, производство транспортного оборудования, а также строительство и предоставление транспортных услуг. Наблюдалось также увеличение интереса со стороны крупных российских компаний (ОАО «Северсталь», ОАО «Русал») к осуществлению как прямых, так и портфельных инвестиций в крупные промышленные объекты Китая.

  В 2005 г. был завершен процесс создания институциональных основ и механизмов двустороннего взаимодействия в  сфере инвестиционного сотрудничества. В этом плане крупнейшим событием 2005 г. стало проведение 9 – 10 июня в  г. Санкт-Петербурге под эгидой Минэкономразвития  России и Государственного комитета КНР по реформе и развитию (ГКРР КНР) Второго российско-китайского инвестиционного форума. В ходе форума были подписаны семь соглашений по инвестиционным проектам в России на общую сумму 1,45 млрд. долларов США.

  По  итогам проведения двух инвестиционных форумов были подписаны соглашения по 19 пилотным проектам на сумму 2,15 млрд. долларов США. По состоянию на конец 2005 года китайскими компаниями фактически было вложено около 70 млн. долларов США.

  В августе 2005 года и феврале 2006 г. в  Китае состоялись 2-е заседание  Российско-Китайской Постоянной рабочей  группы (ПРГ) по инвестиционному сотрудничеству, а также рабочее совещание  упомянутой ПРГ. На них были достигнуты договоренности о регулярном проведении российско-китайских инвестиционных форумов и создании в каждой из стран постоянно действующих секретариатов по их подготовке. Было достигнуто понимание целесообразности разработки между Минэкономразвития России и ГКРР КНР межведомственного плана мероприятий по стимулированию российско-китайского инвестиционного сотрудничества, а также необходимости уделять большее внимание мониторингу хода реализации уже согласованных крупных инвестиционных проектов. Кроме того, стороны обсудили совместные действия в рамках подготовки мероприятий Года России в Китае, в частности, были согласованы сроки проведения в Пекине Недели содействия российским инвестициям (ноябрь 2006 г.)

  В подходах китайской стороны к  развитию двустороннего инвестиционного  сотрудничества акцент делается в первую очередь на проблемах, возникающих  у китайских компаний в ходе реализации инвестиционных проектов в России.

  В связи с имеющимися у китайских  инвесторов сомнений относительно существующего  в России инвестиционного климата  важное значение приобретает подписание двустороннего межправительственного  соглашения «О поощрении и защите капиталовложений». В 2005 г. было проведено  два раунда экспертных переговоров, в ходе которых удалось снять  имевшиеся ранее у сторон разногласия. В настоящее время документ проходит внутригосударственную процедуру  перед вынесением на подписание.  
 
 
 
 
 

 Заключение

 В 2005 г. обозначилось новое направление  двустороннего взаимодействия –  сотрудничество в создании и развитии особых экономических зон в России. Принятие в России Федерального Закона «Об особых экономических зонах» вызвало большой интерес у  государственных органов и деловых  кругов. Появление на российской территории особых экономических зон рассматривается  китайской стороной как дополнительная возможность для активизации  своих инвестиций в Россию.

 В 2005 г. между руководством Федерального агентства по управлению особыми  экономическими зонами (РосОЭЗ) и соответствующими китайскими организациями состоялась серия рабочих контактов, в том  числе в ходе ознакомительных  поездок по свободным экономическим  зонам КНР. В настоящее время  между РосОЭЗ и Минкоммерции КНР  готовится к подписанию межведомственное соглашение о сотрудничестве.

 В последние  годы особую актуальность приобрела  задача по диверсификации структуры  взаимной торговли, в первую очередь  в части повышения в российском экспорте в Китай доли машинотехнической  продукции. Ведущим российским организациям, представленным на китайском рынке, (ОАО «Силовые машины», ФГУП «ВО «Технопромэкспорт», ОАО «Атомстройэкспорт», ОАО «ОМЗ «Горное оборудование») заинтересованы в получении крупных заказов  по таким приоритетным для России направлениям сотрудничества в машинотехнической  сфере, как поставки оборудования для  тепловых, ядерных и гидроэлектростанций, горно-шахтного оборудования.

