Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотреть современное состояние и развитие нефтедобывающей промышленности стран ОПЕК.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- рассмотреть структуру мирового рынка нефти;
- изучить историю создания и развития ОПЕК, а также особенности деятельности данной организации;
- провести анализ современного состояния и развития нефтедобывающей промышленности стран ОПЕК.

Содержание

Введение 3
1. История и структура ОПЕК 5
1.1 История создания, основные цели и страны ОПЕК на 5
сегодняшний день 5
1.2 Членство и функционирование в ОПЕК 9
2. Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК: Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта 13
3. Развитие ОПЕК и его доля на мировом нефтяном рынке на современном этапе 17
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Опек.doc

— 402.50 Кб (Скачать документ)

Компания Aramco не является оператором крупных международных трубопроводов. Исключение состав­ляют четыре небольших трубопровода, проложенные по морскому дну и эксплуатируемые уже 60 лет, по ним нефть Arabian Light поставляется с месторождений Abu Saafra и Dammam в Бахрейн.

Морские перевозки. Дочернее предприятие Aramco — Vela International Marine Ltd. — является оператором крупнейшего флота супертанкеров в мире, в том числе, 19 танкеров водоизмещением более 160 тыс. т для перевозки сырой нефти, и пяти танкеров — для перевозки нефтепродуктов. Супертанкеры способны осуществлять транспортировку более 2 млн баррелей сырой нефти за один ход. В целом на морской флот приходится основная нагрузка при экспорте нефти из Саудовской Аравии. Другая компания - Национальная транспортная компания Саудовской Аравии (NSCSA) - имеет в собственности девять супертанкеров и наме­рена увеличить свой флот до 17 танкеров.

Помимо танкерного флота, Aramco обладает или берет в лизинг нефтехранилища в разных странах мира, в частности, в Голландии (Роттердаме), Южной Корее, на Филиппинах и в районе Карибского моря.

По запасам нефти среди стран Ближнего Востока Иран занимает второе место, и первое место по за­пасам газа. В стране открыто более 100 нефтяных и нефтегазовых и по­чти 50 газовых и газоконденсатных месторождений. В их числе шесть нефтяных месторождений с запаса­ми более 1 млрд т и три газовых с запасами свыше 1 трлн м3.

Добыча нефти в Иране осуще­ствляется с 1911 года. Максималь­ный ее уровень (260...300 млн т/год) пришелся на середину 1970-х го­дов. В 2007 г. в стране было добыто 214 млн т, из них 130 млн отправле­но на экспорт. В разработке нахо­дилось 51 месторождение. Добыча газа началась одновременно с добычей нефти. В 2007 г. она составила 160 млрд м3 (в том числе 100 млрд м3 - товарная продукция). Иран экспортирует газ в небольших объемах (2007 г. — 6,2 млрд м3), и почти в таких же объемах импортирует его из Туркмении (2007 г. — 6,1 млрд м3).

По прогнозам «ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИИ», пикового уровня добычи нефти (360 млн т) Иран достигнет в 2020 г., далее начнется постепенное снижение, и в 2030-м добыча составит 300 млн т ( рис. 1.8).

Проекты в секторе «апстрим». (табл. 1.). Доказанные запасы нефти месторождения Azadegan, разра­батываемого компанией Petroiran, составляют 26 млрд баррелей, но геологическое залегание сложное, добыча затруднена. В настоящее время на Azadegan добывается 25 тыс. б/д, в 2009 г. Иран намерен увеличить добычу до 50 тыс. б/д в рамках Фазы I его освоения. Достижение уровня добычи в 140 тыс. б/д к 2014-2015 гг. (Фаза II) потребует значительных инвестиций, а также международных партнеров для предостав­ления технической экспертизы.

Иран и Венесуэла достигли соглашения в 2007 г. об инвестировании 4 млрд дол. на разработку 30 млрд баррелей нефти на 7 блоке месторождения Ayacucho в Венесуэле. Северная компания по бурению Ирана (NDC) работает с российской компанией Лукойл для разработки месторождений на Каспии.

Таблица 1. Новые проекты по добыче сырой нефти в Иране до 2015 г.

