Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

По признаку оформления отношений субъектов  регионального финансового рынка  выделяются рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг. В свою очередь, внутри регионального рынка ценных бумаг можно выделить рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг.

По признаку возвратности финансово-кредитных  ресурсов рассматривают рынки возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя, закладные и др.) и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады и т.п.).

Развитие  регионального финансового рынка  определяется экономической структурой и специализацией региона: соотношением отраслей, соотношением государственного и негосударственного сектора, удельным весом оборонного комплекса, предприятий по производству потребительских товаров, оптовой и розничной торговли и т.д.

Региональный  рынок недвижимости представляет собой систему социально-экономических отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территории (земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов) между собственниками.

Особенностями недвижимости как товара являются:

  • длительное функционирование как предмета личного потребления;
  • физическая неподвижность и связь с землей; 
  • сохранение в течение всего жизненного цикла своей натурально-вещественной формы;
  • относительно высокая стоимость;
  • ограниченность земельных ресурсов;
  • значительная дифференциация потребителей;
  • неоднородность: недвижимость различают по размеру, местоположению и т. п.

Региональный  рынок недвижимости делится на основные сегменты, каждый из которых имеет  свои особенности и развивается  относительно самостоятельно: рынок  земли и земельных участков, рынок  жилья, рынок нежилых помещений.

Ситуация  на рынке недвижимости зависит от многих факторов. Основными из них  являются:

  • государственная и региональная политика по управлению недвижимым имуществом;
  • политика приватизации государственного имущества;
  • уровень развития инфраструктуры, обслуживающей рынок недвижимости;
  • территориальные особенности: климатические условия, политическая стабильность, национальные традиции, криминогенная обстановка и др.

Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья, поскольку выполняет  очень важную социальную функцию. Большое  значение для рынка жилья имеет  его местоположение. Покупатель жилья приобретает вместе с ним определенный набор характеристик местности: доступность к рабочим местам, магазинам, местам развлечений, которая в зависимости от положения может быть очень разной; обеспеченность общественными услугами: школы, пожарная команда, органы правопорядка и т. п.; качество окружающей среды: состояние воздуха, воды, уровень шума и др.; внешний вид: ландшафт, внешние характеристики домов и участков.

Принято разделять первичный и вторичный  рынки жилья. Под первичным рынком понимается рынок нового жилья, вводимого в эксплуатацию. Под вторичным рынком понимается рынок жилья, освобождающегося по разным причинам: приобретение жилья на первичном рынке, переезд на другое место жительства, смерть и т.п. В условиях сокращения объемов нового жилищного строительства, снижения численности населения в России в целом и во многих регионах и активных миграционных процессов роль вторичного рынка жилья все более возрастает. Основная часть жилья приобретается гражданами в последние годы именно на вторичном рынке.

Информационный  ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления и хранения информации.

Региональный  информационный рынок представляет собой сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другим его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов.

Основными элементами информационного рынка  являются информационные продукты (услуги), производители информационных продуктов  и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов  и услуг (юридические и физические лица).

Субъектами  регионального информационного  рынка являются участники всех без  исключения региональных рынков, нуждающихся  в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные  специализированные институты по сбору  и обработке рыночно: информации (маркетинговые центры, рекламные  агентства, информационные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России, средства массовой информации и др.).

В настоящее  время развитие информационного  рынка идет по следующим направлениям:

  • рынок информации (политической, финансовой, деловой, потребительской и др.);
  • рынок сделок на основе компьютерных технологий — электронные сделки (банковские операции, системы электронной торгов ли и т. п.);
  • рынок программного обеспечения;
  • рынок электронных коммуникаций (электронная почта и передача данных).

 

2. Экономическое пространство и  конъюнктура рынка

Региональные  рынки формируются как открытая система, которая реагирует как  на внутреннюю, так и на внешнюю  экономическую, социальную, политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков и функционирования субъектов рыночных отношений находятся в зависимости от количественных и качественных характеристик экономического пространства. При этом следует различать внешнее и внутреннее экономическое пространство.

Внешнее экономическое пространство имеет решающее значение для функционирования всех субъектов региональной экономики. Оно двояко влияет на формирование производственно-экономических и финансовых связей региональных рынков и возможных взаимодействий с потенциальными партнерами. С одной стороны, внешнее пространство обеспечивает хозяйствующие субъекты необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и тем самым создает основу нормального функционирования. С другой стороны, внешнее экономическое пространство выступает потенциальной средой реализации продукции и услуг, гарантируя возможность участия всех субъектов в рыночных отношениях как равноправных партнеров, соблюдающих нормы и правила рыночных отношений.

Внутреннее  экономическое пространство включает условия и предпосылки для  функционирования системы региональных рынков. К ним в первую очередь относятся расположенные на территории региона элементы экономического потенциала, составляющие материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса.

Эффективность функционирования экономического пространства зависит от емкости и структуры  потребления внутри региона и  характера и ассортимента производства.

