Разработка программы социально-экономического развития муниципального образования «Архангельск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:21, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение выбранного муниципального образования, его истории и экономико-географического положения, оценка текущего социально-экономического положения и перспектив развития, а так же выявление проблем муниципального образования и их решение с помощью программно-целевого метода.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие основные задачи:
1 дать краткую характеристику МО «Архангельск»;
2 проанализировать социально-экономическую ситуацию в МО «Архангельск»;
3 предложить программу мероприятий для развития социально-экономической сферы МО «Архангельск».

Работа состоит из  1 файл

ГМУ.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Все больший объем  товарооборота приходится на организованные формы торговли - магазины, в том числе супермаркеты и торговые комплексы с широким ассортиментом товаров.

Уверенно  развиваются  местные торговые сети "Петровский", "Маманя", Пять шагов", "Дисма", "Фудмаркет", открылись  фирменные  магазины местных товаропроизводителей.

В 2010 году  в городе активно  открывались  магазины  торговой сети Краснодарского  холдинга  "Магнит", появился магазин Петербурской  сети бытовой техники и электроники "Телемакс".

Обеспеченность  торговыми  площадями на 1000 жителей увеличилась на 42 кв.м. и составляет на 1 января 2011 года 648 кв.м. при нормативе 521 кв.м., обеспеченность  посадочными местами в общедоступных  предприятиях общественного питания составляет 75 посадочных мест при нормативе 40 посадочных мест  на 1000 жителей. [6]

 

2.2.9 Развитие малого предпринимательства

 

Количество малых организаций  на 1 января 2010 года составило  2404 (или 17,0% от общего количества  организаций, учтенных в Статистическом регистре), из них по видам экономической  деятельности приходится:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 32,9%;

- операции с недвижимым  имуществом, аренда и предоставление  услуг – 27,3%;

- обрабатывающие производства  – 8,6%;

- строительство – 10,6%;

-  транспорт и связь  – 7,5%.

Численность работников малых организаций  составила  – 30,7 тыс. чел. Всего в малом и  среднем предпринимательстве с  учетом индивидуальных предпринимателей занято 69 578 человек, что составляет 39,2 % от общей численности занятых в экономике муниципального образования  "Город Архангельск".

Размер среднемесячной заработной платы работников малых  организаций в 2009году составил 13824,4 рублей. Темп роста к 2008 году - 109,7% . 

За 2009 год субъектами малого предпринимательства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 16,4 млрд. рублей,  что  составляет 18,6% от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями города.

 В  2009 году  малыми  предприятиями  города инвестировано в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) 138,7 млн.рублей, что на 76,0% меньше уровня  2008 года. 

Доля  налоговых поступлений  от субъектов малого и среднего предпринимательства, уплачиваемых с применением специальных налоговых режимов (ЕНВД, УСНО) в общем объеме налоговых и неналоговых доходов городского бюджета  составила в 2009 году - 10,4%  (в 2008 году – 8,3%).

На конец 2010 года в  городе зарегистрировано 13 721 индивидуальный предприниматель. По сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 15,0%. [6]

 

2.2.10 Охрана окружающей среды

 

Экологическая ситуация в муниципальном образовании "Город  Архангельск"  остается  достаточно сложной. В этом играют роль и объективные  факторы: климатические особенности, повышенный уровень фоновых значений содержания вредных веществ в  окружающей природной среде, концентрация на ограниченной территории города значительного количества хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики.

Качество  водных  ресурсов реки Северной Двины, являющейся основным источником водоснабжения, практически  не изменилось  - вода по-прежнему характеризовалась как загрязненная.

Серьезную угрозу для  окружающей среды представляют отходы производства и потребления. С каждым годом увеличивается количество образующихся отходов на территории города Архангельска. Следует отметить, что существующая система санитарной уборки  города требует решения задач по обеспечению раздельного сбора отходов на территории города, что позволило бы  существенно снизить количество отходов, размещаемых на  городской свалке; строительства нового полигона, отвечающего требованиям экологического и санитарного законодательства. [6]

 

2.2.11 Состояние местного бюджета

 

Исполнение городского бюджета по доходам в период с 2007 по 2010 год во многом зависело от экономической  ситуации в стране и регулирования  межбюджетных отношений.

В целом за анализируемый  период доходы городского бюджета выросли  на 31,2%, при этом налоговые  и неналоговые  доходы увеличились на 23,7%,  безвозмездные  поступления  на 46,3%.

