Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:00, доклад
Уральский экономический район (УЭР) в составе Республик Удмуртия и Башкортостан, Пермской, включая Коми Пермяцкий АО, Свердловской, Челябинской, Оренбургской и Курганской обл. имеет площадь 824 тыс. км2 (4,8% территории России). Западные границы Урала общие с Поволжским и Волго-Вятским районами, восточные — с Западно-Сибирским, а на севере он соприкасается с Северным районом.
Сернокислотная промышленность развивается на основе местных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (центры в Рёвде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также крупный производитель продукции органического синтеза, наиболее известнее центры: Салават, Пермь- и др
На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производства в области атомной промышленности горно-химический комбинат «Маяк».
Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса производилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпускают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и расположены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — важная отрасль экономики Урала, на современном этапе производящая до 5% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района).
Продукция животноводства в районе в настоящее время больше продукции растениеводства, в соотношении 3:2, и отличается более высокой товарностью — часть ее поставляется в другие регионы. Из растениеводческой продукции вывозятся, в основном, излишки зерна, а овощеводство и картофелеводство работают на обеспечение местного населения.
Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство.
Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряженность на отдельных железнодорожных и автомобильных магистралях района в 3-4 раза выше средней по стране.
Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40% грузов), автомобильных — около 93 тыс. км (54% объема перевозок) и водных путей — 4,7 тыс. км (окодо 6% грузоперевозок).
Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.
Развитие сферы услуг и инфраструктурных отраслей, в том числе по оказанию транспортных и услуг связи, юридических, финансово-кредитных, страховых и консалтинговых, имеет на Уралё важное значение для подъема его экономики. Уже в настоящее время район занимает второе место в России по количеству и значимости региональных банков, здесь высокими темпами расширяется рыночная инфраструктура (товарные и фондовая биржи, инвестиционные и страховые компании).
В районе интенсивно создаются совместные предприятия, акционерные общества и экономические ассоциации.
По состоянию на 2004 г. инвестиционный климат в Уральском экономическом районе наиболее высоко оценивался для Свердловской обл. как имеющий высокий потенциал и умеренный риск. Риски инвестиций для Башкортостана, Оренбургской, Пермской и Челябинской обл. признаны умеренными, а потенциал инвестиций – средним. Пониженный и низкий инвестиционный потенциал и высокий риск, инвестиций характерны для Удмуртии и Курганской обл.
Природные
и культурные памятники. На территории
Урала находятся пять государственных
природных заповедников, два ведомственных
заповедника, национальные парки.
Основные направления отраслевого и территориального развития
Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.
В результате экономических реформ Урал остается регионом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию. В настоящее время доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки (металлов, пиломатериалов, глинозема и др.) увеличилась в вывозе до 75—80%, а в экспорте превысила 90%. К концу 1990-х гг. Урал все больше превращался в сырьевой регион.
В то же время тяжелая и средняя промышленность Урала уже сейчас может стать базой для подъема и технического перевооружения, всего районного хозяйственного комплекса.
Чрезвычайно эффективной способна стать кооперация; металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири. Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоений перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и др. регионов европейского Севера.
Территориальные особенности экономики Урала определяются некоторыми различиями в специализации составляющих его регионов, что, в свою очередь, зависит от их природно-ресурсного и производственного потенциалов, а также агроклиматических условий. Представляется целесообразным выделить Северный Урал в составе Республики Удмуртия, Пермской и Свердловской обл., а Южный Урал — в составе Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской и Курганской обл.