Под воздействием научно-технического прогресса, развития территориального разделения труда, а  также в результате воздействия  других факторов на региональных рынках все чаще происходят структурные  изменения. Постоянно обновляется  и расширяется номенклатура товаров  и услуг, вместе с изменением технико-экономических  параметров меняются издержки производства и обращения, цены и тарифы на товары и услуги, процентные ставки по кредитам, валютные курсы и т.д. Инфляционные процессы приводят к резким колебаниям цен, изменению пропорций между товарной и денежной массой в обращении, меняются методы и формы торговли, фирменная структура и т.д. Изучение всех этих вопросов в комплексе дает представление о конъюнктуре региональных рынков.

Конъюнктура региональных рынков представляет собой  совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики региона или  какой-либо ее сферы. В связи с  этим различают общерегиональную рыночную конъюнктуру и конъюнктуру региональных товарных рынков. Первая определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, функционирующей в рамках регионального воспроизводственного процесса. В рамках второй изучается не вся рыночная система, а текущие изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных товаров или товарных групп, включая внутрирегиональный и межрегиональный аспекты. Конъюнктура региональных рынков развивается не изолированно — она тесно связана с конъюнктурой общероссийского и мирового рынка.

Конъюнктура любого регионального рынка определяется, прежде всего, развитием экономики  региона, она формируется и развивается  под влиянием многих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.)

Все конъюнктурообразующие факторы делятся на контролируемые субъектом управления региональными рынками и неконтролируемые.

К контролируемым факторам относятся области принятия решений, находящиеся в компетенции высшего руководства. К таким решениям относятся:

  • определение товарного ассортимента;
  • регулирование объемов производства посредством государственных и региональных заказов, финансирования проектов, квотирования ввоза и вывоза товаров;
  • определение ценовой политики;
  • определение сбытовой политики;
  • выбор стратегии;
  • определение коммуникационной политики и др.

Многочисленные  контролируемые факторы формируются  под влиянием неконтролируемых и тесно взаимосвязаны.

Неконтролируемые  факторы — это условия, не определяемые органами власти, но влияющие на характер и время принимаемых решений  и в целом на степень успеха развития региона. Эти факторы можно только учитывать. Вся совокупность неконтролируемых факторов подразделяется на факторы макроуровня (мировые тенденции и условия конкретной страны) и факторы мезоуровня (условия рынка конкретного региона).

К основным макрофакторам относятся:

  • экономический, который включает: фазу экономического цикла; уровень и структуру цен; банковские процентные ставки; характер распределения и перераспределения национального дохода; уровень реальных доходов; уровень инфляции и др.;
  • научно-технический, который включает: уровень развития материально-технической базы рыночной инфраструктуры в стране; уровень механизации и автоматизации транспортно-складских процессов; уровень развития производственных и информационных технологий и т.п.;
  • социалъно-демографический: количественный и качественный уровень обеспеченности страны и региона трудовыми ресурсами; численность, половозрастная структура населения, его размещение по территории; уровень образования; культурные традиции и др.;
  • природно-климатический фактор предопределяет специфику производства и потребления, характера применяемых транспортных средств и т. п., включает: показатели температурного режима; состояние ландшафта; наличие природных ресурсов и др.;
  • политический: стабильность политической власти; развитие нормативно-правовой базы и др.

К неконтролируемым факторам мезоуровня относится поведение потребителей и хозяйствующих субъектов региона.

Показатели  оценки состояния конъюнктуры регионального  рын-ка. Выбор системы показателей оценки состояния конъюнктуры ре-гионального рынка определяется целями конкретного исследования.

Состояние конъюнктуры региональных рынков может  быть оценено количественно с  помощью следующих показателей:

  • сферы производства (объем и динамика производства в целом, размер инвестиций, данные о заказах в промышленности, уровень занятости, размеры фондов и ставок заработной платы);
  • внутрирегиональной торговли (данные о розничной и оптовой торговле, платежеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит и т. п.);
  • межрегиональных и внешнеэкономических связей (объемы, динамика, структура и географическое распределение межрегиональных связей, объемы экспорта и импорта, объемы грузовых перевозок);
  • кредитно-денежного обращения (курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы).

Основной  характеристикой конъюнктуры регионального  рынка служит степень сбалансированности спроса и предложения, которая проявляется  в поведении цен, тенденциях продажи  товаров и услуг, скорости оборачиваемости  капиталов и т.д. Такая оценка позволяет диагностировать тип  конъюнктуры, характерный для различных  региональных рынков, которая может  быть благоприятной (высокой) или неблагоприятной (низкой).

При благоприятной  конъюнктуре складываются условия, облегчающие сбыт и продажу товаров, обеспечивающие рост прибыли, достигается  сбалансированность спроса с предложением, цены удерживаются на стабильном уровне, отмечается рост деловой активности.

Неблагоприятной конъюнктурой считается ситуация, характеризующаяся  отставанием спроса от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, затруднениям в сбыте товаров, спаду деловой активности.

 

3. Регулирование региональных рынков

Рыночные  процессы на региональном уровне регулируются. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков — это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Информация о работе Региональные рынки