Наибольший удельный вес  в структуре  налоговых  и неналоговых доходов городского  бюджета  занимает налог  на доходы физических лиц.

В структуре расходов городского бюджета традиционно  наибольший удельный вес занимают расходы  на социально-культурную сферу.

Таким образом, проанализировав  социально-экономическую ситуацию МО «Город Архангельск» можно выявить сильные и слабые стороны, а также обозначить возможности и угрозы развития рассматриваемого МО.

Таблица 10 - Первичный SWOT – анализ социально-экономического положения Архангельска

Сильные

Слабые

Статус административного центра Архангельской области

Положительное сальдо миграции населения

Достаточно низкий уровень  официально зарегистрированной безработицы

Развитая система  предоставления  населению  социальных услуг (образование, здравоохранение, культура, спорт)

Культурные традиции и богатое историческое наследие

Динамично развивающаяся  сфера услуг и торговли

Свободные земли для  развития в черте города

Высокий износ коммунальных инфраструктур

Недостаток электросетевых ресурсов, высокие тарифы

Отставание системы образования от потребностей рынка труда

Высокий уровень загрязнения  воздуха и воды, низкое качество питьевой воды

Продолжающееся снижение численности населения 

Высокая стоимость   строящегося  жилья 

Высокий уровень потребительских  цен

Неукомплектованность кадрами  учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта

Большое число бродячих животных, отсутствие приютов для  собак

Возможности

Угрозы

Улучшение  демографической  ситуации путем создания  условий  для  повышения рождаемости, снижения смертности и привлечения в город молодежи

Повышение  качества предоставляемых  жилищно-коммунальных услуг через  повышение контроля  за управляющими организациями

Наращивание объемов  жилищного строительства 

 Осуществление газификации   города  от природного газа

Крупные инвестиционные проекты, намеченные к реализации в  зоне экономического влияния города

Широкие возможности  международного сотрудничества, обусловленные  статусом портового города

Высокий спрос в области  и соседних регионах на образовательные, медицинские, культурно-рекреационные услуги

Наличие в зоне экономического влияния города значительных запасов  природных ресурсов, востребованных на мировых рынках

Значительная дифференциация населения по уровню жизни

Снижение численности  населения 

Большая доля ветхого и аварийного жилья

Значительное число  нуждающихся в улучшении жилищных условий

Наличие на территории города объектов с высоким экологическим  риском

Неудовлетворительное  техническое состояние водопроводов и канализационных очистных сооружений

Приход в регион крупных  трансрегиональных и международных  компаний, работающих на потребительском  рынке 

Конкуренция за функцию  международного порта и центра развития морских технологий со стороны Мурманска  и Санкт-Петербурга


 

В ходе анализа был  выявлен ряд как слабых, так и сильных сторон города. К одним из самых сильных сторон относится статус административного центра, положительное сальдо миграции и наличие свободных земель. Среди слабейших сторон можно выделить высокий износ коммунальных инфраструктур, высокие цены. А так же большое количество бродячих животных, поэтому целесообразно разработать проект развития в данном направлении.

 

 

 

 

 

3 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА на 2013-2015 годы»

 

Муниципальная программа  «Регулирование численности бездомных животных города Архангельска на 2013-2015 годы» (далее – программа) представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных сокращение и контроль численности бездомных животных (собак) в городе Архангельске.

На протяжении всей истории  человечество пытается регулировать поголовье  бездомных животных. До недавнего  времени механизмами, решающими  проблему, оставались отстрел или  отлов с последующим умерщвлением. По статьям и отчетам исследователей ГУ "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" и наработкам ученых города Одессы указано, что метод отстрела или отлова с последующим умерщвлением биологически нецелесообразен, экономически невыгоден и вреден с точки зрения санитарно-эпизоотической обстановки. Фундаментальное биологическое свойство саморегулирования популяции обеспечивает восстановление ее численности даже после массовых отстрелов. Данная методика совершенно не задается вопросом о другом источнике проблемы, в частности вопросом о перепроизводстве домашних животных. Убийство животных неприемлемо с этической точки зрения и служит источником постоянного социального раздражения. Кроме того, отстрел или отлов с последующим уничтожением антигуманны и приводят к появлению таких явлений, как негативное отношение безнадзорных животных к человеку, повышение их агрессивности, что приводит к увеличению числа укушенных людей.

На данный момент в  Архангельске существует несколько приютов для бездомных животных, однако, они существуют только за счет благотворительной помощи и волонтеров и не могут контролировать ситуацию с бродячими собаками в городе.