 

По данным Oil and Gas Journal, на территории Кувейта содержится 101,5 мб/д доказанных запасов нефти, или около 8% от мировых запасов. Доказанные запасы тяжелой нефти в объеме 13 млрд баррелей расположены прежде всего на севере Кувейта.

Добыча нефти в Кувейте началась в 1939 г. с разработки крупнейшего в мире месторождения Большой Бурган (начальные запасы — 9140 млн т). Максимальный уровень добычи нефти был достигнут в 1972 г., он составил 152 млн т. В 2007 г. в Кувейте было добыто 144 млн тонн. Добыча газа полностью зависит от уровня добычи нефти, так как добывается попутный нефтяной газ. Открыто 22 нефтяных и три газонефтяных место­рождения. В 2008 г. Кувейт произвел примерно 2,7 мб/д нефти, в том числе, около 300 тыс. б/д в Нейтральной зоне. Из суммарного объема добытой в 2008 г. нефти 2,57 мб/д приходилось на сырую нефть, 170 тыс. б/д — на жидкофазные продукты.

Кувейт планирует увеличить производственные мощности по добыче нефти с текущих 2,6 мб/д до 4 мб/д в 2020 г. Тяжелая нефть является основным компонентом в планах Кувейта по наращиванию производ­ственных мощностей. Кувейт является одним из основных экспортеров нефти на Ближнем Востоке. В 2007 г. экспорт составил около 90 млн тонн. Даже с учетом возрастающего внутреннего потребления страна будет увеличивать экспорт до 130 млн т в 2020 г. и 135 млн в 2030-м году.

Переработка. Кувейт обладает тремя собственными НПЗ суммарной производственной мощностью около 936 тыс. б/д. Благодаря высокому спросу в последние два года перерабатывающие мощности Кувейта работали на уровне, близком к максимальному. Международная нефтеперерабатывающая компания Кувейта (KPI) отвечает за международные опера­ции страны по переработке нефти и маркетингу нефтепродуктов, ей принадлежат 4 тыс. пунктов розничной торговли в странах Западной Европы (Бельгии, Испании, Швеции, Люксембурге и Италии). Компания KPI владеет НПЗ в Роттердаме мощностью 80 тыс. б/д и обладает 50% акций совместно с AGIP в НПЗ мощностью 240 тыс. б/д в Milazzo в Италии.

По мере роста рынка «даунстрим» в Азии, Кувейт проявляет значительную заинтересованность в приобретении активов в секторе нефтепереработки на крупных появляющихся рынках, таких как Китай и Индия. В марте 2008 г. KPI, Royal Dutch Shell и китайская компания Sinochem объявили о достижении договоренностей по строительству НПЗ мощностью 240 тыс. б/д в китайской провинции Fujian. НПЗ должен войти в строй в 2010 г., он будет предназначен для переработки тяжелой нефти Кувейта. Кроме того, в китайской провинции Guangdong KPC ведет переговоры о партнерстве с китайскими компаниями Sinopec и Dow Chemical Company. Предполагаемая стоимость строительства завода мощностью 300 тыс. б/д составля­ет 5 млрд дол., завод будет производить 1 млн т этилена в год.

Экспорт. В 2007 г. суммарный экспорт сырой нефти и нефтепродуктов из Кувейта достиг почти 2.7 мб/д. В Азиатско-Тихоокеанский регион было направлено 1,3 мб/д, в США - 175 тыс. б/д, Западную Европу - 109 тыс. б/д. Из 739 тыс. б/д произведенных в стране нефтепродуктов около 584 тыс. б/д были направлены на экспорт, в том числе в страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 480 тыс. б/д, Западной Европы - 237 тыс. б/д.


3. Развитие ОПЕК и его доля на мировом нефтяном рынке на современном этапе

 

 

Мировой рынок нефти и нефтепродуктов представляет собой весьма тонкую и чувствительную систему. Его «настрой» зависит от многих факторов: политических, экономических, сезонных, региональных, от положения, складывающегося с танкерным флотом, и т.д. Вместе с тем он достаточно хорошо организован, имеет свои особенности, свои правила игры.