 Относительно  вопросов доступа на рынки товаров  во взаимной торговле необходимо отметить, что в 2005 г. на китайском рынке  по-прежнему действовали ранее введенные  антидемпинговые ограничения на ряд товаров российского экспорта. В течение года были приняты окончательные  решения по начатым в 2004 г. двум антидемпинговые расследованиям относительно российских поставок в КНР трихлорэтилена, бисфенола-А. Кроме того, в 2005 г. продолжились процедуры еще по одному антидемпинговому расследованию (эпоксипропан). Было инициировано начало одного нового антидемпинговое расследование (бутанол). Все действовавшие и вводимые меры по ограничению рынка относились к химическим товарам. Что касается применения антидемпинговых пошлин на ввоз холоднокатаного проката, в том числе и российского производства, то на основании результатов антидемпинговых расследований от 23 сентября 2003 г., они с сентября 2004 г. до настоящего времени не применялись (по состоянию на 01.01.2006 г.).

 Продолжается  работа в рамках российско-китайского механизма раннего оповещения и  консультаций по «чувствительным» товарам  двусторонней торговли. Дважды, в январе и в августе 2005 г. состоялись межминистерские  экспертные консультации по вопросам регламента его функционирования. Были подтверждены ранее достигнутые  договоренности о порядке взаимного  уведомления об имеющихся озабоченностях у производителей сторон, и достигнуто понимание о регулярном обмене информацией  по представляющим взаимный интерес  товарам. Указанные договоренности были зафиксированы в протоколе  восьмого заседания Подкомиссии  по торгово-экономическому сотрудничеству.

 В российско-китайской  торговле продолжают сохраняться проблемы, связанные с наличием и применением  технических барьеров. В 2005 г. они  в основном касались продукции животного  и растительного происхождения, а также химических товаров.

 В Китае  продолжали действовать установленный  в 1997 г. запрет на импорт российской пшеницы, а также введенный в мае 2000 г. запрет на ввоз из России парнокопытных  и продукции из них, в том числе  молока и молочных продуктов. Кроме  того, по соображениям технической  безопасности, после случаев утечки ядовитых химических веществ при перевозке их железнодорожным транспортом внутри КНР Министерство железных дорог КНР (МЖД КНР) с 1 апреля 2005 г. ввело новые требования к качеству используемых железнодорожных цистерн, что существенно затронуло в том числе интересы российских экспортеров таких товаров, как эпоксипропан и трихлорэтилен.

 В России в течение 2005 г. продолжали действовать  введенные Федеральной службой  по ветеринарному и фитосанитарному  надзору России (Россельхознадзор) с 29 января 2004 г. запрет на ввоз мяса птицы, а также установленные 17 сентября 2004 г. временные ограничения на ввоз (транзит) из КНР в Российскую Федерацию  живых животных и всех видов продукции  животного происхождения, не прошедших  термическую обработку. Указанный  запрет был несколько смягчен, когда 15 апреля 2005 г. Россельхознадзор отменил  временные ограничения на ввоз из КНР в Россию рыбы, рыбных и морских  продуктов, а также мяса кроликов.

 Проблемы, связанные с упорядочением неорганизованной торговли, продолжают оставаться одним  из наиболее серьезных раздражителей  в двусторонних торговых связях. Несмотря на то, что в 2004 г. были заложены организационные  основы двустороннего механизма  взаимодействия по урегулированию «неорганизованной» торговли, а также сформированы предпосылки  для начала практической работы, в  течение 2005 г. серьезного реального  продвижения вперед по данному комплексу  вопросов достигнуто не было.

 Проблема  повышения эффективности торговли российскими сырьевыми товарами в первую очередь связана с  экспортом леса и поставками аквапродукиции в КНР. В настоящее время в  России, по данным Минкоммерции КНР, имеется 43 проекта по освоению лесных ресурсов, большинство из которых сводится к заготовке древесины. Немало проблем  существует также в сфере торговли рыбой и морепродуктами, большинство из них связано с незаконными поставками рыбы из России в Китай, а также браконьерским промыслом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Лопатников  Д.Л. Экономическая география и  регионалистика., Гардарики , 2006.
  2. Вавилова " Е. В. Экономическая география и регионалистика ., Гардарики  2004.
  3. Видяпина В. И. Экономическая география России.-М .,

    ИНФРА  1999.

  1. www.asiadata.ru “Российская газета” №5344
  2. Булатова А.С. Мировая экономика., Экономист 2005
  3. Батманова Е.С., Томилов П.С. "Мировая экономика" и "Международные экономические отношения"., Екатеринбург 2005

Информация о работе Международные экономические связи России с Китаем