В настоящее время  во многих странах разработана и  с успехом применяется программа ППВСО - поимка, проверка, вакцинация, стерилизация, освобождение.

При этом проводится отлов  и стерилизация с последующим  возвращением животных в прежнее  место обитания. При применении программы  ППВСО все стерилизованные собаки подвергаются вакцинации против бешенства, что способствует улучшению эпизоотической ситуации. Стерилизованные животные более спокойны.

Целями Программы являются сокращение численности безнадзорных и бездомных животных, предупреждение распространения заболевания бешенством среди животных и людей, повышая тем самым качество жизни населения города.

Для достижения указанных  целей необходимо решить такие задачи, как отлов, регистрация, вакцинация, стерилизация, содержание и возврат  безнадзорных животных в места их естественного обитания.

Сроки реализации Программы - 2013-2015 гг.

При использовании программы  ППВСО стерилизованные безнадзорные животные после возвращения в "семьи" (безнадзорные собаки обычно живут  небольшими сообществами, в которые  входят кобель-вожак, несколько сук  и подрастающий молодняк) могут жить там несколько лет, не производя потомства. Если учитывать, что стерилизованная сука в течение 5-7 лет не будет приносить потомство и ее место не займет новая особь, экономическая эффективность программы ППВСО становится очевидной.

Предупредить распространение  инфекции среди безнадзорных животных возможно посредством организации  комплекса организационно-хозяйственных  и специальных мероприятий, направленных на упорядочение содержания и вакцинацию животных.

Своевременная профилактика позволит исключить заболеваемость бешенством среди людей.

Программой предусмотрено  финансирование следующих мероприятий:

  • отлов безнадзорных животных;
  • регистрация безнадзорных животных;
  • вакцинация безнадзорных животных;
  • стерилизация безнадзорных животных;
  • содержание безнадзорных животных от 10 дней до 1 месяца с момента отлова;
  • возврат безнадзорных животных в места их естественного обитания.

В реализации Программы  по отлову, регистрации, вакцинации, стерилизации, содержанию и возврату безнадзорных (бездомных) животных в места их естественного обитания может участвовать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы собственности или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Исполнитель, прошедший процедуру конкурсного отбора и выигравший конкурс на выполнение данного вида муниципального заказа, должен быть обеспечен и оснащен:

  • помещением для приюта безнадзорных животных, отвечающим действующим санитарно-техническим нормам и правилам и пропускной способностью не менее 300 голов в год;
  • специализированной бригадой по отлову безнадзорных животных;
  • диспетчерской службой по учету и регистрации отловленных бродячих собак, приему их от населения, по поиску потерявшихся животных.

Программой предусматривается  целевое финансирование мероприятий за счет средств городского бюджета и внебюджетных средств (добровольные пожертвования, спонсорская помощь). Всего для осуществления мероприятий программы необходимо 6180 тыс. руб. Перечень программных мероприятий с источниками финансирования приведен в таблице 11.

   Основным критерием  оценки эффективности программных  мероприятий является уменьшение  динамики роста количества безнадзорных  и бездомных животных к концу 2015 года на 25-30% (на 200-230 голов), исключение распространения заболевания бешенством среди животных, уменьшение случаев укусов людей на 35-40% (на 250-300 случаев).

 

 

 

 

 

 

Таблица 11 – Перечень программных мероприятий

Наименование мероприятия

Исполнитель

Источник финансирования

Объемы финансирования (тыс. руб.)

2013

2014

2015

Отлов безнадзорных животных

Специально созданная  организация – исполнитель проекта

Городской бюджет

400

300

300

Регистрация безнадзорных животных

Специально созданная  организация – исполнитель проекта

Городской бюджет

100

100

100

Вакцинация безнадзорных животных

Архангельская областная  станция по борьбе с болезнями  животных

Внебюджетные фонды

120

120

120

Стерилизация безнадзорных животных

Архангельская областная  станция по борьбе с болезнями  животных

Городской бюджет

1200

1000

1000

Содержание безнадзорных животных до 1 месяца

Специально созданная  организация – исполнитель проекта

Внебюджетные фонды

500

300

300

Возврат безнадзорных животных в среду обитания

Специально созданная  организация – исполнитель проекта

Городской бюджет

60

80

80


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Программно-целевое планирование и управление основываются на системном  подходе к организации управления экономическими процессами и являются широко используемым методом разрешения различного рода проблем, имеющих комплексный  характер, как в условиях рыночной, так и планово регулируемой экономики.

Информация о работе Разработка программы социально-экономического развития муниципального образования «Архангельск»