Существуют две формы торговли нефтью и нефтепродуктами: контрактная и спотовая.

Контрактная форма торговли подразумевает ситуацию, при которой покупатель и продавец договариваются о поставках товара в течение определенного периода и часто по фиксированным ценам. В прошлом контракты подписывались на два, три и более лет. Затем этот период сократился, а цены стали более гибкими.

Спотовая торговля предусматривает сделки краткосрочные. Зачастую спотовая торговля — это продажа одного танкера с нефтью или нефтепродуктами. Поэтому цены по сделке устанавливаются на конкретный танкер на день сделки. По подсчетам специалистов, в настоящее время примерно 50—55% сделок, заключаемых на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, совершается на спот-условиях.

Следует несколько подробнее остановиться на характеристике этих двух форм торговли, чтобы стали более понятны последующие характеристики мирового рынка нефтепродуктов и внутренняя логика ценообразования. Это позволит уверенно ориентироваться на данном рынке.

В принципе спотовая торговля представляет собой естественное явление. Она берет начало с древних времен, когда товар обменивали на товар. В отличие от нее контрактная форма требует от партнеров соблюдения определенных обязательств в течение длительного периода. Важнейшее условие и для крупной компании, и для небольшой фирмы — стабильное предсказуемое положение на своем рынке, которое достигается тогда, когда стороны имеют и выполняют друг перед другом долгосрочные обязательства. Это дает контрактная форма работы.

Что касается енотовой торговли, то ни производитель, ни потребитель не могут точно предсказать на обозримый период точные цены на товар, точные объемы поставок. Цена всегда будет объектом манипуляции.

С другой стороны, владелец нефти находится в достаточно сложном положении. Если компания заключает на длительный период контракт на какой-либо нефтепродукт с нефтеперерабатывающим заводом, то последний вынужден производить данный нефтепродукт в течение этого периода и продавать его по установленной цене.

А ведь конъюнктура меняется, и может получиться так, что в силу определенных обстоятельств необходимо, например, увеличить выпуск светлой фракции нефтепродуктов и снизить производство мазута. Завод может потерпеть убытки именно из-за складывающейся конъюнктуры. В условиях бизнеса с большими объемами денежные потери могут быть велики. Например, типичная сделка по дизельному топливу: 20 000—24 000 т (судовая партия) по апрельским ценам 1997 г. при цене в 185 долл. за 1 т стоит примерно 4— 4,4 млн долл. Потеря в цене в 1 долл. будет стоить для одного из партнеров 20 000—24 000 долл. Если же речь идет о торговле бензином, то потеря будет еще больше. Когда условия торговли, общее экономическое положение устойчивы, то приемлемы жесткие контракты. В условиях нестабильности жесткие цены — явление контрпродуктивное. В связи с этим участники рынка нефти и нефтепродуктов вынуждены комбинировать обе формы торговли. Среди нефтетрейдеров появился термин «гибкие контракты». Именно многофакториальность нефтяного рынка и заставляет его участников использовать гибкие системы, следуя правилам игры.

В настоящее время на рынке нефти и нефтепродуктов присутствуют четыре главных участника: 1) крупные нефтяные компании, практи1сующие обе формы торговли; считается, что им принадлежат примерно 40% спотового рынка (Mobil, SheH и другие «нефтяные сестры»); 2) независимые нефтяные компании (не принадлежащие к «нефтяным сестрам»); им принадлежат порядка 10—15% спотового рынка; 3) нефтяные трейдеры (Fibro, Marc Rich).

Спотовая торговля нефтью и нефтепродуктами обычно ассоциируется с Роттердамом. Это логично: ведь Роттердам — как раз то место, где по существу зародилась «спотовая» торговля. В этом районе сосредоточены крупные перерабатывающие мощности, хранилища и распределительные системы. Однако в настоящее время под Роттердамским спотовым рынком следует понимать более широкую географию. Сюда надо включать все спотовые рынки северо-запада Европы: Швецию, Данию, Норвегию, восточную часть Ве-ликобритании, ФРГ, Голландию, Бельгию и северо-запад Франции. Логистика Роттердамской зоны состоит из двух крупных сегментов. Танкерные торговые сделки осуществляются в северо-западном регионе: Роттердам — Северное море; торговые сделки с речными баржами ведутся в зоне Роттердам — дельта Рейна (поставки потребителям в Голландию, ФРГ, Бельгию, Швейцарию и др).

Другим крупнейшим мировым спотовым рынком является Сингапур. Этот рынок считается вторым в мире после Роттердамского. Кроме того, данный регион занимает третье место в мире по объемам переработки нефти после Роттердамского и Американского (побережье Мексиканского залива) регионов. Сингапурский рынок расположен на крупной транспортной артерии, соединяющей Азию с другими регионами мира. Сингапур играет роль своеобразного баланса между США и Роттердамом. На Сингапурский рынок ориентируются производители и трейдеры нефти и нефтепродуктов Индонезии, Малайзии, КНР, ОАЭ, Ирана. Следует отметить, что в связи с бурным экономическим ростом в новых индустриальных странах (Ю. Корее, Тайване, Сянгане (Гонконге) и др.) отмечается рост нефтепотоков из Ближневосточного в Сингапурский регион.

Крупным рынком является Средиземноморский. Нефтетрейде-ры ориентируются на рынок Генуя — Лавера. Это объяснимо и логично. Ближневосточные производители нефти и нефтепродуктов везут продукцию на юг Европы.

Так сложилось, что российские поставщики, работающие на спот-условиях, ориентируются на показатели Роттердамского или Средиземноморского рынков. Это понятно, так как традиционно нефтепродукты вывозились из России через порты Балтийского и Черного морей. Нам достаточно сложно было конкурировать на Дальнем Востоке, ведь мощности советских нефтеперерабатывающих заводов были ориентированы на удовлетворение потребностей данного региона — Сахалина, Камчатки, Владивостока, Магадана, хотя раньше мы располагали хорошими базами для бункеровки морских судов, в том числе и иностранных, на Дальнем Востоке. Учитывая, что нам нужно иметь представление и об услугах, приведем некоторые данные о стоимости транспортных услуг, фрахта судов для перевозки нефтепродуктов.

Традиционно мы оперируем общим понятием "мировой рынок нефти", однако детальный анализ показывает, что рынок этот неоднороден и имеет свои региональные особенности. Так, регионы Северной Америки, Европы, СНГ и АТР являются основными потребителями нефти. При этом рынки АТР и Северной Америки, которые собственной добычей обеспечены соответственно на 41% и 56%, наиболее уязвимы и нестабильны. Характерно, что кризисные явления именно на этих рынках и были причиной резких колебаний цен на нефть в последнее десятилетие.

По объему поставок главным поставщиком нефти на мировой рынок в региональном отношении остается во главе с Саудовской Аравией Ближний Восток (Таблица 2), в организационном - ОПЕК, в который входит большинство нефтедобывающих стран ближневосточного региона. По организации поставок и методам ценообразования мировой рынок нефти делится на три сектора: внутренний рынок нефтедобывающих стран, экспорт и импорт нефти по трубопроводным системам и "нефть-на-море", т.е. экспорт и импорт танкерами. Суммарные поставки нефти стран-производителей на свои внутренние рынки составляют 1,6 млрд тонн в год. Внутренние цены на этих рынках значительно отличаются от цен мирового рынка и никак на них не влияют: они часто регулируются правительством страны (напрямую или при помощи налогов и таможенных пошлин) с целью обеспечить более полную загрузку собственных НПЗ и стимулировать развитие экономики своей страны. На экспорт по трубопроводам поставляется около 200 млн тонн в год. Крупнейшими трубопроводными системами мира являются нефтепроводы компании "Транснефть", соединяющие Россию и страны СНГ с Европой, и нефтепроводы, соединяющие Канаду с США. В настоящее время планируется создание трубопроводной системы между Россией и Китаем. Трубопроводный сектор рынка нефти обычно называют "связанным рынком": объем поставок на нем обычно определен на годы вперед, с привязкой цены к цене нефти, которая формируется при перепродаже нефти в танкерах.

Информация о работе Развитие нефтяного комплекса стран ОПЕК